Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Литий может стать «второй нефтью» для России. А может и не стать

Константин Смирнов: «Высокий передел лития с Тастыгского месторождения нужно осуществлять в Покровском районе ДНР»

9822
Литий может стать "второй нефтью" для России. А может и не стать
Фото: rostec.ru
Материал комментируют:

На встрече с руководством Тывы Владимир Путин обратил особое внимание на развитие добычи в республике сподумена. Это — красивый минерал, из которого извлекается литий.

Тыва занимает первое место в России по запасам лития (30% от всех разведанных в стране), но главное даже не в этом. Сподумен на Тастыгском месторождении легко доступен, его можно добывать самыми дешевыми и производительными способами.

— Добыча этого металла (лития) без преувеличения является стратегически важным вопросом, от решения которого зависит эффективность наших программ импортозамещения и обеспечения технологической независимости страны, — сказал Путин, обращаясь к правительству России и руководству региона.

О том, в каком состоянии находится литиевая отрасль России сегодня (и существует ли она вообще) «Свободной Прессе» рассказал экономист, независимый эксперт по металлургии Леонид Хазанов.

Читайте также
Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС Валерий Меньщиков: «В Чехии уже было ЧП, связанное с американским ядерным топливом. Этого финнам мало»

«СП»: Леонид Геннадиевич, существует ли в России технологическая цепочка по добыче лития из минерала?

— Она была в Советском Союзе и базировалась на разработке Завитинского месторождения в Забайкалье. Переработка сырья велась на Красноярском химико-металлургическом заводе и Новосибирском заводе химических концентратов. Литий шел в цветную металлургию, оборонку и другие отрасли.

После распада СССР спрос на литий внутри страны упал, эксплуатация Завитинского месторождения прекратилась, и предприятия стали закупать сырье в Латинской Америке — там разрабатываются солончаки.

«СП»: В те годы не делали электромобилей и сверхъёмких накопителей энергии. Лития не требовалось много. Что необходимо, чтобы воссоздать отрасль с учетом текущих потребностей в литии?

— За последнее время кое-что начали делать. В частности, «Норильский никель» и «Росатом» совместно реализуют проект по освоению Колмозерского месторождения в Мурманской области.

Эти же корпорации ведут работы по воссозданию технологий выработки лития из сподумена, представляющего собой природное соединение кремния, алюминия и лития. Причём «Росатом» строит под использование добытого на Колмозерском месторождении лития гигафабрику (этот термин ввела в обиход компания Tesla для больших производств электромобильной отрасли) по выпуску аккумуляторов в Калининградской области.

Кроме того, есть еще проект по вводу в эксплуатацию Полмостундровского месторождения в той же Мурманской области компанией «Арктический литий».

В то же время «Газпром» и Иркутская нефтяная компания намерены извлекать литий из пластовых вод углеводородных месторождений. Это уже совсем новая технология.

Однако технологии полного цикла — от сподумена до аккумулятора у нас пока нет. Она, что называется — в пути. Есть отдельные этапы, которые уже освоены, но между ними существуют пробелы.

«СП»: Насколько опасны для природы технологии литиевого производства? Для них может использоваться кислота, не нанесёт ли эту ущерб уникальной природе Тувы, если там будут не только рудники, но и завод?

— Есть множество разных технологий. Самая простая из них — дробление руды, содержащей сподумен, с последующим его спеканием с известью и затем выщелачиванием водой. Правда, степень извлечения лития здесь будет не самой высокой — порядка 70%.

При таком подходе я не вижу рисков для окружающей среды. Отходами добычи литиевого сырья будут максимум кварц и полевые шпаты — очень инертные минералы. Их можно использовать для обустройства грунтовых дорог или поставлять на предприятия по выпуску керамики.

Переработку сподумена вполне можно вести с помощью замкнутого водооборота, и никаких выбросов вредных газов не будет.

Если же говорить конкретно о Туве, то там не планируется высокий передел. Есть проект, согласно которому в республике может быть построен гидрометаллургический завод по производству карбоната лития.

Проект ещё не утверждён, и даже у потенциального инвестора пока нет стопроцентной уверенности, что этот полуфабрикат нужно делать именно в Тыве. Его производство можно наладить на уже существующем заводе химконцентратов в Новосибирской области, — предполагает Леонид Хазанов.

— В Туве строить металлургический завод нецелесообразно, — сказал «Свободной Прессе» независимый экономический обозреватель Константин Смирнов. — Тастыгское месторождение входит в Эрзинский кожуун, где плотность населения — 1 человек на 2 км. От административного центра до Кызыла — около 220 км по единственной дороге.

У людей особый уклад. Они не пойдут работать ни на рудник, ни на завод.

Работу на месторождении нетрудно организовать вахтовым методом — в бытовках. Но если мы хотим построить завод — придётся построить и целый город, аэропорт, найти людей, которые согласятся в этот город прилететь — на ПМЖ на границу с далёкой Монголией.

Читайте также
Путин пощадил чиновников, которые боялись разноса, но послал их на БАМ Путин пощадил чиновников, которые боялись разноса, но послал их на БАМ Андрей Белокуров: «Президент впервые ни словом не обмолвился в своём докладе об СВО и санкциях. Его больше интересует другое»

А у нас даже в прекрасные Владивосток, Хабаровск, Новосибирск и Красноярск, откуда авиарейсы до любой из столиц уходят много раз в сутки, люди из европейской части страны переезжают без особой охоты. По программе мобильности трудовых ресурсов, с выплатой подъемных в миллион рублей, за два года на предприятия Приморского края приехало всего 2 тысячи специалистов. Об этом на ВЭФ говорили.

А тут — не Приморский край, и людей для завода нужно не 2 тысячи, а намного больше.

«СП»: А есть кому ехать? Много у нас сейчас специалистов в области переработки лития?

— Их очень мало. Если говорить об отраслевых инженерах и квалифицированных рабочих, — то все уже заняты на проектах в Калининградской и Мурманской областях, в Норильске.

А других просто нет. Вот если мы сегодня начнём разработку Тастыгского месторождения в Тыве, то сегодня же за парты вузов и сузов нужно сажать студентов. Как раз они за 5 лет выучатся и пойдут практику на существующих предприятиях, а тут и месторождение выйдет на проектную мощность, и базовые корпуса завода глубокой переработки построят.

Вот за 5−6 лет можно отстроить технологическую и транспортную цепочку от месторождения — до готового металла. Ну а в Калинграде уже есть завод, на котором к тому времени будут знать, что из этого металла делать.

И, я надеюсь, — и на других заводах появится производство изделий из лития. Потому что мы собираемся делать не только батарейки и аккумуляторы для электромобилей.

Самое главное — это зелёная энергетика. Накопители энергии от солнца и ветра. Китаю солнце и ветер дают уже 40% всей потребляемой в стране электроэнергии. И это — не потому, что у них больше свободных пространств для ветряков и солнечных батарей. А потому что они раньше научились работать с литием и делать из него накопительные батареи самой разной мощности.

«СП»: Константин Сергеевич, где на ваш взгляд, должно быть головное предприятие по производству лития?

— Ну естественно — в Покровском районе ДНР. Там и свое месторождение лития есть. Не такое, как в Тыве, но тоже большое. Там и уголь есть, как энергоноситель. Донбасс нужно поднимать после завершения СВО, и металлургический завод может стать предприятием республиканского масштаба.

И прослеживается идеальная логистическая цепочка: Тастыгское месторождение — промежуточная переработка в Новосибирске, а высокий передел — в Донбассе, и в Калининграде — уже готовые батареи с гигафабрики.

«СП»: Какие инвестиции на всё это потребуются?

— Мне запомнились слова, которые сказал замминистра промышленности и торговли Бочаров. Правда, там речь шла о самолётостроении, но смысл тот же: «Для нас сейчас не так важно, сколько это будет стоить. Главное, чтобы самолёт полетел».

Ну вот и в вопросе о литии понятно, что инвестиции могут превысить триллион рублей. Но это окупится.

Последние новости
Цитаты
Алексей Зубец

Социолог, историк

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Анатолий Альтштейн

Доктор медицинских наук, профессор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, вирусолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня