Мнения / Литература

Зачем нам опыт эпохи

О книге Юрия Пискулова «Друзья мои, друзья. Хроники одной жизни времен от Сталина до Путина»

  
1110
На фото: Юрий Пискулов
На фото: Юрий Пискулов (Фото: Ю. Котина/bfrz.ru)

В последнее время все чаще приходится слышать, особенно от тех, кто причисляет себя к творческой интеллигенции, всевозможные проклятья в адрес распавшейся три десятка лет назад великой страны. Особо продвинутые «либералы-экстремисты» даже призывают «покаяться за СССР перед всем миром». А те, кто сделали карьеру и получили известность в «застойные» времена и сейчас вполне успешно монетизируют это, спешат с апломбом заявить: «Я — не совок». Скажу откровенно: пытаться понять внутреннюю мотивацию этих людей — занятие крайне неприятное и неблагодарное, все равно что копаться голыми руками в куче мусора.

Казалось бы, те времена «канули в Лету», но вот парадокс — сегодня все чаще о той жизни и уникальном в мировой истории опыте строительства социализма говорят на всех уровнях — от разговоров «на кухне», до споров политических элит и дискуссий в науке, — сравнивая эти две эпохи.

Увидела свет книга Юрия Пискулова «Друзья мои, друзья. Хроники одной жизни времен от Сталина до Путина». Книга адресована тем, кто небезразличен к недавнему прошлому, кто готов критически подойти к сложившимся в постсоветское время стереотипам о роли и значении СССР, в т. ч. в мировой торговле и отношениях Восток-Запад, кому, наконец, просто интересно прочитать о судьбе человека, прожившего яркую и насыщенную жизнь на стыке двух эпох.

Юрий Васильевич Пискулов — один из тех, кто формировал внешнеторговую политику СССР с Западом, особенно, с Финляндией и Скандинавией в течение 27 лет, когда министром внешней торговли был легендарный Николай Семенович Патоличев. Читателю с расхожим мнением «Внешняя торговля СССР? Знаем-знаем: нефть, газ, металл и лес-кругляк — это экспорт, а оборудование, станки, технологии — это импорт» будет интересно узнать, например, что в 60-х годах советский автопром, поставляя в Финляндию всего две свои модели автомобилей — «Москвич» и «Волга» — занимал 10% финского авторынка. По современным меркам этот результат просто фантастический. Или о том, что на финских верфях совместно строилось огромное количество судов для нас, в т. ч. ледоколы с советскими атомными двигателями. Производственная кооперация в десятках высокотехнологичных отраслей, личная дружба с президентом «Нокиа» и покорение с ним пика Хельсинки на Кавказе, сложнейшие переговоры с крупным европейским бизнесом — Юрию Пискулову есть, о чем рассказать: в частности, как вопреки холодной войне и «железному занавесу» страна зарабатывала валюту не только на нефти и сырье, но и на промышленном экспорте в масштабах, которые сегодня еще недоступны.

Читайте также

В лицах показано, как работал механизм и каковы были масштабы сотрудничества Восток-Запад, особенно с Финляндией. Это впечатляет и сегодня.

В то же время книга — это не ода, безоглядно восхваляющая все советское. Автор беспристрастно рассказывает о проблемах и подковерных интригах, непростых «дружеских» отношениях по работе с сыном Брежнева, замминистра Внешторга, о горбачевской «перестройке» внешней торговли, о проблемах и разочарованиях, неизбежно сопровождающих длительный, напряженный и честный труд.

Отдельная глава посвящена трагедии марта 1953 года — давке в Москве в день прощания со Сталиным, — участником и зрителем которой довелось стать автору. Ну, а название главы: «Лихие 90-е, или блеск и нищета реформаторов» говорит само за себя. Много интересного читатель найдет и в главах, посвященных двум последним десятилетиям: его работе с Евгением Максимовичем Примаковым в Торгово-промышленной палате РФ и их критике наших «неолибералов», о работе завкафедрой и профессором в Академии Внешней Торговли, главным редактором журнала «Международная экономика» и командировках в Донецкую Народную Республику.

Вот почему книгу действительно можно назвать хроникой времен от Сталина до Путина.

Совершенно особой, пронзительной нотой прозвучала в книге любимая автором тема о высоких горах и товарищах по связке.

Юрий Пискулов — альпинист, мастер спорта, участник более 80 восхождений, в том числе, 18 — высшей категории сложности, более 60 лет в горах Кавказа, Памира, Алтая и Гималаев. Возможно, для кого-то покажется странным сочетание: ответственный чиновник Внешторга, и вдруг опытный высококлассный альпинист. Но ведь альпинизм — состояние души, которое не зависит от возраста и профессии, политического строя или социального положения. Спросите любого (включая автора этих строк), кто ходит или ходил в высокие горы, зачем он это делает, и вы вряд ли получите логически обоснованный ответ. Однажды у Джорджа Мэллори, организатора трех экспедиций на Эверест (погиб на его склонах в 1924 году, немного не дойдя до вершины), спросили: «Почему вы ходите на Эверест?». Ответ не потребовал размышлений: «Потому что он существует».

В 1982 году Эверест покорился советским альпинистам, впервые поднявшимся по самому трудному маршруту на вершину (8848м). Юрию Пискулову посчастливилось встречать победителей с восхождения на горных тропах Непала прекрасной песней кумира всех альпинистов барда Юрия Визбора, специально написанной к этому случаю — «Третий полюс Земли», которую он (магнитофонную запись) послал победителям через альпиниста Пискулова.

Читайте также
Не служанка Не служанка

Сергей Шаргунов о том, как удалось пробить поправки, защищающие культуру

Юрий Пискулов участвовал во многих экспедициях вместе со своим другом Юрием Визбором, который посвятил ему строки известной песни «Спартак на Памире». Как все, кто провел в горах много лет, он терял друзей, как все — срывался на сложных маршрутах, превозмогая боль, получая травмы, но продолжая восхождение. Одним словом, альпинистская «карьера» Юрия Васильевича, описанная в книге, по насыщенности и по количеству ярких, запоминающихся моментов ничем не уступает карьере торгового политика и доктора экономических наук. Старая мудрость гласит: да воздастся человеку по делам его. Если достижения и награды за высокие результаты в труде и науке говорят о таланте, работоспособности и большой ответственности, так необходимых сегодня, то послужной список альпиниста — лучшее мерило его моральных и нравственных качеств.

Книга читается легко. Этому помогает ее оригинальный формат: «Чтобы втиснуть большую жизнь в маленькую книгу, автору пришлось прибегнуть к самой краткой и емкой художественной форме: „стихографии“, через соединение большого количества фотографий с большим количеством стихов-посвящений». Кроме того, ее размеры (покетбук) помогают легко читать ее даже в дороге.

Книга Юрия Пискулова будет, безусловно, полезна всем, кто живет ради нужного всем дела, своих друзей и близких, ради того, чтобы спустя годы оглянуться на пройденный путь с чувством удовлетворения и гордости.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня