Культура / Литература

«Пятое царство» Юрия Буйды

Захар Прилепин: «Чтобы предсказывать будущее в России, надо всего лишь близко к тексту пересказывать прошлое»

  
6494
«Пятое царство» Юрия Буйды
Фото: eksmo.ru

Раньше постмодернизм издевался над реализмом; и тем более — над соцреализмом.

Теперь, кто бы мог подумать, наступил обратный процесс. Реализм, и даже, не побоюсь этого слова, соцреализм — вытирают ноги о постмодерн.

Пока Владимир Сорокин бегает по кругу со своими малёванными опричниками, занудно хвастаясь, что он создаёт «новые миры», реальные опричники, и прочие персонажи русской истории, оказываются куда живей и крепче.

Ладно, по порядку.

Мы как-то встретились с писателем Юрием Буйдой, и я, представляя его своему знакомому, говорю:

— …однако Буйда — либерал.

— Да, я либерал, — спокойно и с достоинством констатировал Буйда.

Помню, как-то и другой замечательный писатель — Леонид Юзефович — сказал мне, что, конечно же, он придерживается либеральных взглядов.

Хотя в битве меж красными и белыми, добавил он, последние годы стал склоняться к красным, потому что для него стало важным «имперское».

Видите, как всё сложно?

Или не сложно, а, напротив, просто.

Потому что, если Буйда и Юзефович — либералы, то я, тоже, конечно, либерал. Может, они возьмут меня третьим в компанию. И тогда в России точно будет трое либералов. На фоне толп самозванцев.

Читайте также
Вашингтон заставит Москву подавиться нефтью Сибири Вашингтон заставит Москву подавиться нефтью Сибири Американцы постараются обрушить российский нефтегазовый сектор по иранскому сценарию

Впрочем, я о новом романе Буйды собирался писать, а не о себе.

Новый роман Юрия Буйды — исторический. Действие происходит в России в начале XVII века. Очередной самозванец тщится занять русский трон. Тайный агент Матвей Звонарёв противостоит сложному заговору.

Роман написан в форме посланий разных лиц — патриарха Филарет, бояр, докторов, девиц, прочих. Ну, как, помните, у Юлиана Семёнова было, с его «Юстас — Алексу».

Так же «Пятое царство» Буйды наверняка учитывает «Пятую империю» Проханова (есть у него такая идея, и, одновременно, роман). Про Пятую империю Александр Андреевич который год говорит на каждом углу.

Наконец, один из персонажей романа Буйды утверждает: «Россия не бывает вчерашней или завтрашней — она всегдашняя», — и здесь не могу не похвастаться, что с этой вот мыслью я сам бегаю лет уже десять — с тех пор, как она впервые меня посетила (в ответ на очередную претензию: «…как ты можешь воевать за такую убогую олигархическую Россию?»).

Хотя, с другой стороны, не столь эта мысль оригинальна, чтоб не могла вне всякой зависимости от меня в голову другому человеку.

В данном случае — Юрию Буйде. Что мне только льстит, потому что Буйда — очень умный.

Трон в романе Буйды собираются шатать специально выведенные заговорщиками карлики — андрогины, уродцы, гомункулы.

Восстание уродцев происходит в форме маскарада, артистического шествия.

К восстанию уродцы привлекают и живых людей — воров, разбойников, негодяев разной масти.

Несмотря на маскарадную форму всегда происходящего, кровь льётся самая настоящая. Особенно у защитников трона, хотя не только у них.

Комментировать всё это не стану, а то наговорю сейчас всякого.

Сюжет романа, данный здесь в самых общих чертах, тоже пересказывать незачем; сами прочтёте, если умеете.

Однако сложно не отметить, что в недавнем «Тоболе» Алексея Иванова нечистая сила тоже буквально врывалась в повествование: видимо, духи в прежние времена жили совсем близко к нам — раз так легко появляются на страницах столь разных романов.

Или духи и сейчас живут, но большинство из нас их не видит? А духи, как в том анекдоте, есть.

Видимо, да: всё есть, и всё непреложно и неизменно.

Поэтому начитанные люди начала XVII века в романе Юрия Буйды легко, впроброс, ссылаются на Бердяева, Соловьёва (философа) и Бибихина.

Так персонаж «Лавра» Евгения Водолазкина натыкается в лесу на пластиковую бутылку и видит пролетающий мимо самолёт.

Характерно, что подспудно те же ощущения — недвижимости (или сверхподвижности?) времени — возникают и при чтении двух других очень показательных исторических романов, написанных в последнее время: я говорю про «Тайный год» Михаила Гиголашвили и «Радугу и вереск» Олега Ермакова.

Я читал и «Лавр», и «Пятое царство», и «Тобол», и «Тайный год», и «Радугу и вереск» в лесном своём домике, где нет Интернета. В связи с этим я получал большое человеческое удовлетворение: надо же, есть шансу побыть в тишине и вне новостей.

Но, когда я возвращался в город и листал новостные ленты, всякий раз я с интересом подмечал, что где-то все эти новости уже недавно слышал.

Но где?

А! — догадывался я, — так я про это в историческом романе читал позавчера.

В романе Буйды сказано (русским патриархом о заговорщиках): «А ещё они рассчитывали на колеблющихся, на тех, кто при первом же успехе мятежников предал бы нас… и таких всё ещё не мало у трона».

В романе Буйды замечено: «Видите ли, склонность к мятежу ради мятежа, к переменам ради перемен — нелепость для зрелого ответственного человека, понятия, так сказать, культурные и морфологические, а для детей — морфологические и актуальные, и с этим ничего не поделаешь… детей от мятежа удерживают отцовская воля и общественное мнение; совесть, стыд, ответственность рождаются постепенно…»

В романе Буйды говорится: «Хотя бы я сказать, что традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу, но это неверно. Традиция — это и передача огня, и почитание пепла».

В романе Буйды польский король Сигизмунд III c печалью пишет, что когда русские дождутся всемирного потопа «…они вряд ли удивятся этому, и примут Божью кару как должное и неизбежное. Ведь все русские, от царей до рабов, считают, что до второго пришествия Христа они отданы во власть дьявольских законов, а значит, бунт сердца лишён всякого смысла, любое наказание справедливо, а уклоняться от него — глупо».

Польский король в романе Буйды грустит, что русские «…вернулись к идеям Ивана Грозного, считавшего себя царём и государем православных христиан всей Вселенной от востока до запада и до океана».

В романе Буйды сказано (будто бы им самим о самом себе, родившимся, кстати, ещё при Сталине, начавшего службу при Хрущёве и далее по тексту): «Да и как они ещё могут воспринимать человека, родившегося при Иване Грозном, начинавшего службу при Борисе Годунове, пережившего Смуту и всех самозванцев, вошедшего в Думу при первом Романове и получившего от второго Романова драгоценный подарок — высочайшая честь и для людей старше меня чином — портрет любимого кота царя Алексея Михайлович Тишайшего…»

Очень остроумная и увлекательная книжка.

Ничего нет современней исторического романа.

В романе Буйды всё неправда.

В романе Буйды всё правда.

Подростки и глупые критики думают, что современные писатели так подделываются под современность.

Боже мой. Это современность выделывается — и даже не под исторический роман, — а под саму историю.

…И бегут по улицам гомункулы с горящими глазами, ряженые и артисты. С таким видом, словно они никогда не читали классики и не заучивали тот текст, что произносят в своих театрах…

Читайте также
Игра «в дурака»: Индия хочет получить 200 Су-57 за $12 миллиардов Игра «в дурака»: Индия хочет получить 200 Су-57 за $ 12 миллиардов Россия возьмется за модернизацию Су-30МКИ до уровня истребителя пятого поколения

Надо, наверное, заметить, что Буйда написал и даже выпустил свой роман до недавнего всплеска уличной активности. И, предполагаю, дописав, с некоторым недоумением наблюдал собственных персонажей, вдруг вырвавшихся из-под надзора и отправившихся прогуляться по Москве.

Чтобы предсказывать будущее в России, надо всего лишь близко к тексту пересказывать прошлое.

Буйда тот ещё архивный маниак. Любая попойка с Буйдой превращается в наблюдение за тем, как он жонглирует десятками исторических фактов — поразительных и остроумных. Таких же, как сам Буйда — отчего-то похожий на обрусевшего и переодевшегося в современного человека шляхтича.

Слушать Буйду — удовольствие, хоть и специфическое. Русское, можно сказать. Когда огорчительные вещи рассказывают для веселья, и уж точно без цели развеселить.

И читать — тоже Буйду полезно.

Короче, я очень люблю настоящую либеральную прозу.

Настоящую либеральную прозу.

А не этих вот уродцев из маскарада.

…да, чуть не забыл.

Над властью Буйда издевается ещё более изощрённо, чем над шествием гомункулов.

Рекомендую-с к прочтению.


Культура: Скок-поскок, русский рок

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Людмила Журавлева

Член ЦКРК КПРФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня