Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Литература
20 сентября 2020 11:11

Время своего человека

Юрий Рябинин о новом романе Владимира Батшева «1948»

1248

Привычный герой литературного произведения — человек, — с его поступками, переживаниями, страстями. Иногда героем может стать и кто-то из «братьев меньших», — как, например, конь в «Холстомере». Чехов говорил, что может написать рассказ о чернильнице, — его мастерство позволяло раскрыть «внутренний мир» этой склянки, показать ее характер, захватывающе преподнести ее судьбу.

В романе же Владимира Батшева «1948» герой просто-таки беспримерный — время! Автор меняет местами персонажей и композицию. У него время становится главным персонажем, а люди… композицией! Обычно в литературном произведении человек реализуется во времени, у Батшева же, напротив, время реализуется в людях. Один из действующих лиц «1948», характеризуя образы, созданные Станиславским, восклицает: не персонажи, а символы! Вот это и есть ключ к пониманию художественного приема Владимира Батшева: в его романе люди — символы определенного времени.

Читайте также

И знаменитый на весь мир московский режиссер, и изведший его тиран, и известный югославский политик, и бывший белогвардеец, и американский офицер, и агент одной из западных спецслужб, и сбежавший из подсоветской России журналист, — все они символы своего времени. У каждого из них своя история. А сумма их историй и есть слепок определенного времени.

Все события романа разворачиваются в конкретный период — в год, ставшим заглавием произведения. Впрочем, иногда автор применяет прием ретроспекции и уводит повествование в минувшее. Но лишь за тем, чтобы наилучшим образом высветить, реализовать события выбранного временного отрезка. Действие происходит одновременно в разных точках мира. Но эти точки оказываются так же связаны единой нервной системой, как связаны органы отдельного организма.

Роман Владимира Батшева невозможно пересказать, — у него нет единой сюжетной линии. Собственно он представляет собой череду эпизодов. Вместе с тем роман является совершенным портретом послевоенной Европы — красочным, колоритным, насыщенным событиями и деталями. Детали автор вообще предает важнейшее значение. Благодаря им читатель буквально «видит» описываемое время, потому что перед глазами проходят сотни всяких мелочей, которые, как мазки гигантского полотна, в целостности формируют законченное изображение. Бунин когда-то объяснял, в чем разница изобразительных средств Достоевского и Толстого: первый может красиво и долго описывать Альпы, так что зачитаешься! — а второй лишь обратит внимание на одну-две детали, и читатель… увидит Альпы!

Читайте также

Владимир Батшев применяет этот самый прием красноречивой и информативной детали: они выстраиваются в череду картинок, которые затем просто, как кинопленка, бегут перед глазами читателя и открывают созданный автором мир. Вот почему разрозненные, казалось бы, эпизоды романа отнюдь не воспринимаются разорванными и перетасованными кусками повествования о разных лицах, — они все, естественным образом, своевременно чередуясь, ведут к общему знаменателю — к целостному полотну, изображающему эпоху. Может быть, это некоторым образом напоминает глазуновские полотна — «Мистерию ХХ века», «Вечную Россию», другие, — вроде эти произведения также пересказать невозможно, однако в целостности изображенное на них составляет картину эпохи.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Игорь Маринин

Член Академии им. Циолковского, член совета «Роскосмоса Игорь Маринин

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня