Сегодня либеральная интеллигенция заражена идеей коллективной ответственности. Почему-то мало кто задумывается о том, что схожая аргументация в нацистской и другой ультранационалистический риторике направлялась не так давно против евреев.
Идея коллективной ответственности является калькой с антисемитизма. Это зеркальное отражение мысли о том, что сапожник Кац виновен в махинациях банкира Ашкенази. Почему? Ну как, они из одной общины, Ашкенази много чего натворил, а Кац не мог об этом не знать и не помешал банкиру, а если бы даже и не знал, то в любом случае, Кац пользовался синагогальным денежным фондом, куда Ашкенази жертвовал средства.
Такие отвратительные рассуждения сегодня не пользуются популярностью. Понятно, что Кац мало что мог сделать, даже если бы и сильно хотел — будучи безоружным, поднять восстание против людей, обладающих огромными деньгами и властью, очень сложно.
Использование небольших денег, полученных из синагогальной кассы для покупки продуктов по праздникам, может, конечно, считаться привилегией, но, во всяком случае, нет никакой связи между данной привилегией и ответственностью — никаких решений о финансовых операциях банков Кац не принимал.
Тем не менее, некоторые люди, совершенно не стесняясь, используют ту же аргументацию, что и в случае с антисемитизмом, направляя ее на другие народы.
Когда говорят о «коллективной ответственности народа», часто в этом контексте вспоминают Германию. Но вот что любопытно: в Германии доктрина коллективной вины стала утверждаться только в 90-х, причем «сверху», и особенно была усилена при столь, мягко говоря, неоднозначной фигуре, роль которой в истории еще предстоит оценить, как канцлер Ангела Меркель. Почему и зачем она это делала — отдельный интересный вопрос. Меркель обращалась к этой теме, например, во время своей поездки в Аушвиц, утверждая, что ответственность за Аушвиц несут «немцы».
Доктрина коллективной ответственности, как ни удивительно, насаждалась вовсе не силами, которые пришли в Германию после 1945 г. Это относится и к ФРГ, и к ГДР. Причем, официальная идеология ГДР вообще утверждала, что это государство создано антифашистами и основано на соответствующих идеях и социально-культурных принципах, а следовательно, ни о какой коллективной вине всех немцев за рейх не может быть и речи. Кто виновен в конкретных преступлениях, тот и понесет ответственность. Автор этой заметки не симпатизировал режиму ГДР, но во всяком случае, очевидно, что наказывать или обвинять можно лишь того, кто совершил нечто конкретное.
Доктрина, согласно которой немцы «все виноваты» и «будут виновны всегда» (с разными вариациями от представлений о «вине» до рассуждений об «ответственности») — идеологическая конструкция, насаждавшаяся сверху, а не продукт глубокой рефлексии широких масс немецкого народа. В самой немецкой официальной историографии взгляд, согласно которому ответственность за политику Третьего рейха несут (в той или иной мере) все немцы вообще — стал утверждаться лишь в 1980-е-1990-е годы.
Иногда в этой связи упоминают поколение политических радикалов, участников революционных событий 1968 года. Якобы, именно они обвинили всех немцев в нацизме. Это неверно. Хотя, среди них были разные люди, это вовсе не было их общей установкой.
Поколение-68, будь то сторонники социальной революции, близкие по взглядам к рэтекоммунизму (коммунизму рабочих советов), вроде Вилли Хуна и Руди Дучке (сторонники независимых от партий и профсоюзов забастовочных комитетов/рабочих советов — органов самоуправления, которые намерены взять под свой контроль заводы и власть в стране) до леволибералов (в те времена это не то, что сегодня; тогдашние леволибералы — сторонники усиления социального государства) вроде Ульрики Майнхоф (позднее она станет лидером радикальной группировки РАФ, боровшейся против немецкого государства) не разделяли идею коллективной ответственности немцев. Да, они обвиняли правящие круги и немецкую государственную бюрократию в наци-прошлом. Иногда они переносили этот взгляд на своих родителей. Но они не считали, что «все немцы виновны».
Руди Дучке, когда к нему пришел активист, пожелавший поговорить о коллективной вине немцев за события, случившиеся 30 лет назад, ответил в том духе, что сначала группы революционных активистов, студентов и рабочих, должны убедить немецкий рабочий класс создать непартийные Советы и с их помощью совершить социальную пролетарскую революцию, захватив в самоуправление фабрики и заводы, взять в стране власть и только потом имеет смысл поговорить о тяжелом прошлом (к которому немецкая рабочая и студенческая молодежь не имеет никакого отношения в принципе — а ведь именно к ней прежде всего обращались революционеры 68-го года).
Гетц Али — известный немецкий историк, автор интересных книг о Третьем рейхе. В 1968 он был участником революционных событий, позднее стал лоялистом. Но вот что он пишет в своей книге «Наша борьба. 1968 год: оглядываясь с недоумением»: «Силы, содействовавшие широкому разоблачению нацистских преступлений, сформировались внутри государственных учреждений: в земельных парламентах и управлениях юстиции, а также — в большей или меньшей степени — в федеральных и земельных министерствах.
Продолжительные дебаты в Бундестаге о сроках давности этих преступлений, создание Центрального ведомства по расследованию преступлений нацизма, непрестанные споры по вопросам реституции — все это было востребовано и проводилось в жизнь отнюдь не общественным большинством, а, вопреки воле этого большинства, конституционными органами второй немецкой республики".
Далее Гетц Али рассуждает о поклонении-68 (он сам к нему принадлежал), о молодежной революции и о молодых немцах, ощутивших симпатии к «антисемиту Михаилу Бакунину» и другим «ужасным революционным политикам прошлого», о том, что они и сами-то хороши и недалеко ушли от своих родителей. Доктрина «немецкой вины» дошла у г-на Али до финальной точки.
Оказывается, все поколение родителей молодежи 1968 «виновно в нацистских преступлениях». Ну а сын нациста или дочь нациста, естественно, и сами нацисты. Даже если они этого не осознают. Стыдно стало за папу-нациста, вот и кинулись обличать родное государство и олигархов-капиталистов — примерно такие идеи высказывает историк. При этом как-то игнорируется, что участники событий 1968 года выступали с жесткой критикой политики Третьего рейха. Возможно, мнение Герца Али это — крайняя точка зрения, но факт тот, что коллективную ответственность сегодня часто перекладывают и на современное поколение немцев.
В связи с этим хочется спросить — родовое проклятие вообще как-то можно снять? В древности у разных народов хотя бы имелись магические обряды. Произнес пару заклинаний, принес жертву богам и дело в шляпе. Но теперь этого не предполагается. Как-то уж совсем мучительно, когда родовое проклятие неснимаемо.