Культура / Литература

«Вы не любите монстров? Значит, вы — расист»

В западных СМИ и научной публицистике усиливается травля создателя «Властелина колец»

  
2752
На фото: Джон Толкин
На фото: Джон Толкин (Фото: prabook.com)

Борьба за рафинированную толерантность в США берет новые высоты. На страницах американского научного он-лайн журнала JSTOR Daily появилась статья исследовательницы средневековой литературы Дороти Ким «Расовый вопрос в Беовульфе». Свои идеи госпожа Ким, нужно понимать, частично позаимствовала у недавно почившей лауреатки Пулитцеровской и Нобелевской премии по литературе, афроамериканской активистки Тони Моррисон.

В центре внимания Дороти Ким — литературоведческое эссе, написанное знаменитым Джоном Толкиным (автором «Властелина колец» и «Хоббита») об англосаксонской эпической поэме «Беовульф».

Дело в том, что Толкин изначально был не автором фэнтезийных романов, а ученым-литературоведом и профессором Оксфорда, одним из лучших филологов в мире. Помимо всего прочего он перевел на современный английский язык поэму «Беовульф» и написал о ней небольшое эссе, в котором похвалил средневековое произведение за «особую торжественность».

«Поэма написана языком, который спустя века все еще сохраняет родство с нашим собственным, она была создана на нашей земле, и действие ее происходит в нашем северном мире под нашим северным небом, и она навсегда сохранит свою глубокую притягательность для тех, кому эти язык и земля родные», — написал Толкин и просто взбесил этим исследовательниц-активисток XXI века.

Читайте также
США нашли способ расстрелять русского "Ратника" США нашли способ расстрелять русского «Ратника» В Америке создают патрон, способный пробивать российские и китайские бронежилеты

Напомним, «Беовульф» — это англо-саксонская поэма, написанная примерно в VII-VIII веках. Ее события разворачиваются на территории современных Дании и Швеции. Чудовище по имени Грендель по непонятной причине убивает участников пира у конунга Хродгара. И герой Беовульф спешит на помощь конунгу, который когда-то спас его отца. Он убивает Гренделя, а потом — и попытавшуюся отомстить за монстра мать. Описание Гренделя и его матери лишено какой-либо конкретики, но со временем их стало принято изображать в виде характерной для средневековой европейской традиции великанов-людоедов.

В общем, вполне себе обычная «сказочная» история, коих у представителей разных народов — тысячи. Однако Дороти Ким и Тони Моррисон решили иначе.

«Беовульф» — это и в самом деле история о чудищах, расовом и политическом насилии. И все же критики всегда рассматривали ее с позиции белого человека и сохранения белого английского наследия", — пишет госпожа Ким.

И продолжает: «Эссе Толкина об Эфиопии и „Беовульфе“, вышедшие в 1930-е годы, дают понять, что Толкин наверняка представлял себе Гренделя как чернокожего мужчину, связанного с библейским оправданием трансатлантической торговли рабами. Таким образом, сквозь призму белого расистского взгляда Толкин видит в Гренделе представителя другой расы»…

Что? Серьезно?

Автор этих строк внимательно перечитал эссе Толкина, но не нашел там не только упоминаний о «чернокожих мужчинах», но даже намека на них! Более того, в самом «Беовульфе» — их тоже нет!

«В своей статье „Беовульф: чудовища и критики“ Толкин с позиций превосходства белого мужчины сосредоточивается на том, что эти два „чудовища“ могут сделать для развития Беовульфа как белого германского эпического героя. Моррисон, напротив, больше интересуют Грендель и его мать как маргинальные фигуры другой расы со своей глубиной, душой, контекстом и эмоциями», — развивает свою мысль Дороти Ким.

«Моррисон приглашает читателей порассуждать о Гренделе вне противопоставления добра и зла. Она помещает в центр исследования побочных персонажей „Беовульфа“, жизни которых в самой поэме не уделяется достаточно места. Она заставляет нас по-новому осмыслить мать Гренделя и месть Беовульфа», — рассказывает она.

Моррисон, по мнению Ким, видит в Гренделе «обездоленного», и она с этим полностью соглашается.

Любопытное прочтение, не находите?

Сказочное чудовище врывается в чужой дом и устраивает там без всяких причин массовое садистское убийство. Однако нас призывают «не осуждать» его, а понять, пожалеть и увидеть в нем «чернокожего мужчину"-жертву трансатлантической работорговли. А Толкина, посмевшего похвалить поэму, и вовсе обвиняют в расизме. Госпожа Ким даже раскопала, что в 1950-е годы мэтр фэнтези якобы «отвратил» от изучения средневековой литературы некоего ямайского филолога, призвав его заниматься тем, что входило в курс колледжа, в котором тот учился, а не сочинениями на вольную тему.

Так, из антифашиста Толкина, ненавидевшего Гитлера и критиковавшего апартеид, в наше время куют чуть ли не нациста.

Впрочем, это не первая попытка подобного рода.

Ранее на «расизм» Толкина уже намекали американский писатель Энди Дункан и целая «плеяда», поддержавших его журналистов. Правда, тогда дело было не в Беовульфе, а в орках из «Хоббита» и «Властелина». Современным американцам показалось неполиткорректным то, что классик английской литературы посмел сделать тех «воплощением зла». Мол, нет черного и белого, есть полутона, нужно учиться понимать всех…

Смех смехом, но почему Толкин все чаще становится мишенью для плевков борцов за толерантность?

Читайте также
Григорию Лепсу отомстили за «рюмку водки на столе» в Крыму Григорию Лепсу отомстили за «рюмку водки на столе» в Крыму Латвия и Литва внесли певца в «черный список» невъездных: не туда ездил, не то пел

Подозреваю, на то есть сразу две взаимосвязанных причины. Первая заключается в том, что Толкин просто шикарно вывел в своих произведениях абсолюты добра и зла. А вторая — в его популярности и способности влиять на моральное воспитание новых поколений.

Проповедуй он однополые отношения и радикальный феминизм, и к нему не было бы никаких вопросов, а вот добро и зло — это ведь так не толерантно…

Впрочем, Толкин для господ вроде Дороти Ким — это только начало. Продаю идею, под которую правительство США с удовольствием выделит огромный грант. Нужно начать искать причины «неправильности» русских в нетолерантных былинах и народных сказках. Срочно реабилитировать Идолище Поганое, Соловья Разбойника и Змея Горыныча. А особенно — Бабу Ягу, ведь к ее защите можно подключить еще и феминисток.

Если идея «пойдет», ее можно будет взять на вооружение Госдепу. Например, взбрыкнет Греция против кредитов МВФ — а у нее появляется серийный расист Геракл, на котором клейма негде ставить. А у Китая, если будет сильно своевольничать с торговыми пошлинами, можно усмотреть какой-нибудь обделенный народ в образе лисы-оборотня. И все это — на страницы ведущих мировых СМИ! Пусть потом отмываются!

Думаете, утрирую? А вы бы еще лет десять тому назад поверили бы, что у кого-то хватит ума обвинять в расизме хоббитов и Гендальфа?


Новости литературы: «Пятое царство» Юрия Буйды

Культура: Начался приём работ на Международный конкурс имени Сергея Михалкова

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Никита Исаев

Директор Института актуальной экономики

Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня