По поводу упоминания Владимиром Путиным в последнем его обращении к народу печенегов и половцев сетевая общественность бурлит уже несколько дней. Естественно, вспомнили и первоисточник: это «апокрифическая» речь известнейшего московского адвоката Фёдора Никифоровича Плевако. Который, защищая в суде женщину, укравшую чайник, сказал следующее: «Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник, стоимостью в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
Апокрифической эту речь можно считать потому, что Плевако её в представленном виде не произносил никогда. В оригинале о печенегах и половцах не было ни слова. Там всё больше про поляков и французов, но смысл, в общем, бы в том же. Россию терзали разные беды, но вот кражи кофейника (в реальности это был даже не чайник) Русь уж точно не переживёт.
С другой стороны, если порыться в истории печенегов и половцев, то можно найти куда более глубокую символику и аналогии с нынешней эпидемией. И эту аналогию, кстати, усмотрели некоторые представители либеральной общественности. Которые стали заявлять что-то на тему того, что «очень опасно сравнивать народы с вирусами».
Даже народы, исчезнувшие с лица истории. Забегая вперёд, скажем, что реакция этих представителей вполне понятна. Дело в том, что примерно в тот же временной промежуток времени, когда половцы и печенеги вели свою экспансию и закрепление на новых территориях, действовал и хазарский каганат. Еще один геополитический противник тогдашней Руси. С вполне понятной политической и религиозной системой. Но стоит отметить, хазар Путин в своем обращении не упомянул от слова совсем. Поэтому поиск здесь ксенофобии оставим, пожалуй, либеральным конспирологам.
Что же касается печенегов, в то с ними все весьма интересно. Из школьного курса истории многие помнят, что именно печенежский хан Куря разбил войска князя Святослава Игоревича, самого его убил, а из черепа князя сделал себе чашу. Но есть и иные особенности у сообщества печенегов. Дело в том, что это были такие принципиальные кочевники. Которые, кажется, принципиально уничтожали форпосты оседлой жизни в ареале своего обитания.
А в период расцвета они занимали территории от Киевской Руси до современного Западного Казахстана. При этом плотно контролировали один из ключевых участков торгового пути «из варяг в греки» и регулярно ходили набегами то на Византию, то на Русь.
Кстати, активно участвуя при этом и во внутрирусских княжеских усобицах. Например, выступив на стороне Святополка Окаянного (того, по чьему приказу были убиты первые мученики на Руси, святые князья Борис и Глеб) против Ярослава Мудрого.
После ряда военных конфликтов дошло до того, что князь Владимир Святославович решил Русь от печенегов в буквальном смысле изолировать методом постройки целой системы крепостей по границе с системой быстрого оповещения о надвигающейся беде. А параллельно пытался способствовать христианизации печенегов. Благо, некоторые из племён принимали христианство несторианского толка. Что, кстати, дало свои результаты, поскольку несколько племён перешло в подданство византийского императора, став православными христианами.
Официальной датой конца печенежского народа как субъекта политики и истории считается сражение при Левунионе в 1091 году, когда византийцы совместно с половцами нанесли печенегам сокрушительное поражение. А по некоторым сведениям, еще и устроили в некоторой степени геноцид с уничтожением всего населения, до которого дотянулись. Хотя ряд историков и считает эту версию спорной, но именно после левунионской битвы, печенеги постепенно исчезают со страниц хроник и летописей.
С другой стороны, недобрая память о печенегах сохранялась на Руси еще долгие годы. И, к примеру, Челубей, бившийся с Пересветом перед началом Куликовской битвы, в ряде летописей фигурирует, как «печенег», хотя по факту печенегов как отдельной нации на тот момент уже давно не существовало.
Стоит также вспомнить, что параллельно тому, как Русь и Византия теснили печенегов, буквально в затылок им дышали половцы, которые в итоге расселились от Дуная до Иртыша и тоже нехорошо смотрели в сторону Руси. А со второй половины XI века не только смотрели, но и активно ходили в опустошительные набеги. Набеги эти периодически были сродни моровому поветрию. Больше всего от этих военных походов страдали Киевское, Рязанское, Переяславское княжества и Северская земля. Участвовали печенеги и в княжеских усобицах, выступая, например, против Владимира Мономаха.
Киев, кстати, в силу географического положения, подвергался половецким налетам с завидным постоянством. В итоге русские князья вновь построили систему укрепленных крепостей. Но самое интересное, что для обороны от половцев на южные границы они переселяли представителей вассальных тюркских племён. Так называемых «чёрных клобуков». А наибольшей по силе и численности фракцией в этой «черноклобучной» среде были как раз ассимилированные печенеги. В общем, Русь умудрилась из прошлых своих противников создать своеобразную «прививку» от противников новых.
В итоге и половцы постепенно растворились, ассимилировавшись в других народах. Частью войдя в состав Золотой Орды, а по мнению некоторых исследователей — частью еще и сформировав украинский этнос. Но, в общем, Русь постепенно преодолела и это. Как и многое другое, что последовало затем.
Поэтому, в общем-то, Путин, говоря о печенегах и половцах, сравнивая эти исторические и политические формации с болезнью, имеет право на подобные аналогии. Некоторые из набегов этих племен действительно можно сравнить с эпидемией. Да и некоторые меры русских князей в рамках противостояния вполне походят под категорию «карантинных».
Публикации Александра Чаусова на «Свободной Прессе»:
Выступление президента: Крах экономики или новые возможности?