Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Крым российский
3 сентября 2016 14:07

Крым: от строчки к строчке

Полуостров становится центром поэтических фестивалей

1271

Крым в теплое время года всегда отличался обилием культурных мероприятий. Однако прошедший сезон побил все рекорды по обилию фестивалей, форумов и творческих лабораторий. Каков их результат? Что, помимо сувениров и впечатлений, увезли с полуострова участники этих событий?

Точка отсчета

На самом деле, все началось задолго до лета.

— Уже с марта мы завели традицию захаживать на площадь Ушакова. Вот зачем, — рассказывает жительница Севастополя Лилия, раскладывая передо мной галерею фото-селфи, на которых целая россыпь знаменитых лиц: певица Юлия Чичерина, ученый Анатолий Вассерман, поэт Юрий Кублановский, режиссер Владимир Меньшов, музыкант Александр Ф. Скляр, литературовед Игорь Волгин, и еще, и еще… Интересно, что все на фоне гостиницы «Украина». Хотя при Украине такого тут не бывало. Ведь всех этих звезд в Севастополе собрал проект «Точка сборки», придуманный писателем Платоном Бесединым с глобальной целью — сделать Севастополь местом собирания воедино русской культуры. И получилось вот так душевно.

— Такого у нас не было никогда! — продолжает Лилия. — Все лето каждый день в городе смотришь — гуляет знаменитость. И главное, так запросто: можно подойти, сфотографироваться — никого в плохом настроении не встретила! Мало того, каждый день было куда пойти: все они выступали в разных местах города абсолютно бесплатно! На городских площадях, в Херсонесе, в библиотеке Толстого и даже на Ракушке — деревянной открытой сцене возле Графской пристани.

Интересно, что это непосредственное, открытое общение с деятелями русской культуры — и было основной концепцией фестиваля. Но как это удалось осуществить?

— Фестивальные мероприятия охватили весь город, в свободное время участники делились на группы и отправлялись в школы, университеты, детдома, сельские библиотеки, на военные корабли. И, что называется, общались с народом, — рассказывает доцент кафедры русского языка и литературы Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, помощник организатора фестиваля Марина Ветрова. — Но больше всего порадовало, что все эти люди, очень разные по политическим взглядам, все-таки пытались договориться, услышать и понять друг друга. Были яростные споры, словесные баталии. Но было искреннее желание диалога. А лично со мной случился культурный шок, когда мне удалось пообщаться с Рене Герра — это известный французский славист, знаток культуры эмиграции, который многих эмигрантов знал лично, владелец огромной коллекции рукописей русских эмигрантов, помощник писателя Бориса Зайцева, изучением творчества которого я занимаюсь с первого курса университета. И тут мы с ним два часа сидим в холле гостиницы и общаемся! У меня было ощущение нереальности происходящего — путешествия в эмигрантский Париж…

Волошину и не снилось…

Однако если Севастополь настолько сильно «культурно встряхнуло» в первый раз — «Точка сборки» прошла в этом году впервые, — то есть в Крыму место, которое много лет является летним оазисом интеллигенции. Это Волошинский фестиваль в Коктебеле. Фестиваль начал регулярно проходить в этих местах с 2003 года и, как уверяют все, кто на нем побывал, во многом возродил атмосферу времени, когда в этих местах жил поэт и художник Максимилиан Волошин, принимавший у себя в гостях весь цвет Серебряного века.

«Гостевой», светский формат во многом тут соблюдается и сейчас. В этом фишка! Например, заглянув в Коктебель, можно запросто попасть на турнир прозаиков или даже… футбольный матч литераторов! Или заплыв поэтов, победителю в котором в качестве приза достанется публикация в журнале «Октябрь»! Мало того, попасть в культурное приключение тут можно практически в любое время суток. Это только официально фестиваль функционирует с 10 утра до 23 вечера, на самом деле чтения, обсуждения и жаркие беседы о судьбах литературы не прекращаются до самого утра. Кстати, в свое время в такой же летний вечер фестиваль и родился.

— Все началось с разговора на Волошинской веранде в 2002-м нескольких неравнодушных людей, среди которых был я и заведующая Домом-музеем Волошина Наталия Мирошниченко, — рассказывает руководитель Международного культурного проекта «Волошинский сентябрь», литературного салона в Театре-музее «Булгаковский Дом» Андрей Коровин. — Конкурс перерос в фестиваль, а затем и в симпозиум, многожанровый, разновекторный, межкультурный и многополярный. Ну а уже сегодня в его рамках уживаются и писатели, и художники, и режиссёры, и актёры, и музыканты, и учёные, и кинематографисты, и фотографы, и журналисты, и кураторы культурных проектов как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья. И творческую атмосферу мы поддерживаем, потому что хотим, чтобы каждый участник нашёл что-то своё.

А найти на Волошинском можно порой не только творчество, но и настоящее волшебство. Каким стал, например, приезд на фестиваль из Нью-Йорка поэта Бахыта Кинжеева, который сравнил атмосферу фестиваля со временем своей юности. Или выступление Саши Соколова — культового российского прозаика, не появлявшегося до этого момента на публике в течение 25 лет. И тут, во время его выступления, во всем Коктебеле вырубило электричество! В результате чего писателю пришлось выступать… при свете мобильных телефонов, которыми ему подсвечивали текст.

— Сейчас время перемен, всё меняется, — радуется волшебству, которое творит, и сам Андрей Коровин. — Хочу, чтобы сами участники проявляли больше самостоятельности, выходили со своими произведениями из камерного зала к публике, на набережную, на пляжи, чтобы поэзия вернулась в наше кино, как в далёкие 60-е и 70-е годы. Мне кажется, что время настоящего расцвета поэзии и литературы сейчас только начинается.

Предчувствие Тавриды

И вот как в воду глядит организатор «Волошинского»! В морскую воду, что на пляже «Тавриды» — большого образовательного молодежного форума, который второй год проходит в Крыму на Бакальской косе. Ведь тут, прямо на пляже мы первым делом и встретили поэтов! Причем двух поколений — знаменитого Евгения Рейна, дружившего еще с самим Бродским, и молодого Александра Антипова — персонажа московского Театра поэтов. Поэты, правда, говорить с нами не смогли: Рейн тут же «впал» в Черное море, а поэт Антипов пребывал в прострации, о причинах которой мы узнали чуть позже.

Однако, чем утолить духовную жажду, нашлось: на «Тавриде» в этом году побывало немало деятелей искусства — от Никиты Михалкова до композитора Игоря Крутого! Все лето тут не прекращался парад звезд, которые и выступали, и проводили мастер-классы для будущих актеров, режиссеров, художников и литераторов. Одним словом — для молодой поросли нашей будущей культуры: «Таврида», в отличие от других фестивалей, ориентирована именно на молодежь. Мало того, в конце лета сюда заехал такой гость, от визита которого не только в прострацию впадешь!

Узнаём об этом, просматривая фото-селфи участников форума. Только в отличие от «Точки сборки», на них меняются лишь лица ребят, а знаменитость — одна и та же. Президент России!

— О том, что на «Тавриду» едет президент, и собирается посетить в числе других мероприятий нашу литературную гостиную, мы узнали накануне, — рассказывает руководитель Театра поэтов, режиссер Влад Маленко. — Конечно, ребята взволновались — не то слово. Поэтесса Алена Синица так разнервничалась, что стала громко петь, прыгать — мы ее еле успокоили. А Саша Антипов внезапно «дал Щепкина» — паузы, взгляды, полные страдания. Я говорю: «Саша! Что ты делаешь?!», а он: «Я так чувствую». Но в результате выступили достойно. И команду читать стихи дал сам президент. И я очень рад тому, что это все состоялось. Ведь, если задуматься, с момента встречи Николая Первого с Пушкиным встречи подобной встречи не бывало. А почему случилось тогда? Потому что государь понимал, что поэты — это властители дум, которые активизируются в самые знаковые времена для государства. Своеобразные датчики пожарной ситуации, из творчества которых истории видно куда больше, чем из учебника. Которые много предчувствуют, предрекают. И сейчас именно такое время — идет третья после Серебряного века и шестидесятников сильная волна поэзии. Как и тогда, поэты выходят на улицу, читают в клубах, на площадях. На этот раз, как мне кажется, чтобы «остановить прогресс» — в смысле общества потребления, в котором информации стало больше, чем любви. И способность власти услышать все это, как мне кажется, признак того, что она начинает понимать: надо заниматься душами людей. И только по-настоящему талантливые люди способны помочь встроиться в вечность и государственным людям, и домохозяйкам.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Борис Долгов

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня