«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский

Лоукостер «Победа» изменил правила провоза ручной клади, сообщила пресс-служба компании.
«Ручная кладь больше не ограничена по весу, а габариты одного места ручной клади увеличены с 4×36×30 см до 15×36×30 см. К списку вещей, разрешённых к провозу на борту сверх ручной клади по ФАП-82, добавлены ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость, а размер пакета с товарами из DUTY FREE, разрешённый к провозу сверх ручной клади, теперь составляет 24×32×10 см вместо 10×10×5 см», — говорится в сообщении. Единственное — складывается что это инициатива авиакомпании. Но это не так.
Заставить компанию начать думать о пассажирах, а не только о своей прибыли, сумел только суд. Еще в июне Щербинский районный суд Москвы признал незаконными размеры ручной клади для бесплатного просмотра, которые установила «Победа» — до 4×36×30 сантиметров, и требование упаковывать товары из Duty Free в запечатанный пластиковый пакет размерами не более 10×10×5 см.
Драчка за ресурсы: Макрон и компания делят шкуру неубитой свиньи
Европа и США продолжают делить незалежность на ломтики, игнорируя интересы Москвы и здравый смысл
Суд обязал компанию их увеличить. Таким образом был удовлетворен иск прокуратуры, которая посчитала установленные для ручной клади размеры крайне малыми, необоснованными и ущемляющими права пассажиров.
Авиакомпания с прокуратурой не согласилась, однако суд поддержал надзорный орган.
В «Победе» отметили, что измерителем габаритов основной ручной клади остается калибратор размерами 36×30×27см. По словам генерального директора Дмитрия Тыщука, компания идет навстречу клиентам и их потребностям, «сохраняя при этом подходы модели лоукост-перевозчика, что необходимо для поддержания низких цен на билеты».
Он также напомнил, что габариты провоза основной ручной клади рекомендованы производителем их воздушных судов — компанией Boeing и рассчитаны исходя из деления объема багажных полок на число пассажирских кресел.
«Это позволяет обеспечивать комфортное размещение клиентов при высокой загрузке рейсов — 95%, а на многих направлениях — 100%», — пояснил он.
В компании также обратили внимание, что ограничения свойственны модели лоукоста, где клиенты могут выбирать только необходимые для себя услуги, при этом около 70% из них традиционно летают налегке — только с ручной кладью.
Решение можно приветствовать, но почему потребовалось вмешательство суда, чтобы компания, наконец-то, учла интересы пассажиров?
Адвокат и пассажир Дмитрий Аграновский приветствует принятые решения.
— Мне приходилось сталкиваться с компанией «Победа», и не с самой лучшей стороны. Конкретно меня они заставили дорогой портфель (как у адвокатов бывает) запихивать в устройство типа ящика с острыми металлическими краями, чтобы посмотреть, входит ли он в ручную кладь.
Он, конечно, вошел, но достаточно дорогой предмет можно было поцарапать. Я нигде и никогда с такими требованиями не сталкивался. После этого я зарекся летать «Победой». Всегда выбираю альтернативные маршруты.
Меня не удивило, что только в судебном порядке удалось призвать эту компанию к разумным решениям. Но на то и суд: если кто-то не выполняет какие-то требования, то государство обладает методами принуждения.
Обычные граждане методами принуждения не обладают, поэтому обращаются в суд. Его решения становятся обязательными. Почему «Победа» сама не хотела этого сделать, не знаю. Может, такая политика компании.
Странная политика. Все-таки при нынешних ценах на билеты компании стараются за пассажиров бороться. Я это вижу.
Лоукостер и есть лоукостер. Но я летал и другими лоукостерами, и нигде мой портфель не заставляли запихивать в такое устройство для определения размеров ручной клади. Мне показалось это незаконным, но… самолет вот-вот улетает. И потом, чего с сотрудниками препираться? Им сказало начальство. Но требования и вообще отношение к пассажирам меня тогда удивили.
Суд принял решение. До революции была такая поговорка: «С богатым не судись, не в свои сани не садись». Гражданам, конечно, тяжело тягаться с таким юридическим лицом. Прокуратура выступила в интересах пассажиров. Это можно только приветствовать. Печально, что сам хозяйствующий субъект этого не делал. Скупой платит дважды. Мне кажется, что-то может и сэкономите здесь и сейчас, но репутационные издержки в конечном итоге будут больше. Рынок на то рынок, что надо идти навстречу потребителю.
«СП»: Может есть смысл ввести единые достаточно высокие минимальные требования к сервису авиакомпаний и в отношении багажа, и в отношении питания, и других параметров обслуживания, и пусть компании борются за клиента, смягчая эти требования?
— Какие-то минимальные общеобязательные требования есть, но они не очень щедры. Может, стоить повысить эти минимальные стандарты, потому что компании могут сказать, что минимальные стандарты они выполняют — и всё замечательно.
Вообще, мне кажется, надо развивать авиационную сеть. На мой взгляд, вся сеть авиаперевозок в нашей огромной стране, при тех проблемах, которые мы сейчас испытываем с санкциями, должна быть государственная, построенная по единому стандарту.
Я еще застал советский «Аэрофлот» — никаких нареканий нет: кормили нормально, летали хорошо, ничего не опаздывало, цены были вполне адекватные, хотя была одна авиакомпания. Сейчас огромное количество частных авиакомпаний, но что мы видим…
Как добросовестный человек и адвокат, заступлюсь за «Победу». Частный перевозчик, особенно не очень большой, стремится минимизировать издержки, чтобы банально выжить. Иногда это принимает уродливые формы.
Мария Дробот, КПРФ: Народный референдум — это не кабинетная социология, это голос миллионов, который власть не желает слышать
Инициатива коммунистов лишний раз подтвердила самые болевые точки страны — рост цен, бардак в ЖКХ, провал пенсионной реформы
Но зачем тогда нам, потребителям, перевозчик, который вынужден, чтобы выжить, экономить на всем?
На мой взгляд, надо пойти дальше — надо, чтобы в нашей стране вся сфера авиаперевозок, которая требует огромных затрат и огромной скоординированной работы целого ряда организаций, была государственной.
С едиными понятными тарифами, с едиными правилами, с едиными ценами, с единым сервисом. Мне кажется, что хуже не будет.
Я вижу, что там, куда активно вмешивается наше государство (например, ВПК) почему-то становится больше порядка.
Мне кажется, если бы «Победу» национализировали и она бы стала государственной компанией, то не было бы таких эксцессов. И не приходилось бы им экономить на пассажирах.
«СП»: Но во всем мире есть лоукостеры — недорого, довольно удобно и скандалов не помню. В свое время питерцы очень любили через Финляндию летать такими авиакомпаниями в Европу.
— Лоукостер — это лоукостер. Мы как-то летели в Страсбург (в Европейский суд) каким-то чешским лоукостером. Я поразился, насколько низкие у них были цены. Я по России гораздо дороже передвигаюсь.
Мне кажется, с учетом наших расстояний, политической и геополитической ситуации эта сфера должна находится полностью в государственных руках.