Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Литий может стать «второй нефтью» для России. А может и не стать

Константин Смирнов: «Высокий передел лития с Тастыгского месторождения нужно осуществлять в Покровском районе ДНР»

10046
Литий может стать "второй нефтью" для России. А может и не стать
Фото: rostec.ru
Материал комментируют:

На встрече с руководством Тывы Владимир Путин обратил особое внимание на развитие добычи в республике сподумена. Это — красивый минерал, из которого извлекается литий.

Тыва занимает первое место в России по запасам лития (30% от всех разведанных в стране), но главное даже не в этом. Сподумен на Тастыгском месторождении легко доступен, его можно добывать самыми дешевыми и производительными способами.

— Добыча этого металла (лития) без преувеличения является стратегически важным вопросом, от решения которого зависит эффективность наших программ импортозамещения и обеспечения технологической независимости страны, — сказал Путин, обращаясь к правительству России и руководству региона.

О том, в каком состоянии находится литиевая отрасль России сегодня (и существует ли она вообще) «Свободной Прессе» рассказал экономист, независимый эксперт по металлургии Леонид Хазанов.

Читайте также
Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС Валерий Меньщиков: «В Чехии уже было ЧП, связанное с американским ядерным топливом. Этого финнам мало»

«СП»: Леонид Геннадиевич, существует ли в России технологическая цепочка по добыче лития из минерала?

— Она была в Советском Союзе и базировалась на разработке Завитинского месторождения в Забайкалье. Переработка сырья велась на Красноярском химико-металлургическом заводе и Новосибирском заводе химических концентратов. Литий шел в цветную металлургию, оборонку и другие отрасли.

После распада СССР спрос на литий внутри страны упал, эксплуатация Завитинского месторождения прекратилась, и предприятия стали закупать сырье в Латинской Америке — там разрабатываются солончаки.

«СП»: В те годы не делали электромобилей и сверхъёмких накопителей энергии. Лития не требовалось много. Что необходимо, чтобы воссоздать отрасль с учетом текущих потребностей в литии?

— За последнее время кое-что начали делать. В частности, «Норильский никель» и «Росатом» совместно реализуют проект по освоению Колмозерского месторождения в Мурманской области.

Эти же корпорации ведут работы по воссозданию технологий выработки лития из сподумена, представляющего собой природное соединение кремния, алюминия и лития. Причём «Росатом» строит под использование добытого на Колмозерском месторождении лития гигафабрику (этот термин ввела в обиход компания Tesla для больших производств электромобильной отрасли) по выпуску аккумуляторов в Калининградской области.

Кроме того, есть еще проект по вводу в эксплуатацию Полмостундровского месторождения в той же Мурманской области компанией «Арктический литий».

В то же время «Газпром» и Иркутская нефтяная компания намерены извлекать литий из пластовых вод углеводородных месторождений. Это уже совсем новая технология.

Однако технологии полного цикла — от сподумена до аккумулятора у нас пока нет. Она, что называется — в пути. Есть отдельные этапы, которые уже освоены, но между ними существуют пробелы.

«СП»: Насколько опасны для природы технологии литиевого производства? Для них может использоваться кислота, не нанесёт ли эту ущерб уникальной природе Тувы, если там будут не только рудники, но и завод?

— Есть множество разных технологий. Самая простая из них — дробление руды, содержащей сподумен, с последующим его спеканием с известью и затем выщелачиванием водой. Правда, степень извлечения лития здесь будет не самой высокой — порядка 70%.

При таком подходе я не вижу рисков для окружающей среды. Отходами добычи литиевого сырья будут максимум кварц и полевые шпаты — очень инертные минералы. Их можно использовать для обустройства грунтовых дорог или поставлять на предприятия по выпуску керамики.

Переработку сподумена вполне можно вести с помощью замкнутого водооборота, и никаких выбросов вредных газов не будет.

Если же говорить конкретно о Туве, то там не планируется высокий передел. Есть проект, согласно которому в республике может быть построен гидрометаллургический завод по производству карбоната лития.

Проект ещё не утверждён, и даже у потенциального инвестора пока нет стопроцентной уверенности, что этот полуфабрикат нужно делать именно в Тыве. Его производство можно наладить на уже существующем заводе химконцентратов в Новосибирской области, — предполагает Леонид Хазанов.

— В Туве строить металлургический завод нецелесообразно, — сказал «Свободной Прессе» независимый экономический обозреватель Константин Смирнов. — Тастыгское месторождение входит в Эрзинский кожуун, где плотность населения — 1 человек на 2 км. От административного центра до Кызыла — около 220 км по единственной дороге.

У людей особый уклад. Они не пойдут работать ни на рудник, ни на завод.

Работу на месторождении нетрудно организовать вахтовым методом — в бытовках. Но если мы хотим построить завод — придётся построить и целый город, аэропорт, найти людей, которые согласятся в этот город прилететь — на ПМЖ на границу с далёкой Монголией.

Читайте также
Путин пощадил чиновников, которые боялись разноса, но послал их на БАМ Путин пощадил чиновников, которые боялись разноса, но послал их на БАМ Андрей Белокуров: «Президент впервые ни словом не обмолвился в своём докладе об СВО и санкциях. Его больше интересует другое»

А у нас даже в прекрасные Владивосток, Хабаровск, Новосибирск и Красноярск, откуда авиарейсы до любой из столиц уходят много раз в сутки, люди из европейской части страны переезжают без особой охоты. По программе мобильности трудовых ресурсов, с выплатой подъемных в миллион рублей, за два года на предприятия Приморского края приехало всего 2 тысячи специалистов. Об этом на ВЭФ говорили.

А тут — не Приморский край, и людей для завода нужно не 2 тысячи, а намного больше.

«СП»: А есть кому ехать? Много у нас сейчас специалистов в области переработки лития?

— Их очень мало. Если говорить об отраслевых инженерах и квалифицированных рабочих, — то все уже заняты на проектах в Калининградской и Мурманской областях, в Норильске.

А других просто нет. Вот если мы сегодня начнём разработку Тастыгского месторождения в Тыве, то сегодня же за парты вузов и сузов нужно сажать студентов. Как раз они за 5 лет выучатся и пойдут практику на существующих предприятиях, а тут и месторождение выйдет на проектную мощность, и базовые корпуса завода глубокой переработки построят.

Вот за 5−6 лет можно отстроить технологическую и транспортную цепочку от месторождения — до готового металла. Ну а в Калинграде уже есть завод, на котором к тому времени будут знать, что из этого металла делать.

И, я надеюсь, — и на других заводах появится производство изделий из лития. Потому что мы собираемся делать не только батарейки и аккумуляторы для электромобилей.

Самое главное — это зелёная энергетика. Накопители энергии от солнца и ветра. Китаю солнце и ветер дают уже 40% всей потребляемой в стране электроэнергии. И это — не потому, что у них больше свободных пространств для ветряков и солнечных батарей. А потому что они раньше научились работать с литием и делать из него накопительные батареи самой разной мощности.

«СП»: Константин Сергеевич, где на ваш взгляд, должно быть головное предприятие по производству лития?

— Ну естественно — в Покровском районе ДНР. Там и свое месторождение лития есть. Не такое, как в Тыве, но тоже большое. Там и уголь есть, как энергоноситель. Донбасс нужно поднимать после завершения СВО, и металлургический завод может стать предприятием республиканского масштаба.

И прослеживается идеальная логистическая цепочка: Тастыгское месторождение — промежуточная переработка в Новосибирске, а высокий передел — в Донбассе, и в Калининграде — уже готовые батареи с гигафабрики.

«СП»: Какие инвестиции на всё это потребуются?

— Мне запомнились слова, которые сказал замминистра промышленности и торговли Бочаров. Правда, там речь шла о самолётостроении, но смысл тот же: «Для нас сейчас не так важно, сколько это будет стоить. Главное, чтобы самолёт полетел».

Ну вот и в вопросе о литии понятно, что инвестиции могут превысить триллион рублей. Но это окупится.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня