«Редакция Елены Шубиной» выпустила очередную новинку, о которой необходимо говорить на одном дыхании. Если говорить степенно, ускользнёт дальневосточной сельдью всё очарование.
Василий Авченко написал книгу «Кристалл в прозрачной оправе: рассказы о воде и камнях». Отчего-то ещё никто из критиков не обратил внимания на предыдущую — «Глобус Владивостока». Она вышла в 2010-м году, а потом переиздавалась в «Ad Marginem» в 2012-м и 2015-м годах. Книга даже имеет специфический подзаголовок — «Комментарии к ненаписанному роману». А на деле это и есть роман, построенный в виде энциклопедии-путеводителя.
Некоторые пассажи сначала родились именно в нём, а потом, точно раки-отшельники, перекочевали в новую книгу. Из «Глобуса» — объёмного и, может быть, непривычного, а потому неудобного, — они перебрались в «Кристалл» — искусно и ювелирно сделанный.
О достоинствах огранки мы и поговорим.
Василий Авченко — не только певец Владивостока со всеми вытекающими из этого песнями, но и внимательный читатель, готовый привить свою любовь окружающим. Некоторых писателей он называет напрямую — преимущественно это забытые гиганты и полубоги литературного мира, побывавшие или прожившие всю жизнь в Сибири и на Дальнем Востоке. На других Василий Олегович намекает, а порой и зашифровывает писателей или их персонажей в гадах морских, сознательно или бессознательно — уже не так важно.
Когда читаешь про камбалу, лениво развалившуюся на дне и совсем не сопротивляющуюся рыбаку, невольно наблюдаешь в этой плоскобрюхой впуклоглазой рыбине Илью Ильича Обломова. Гончаров же, его создатель, был неподалёку от Владивостока, который воспевает Авченко. Иван Алексеевич, будучи секретарём адмирала Путятина, в числе прочих членов экипажа фрегата «Паллада» плавал в Японию, дабы заключить с этой страной дипломатические отношения — между прочим, первые в истории наших стран.
Когда Авченко пишет о китобоях, каждая организация которых имела свой печатный орган, вспоминаются сразу группы и группочки поэтов начала прошлого века, пытающихся покорить литературный Олимп. Они так же, как охотники за морскими гигантами, били гарпунами образов точно в цель.
Ещё Андрей Рудалёв, литературный критик и публицист, недавно поделился своей находкой: главный герой хемингуэевского романа «Старик и море», красующийся на обложке американского издания, стилизован под Сталина. Это не случайно. Море как таковое и океан в силу своей природы запрограммированы в художественном произведении на колоссальные объёмы и величие. Это показывает и описание китобоев, и американский «портрет Сталина».
И поэтому, кстати, возникает та поэтизация, о которой говорят читатели Авченко. Когда заходит речь о море, невозможно говорить иначе. И, конечно, вспоминаются стихи:
И средь тех, кто колбасами в будни висели,
Чтоб валюту, вагоны и кожу ловить —
Мы в огненных розах
Свистим в каруселях
Весёлой, бушующей, пьяной Любви.
Почти столетие назад поэт Леонид Чернов, привнёсший имажинизм во Владивосток, напечатал книгу стихов «Профсоюз сумасшедших». Он посвятил её «грузчикам и Колумбам корабля, отплывающего в Индию Радости», то есть своим читателям. А сам поэтический сборник называл компасом, с помощью которого читатель доберётся до назначенного места.
Прошло уже достаточное количество времени. Появились новые технологии. Поэтому смело можно сказать, что «Кристалл в прозрачной оправе» — это навигатор не только для праворульных или леворульных читателей, но и для всех, кто заинтересован в русских дебрях Владивостока.
Если корюшка пахнет огурцом, то «Кристалл» — морской волной, рождённой в буре. Столько энергии заложено в книгу, что читаешь её по одной рыбине в день. Если примешь больше положенного, разорвёт на части. Правда, когда переходишь на камни, можно удвоить дозу.
Сам же Авенчко — тот же кит, поднимающий фонтан своей прозы из-под толщи словесной воды. Дивная картина, которая может открыться только настойчивому, терпеливому и внимательному зрителю. Чтобы этот кит показался у поверхности, необходимо прождать столько времени, сколько идёт поезд из Владивостока в Москву. И это только кажется, что он идёт семь дней. На самом деле, конечно, больше. Мы ведь говорим о метафизическом пространстве. А в нём этот поезд идёт целую вечность.
Потому «Кристалл в прозрачной оправе», как только появился во Владивостоке, в несколько часов ушёл с прилавков книжных магазинов. Реакция мгновенная. Так быстро только зубатка хватает наживку.
То ли дело в Москве. Столичные жители ещё не поняли, с кем имеют дело. Но и до них вскоре дойдёт. А пока суть да дело, мы отправим эту статью в небесную канцелярию: Авченко строго необходимо вручить за заслуги перед посейдоновым царством «Орден Морской Звезды I-й степени».
Все желающие могут подписаться.