Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Кино и театр
26 апреля 09:02

Конец фильма? Нынешняя модель кинематографа переживает глубокий кризис

Алексей Коленский: Московскому кинофестивалю не хватило содержательности, но это общемировая проблема

1483
На фото: президент ММКФ Никита Михалков и испанский режиссер, продюсер Луис Миньярро (слева направо) на церемонии закрытия 47-го Московского международного кинофестиваля в театре "Россия".
На фото: президент ММКФ Никита Михалков и испанский режиссер, продюсер Луис Миньярро (слева направо) на церемонии закрытия 47-го Московского международного кинофестиваля в театре «Россия». (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)
Материал комментируют:

В столичном театре «Россия» прошла церемония закрытия 47-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ).

Фестиваль проходил с 17 по 24 апреля, на нем было представлено более 200 картин кинематографистов из 50 стран. Состоялось 333 сеанса в 25 залах Москвы, которые посетили более 40 тысяч зрителей. Обо всем этом на торжественной церемонии закрытия сообщил президент ММКФ Никита Михалков.

Главный приз основного конкурса «Золотой Святой Георгий» уедет за границу, его получил фильм «Элизиум» индийского режиссера Прадипа Курбы, который был признан лучшим режиссером. «За философское изображение жизни и смерти посредством блестящего поэтического языка кино, наполненного сатирой и юмором», — так звучит официальная формулировка, обосновавшая выбор жюри.

Один из членов жюри Алексей Герман-младший заявил на церемонии, что режиссер «убрал все модные нарративы, темы, и снимал просто про жизнь людей, их чувства, эмоции, и сделал великое кино».

Читайте также
Александр Елагин: Любовь к театру и спорту дает мне возможность играть, но не заигрываться Александр Елагин: Любовь к театру и спорту дает мне возможность играть, но не заигрываться Как удивить зрителя и завладеть залом — актерские тайны

Всего в основной конкурсной программе было 12 лент, из которых три российских: «Планета» Михаила Архипова, «Семейное счастье» Стаси Толстой и «Двое в одной жизни, не считая собаки» Андрея Зайцева.

В номинации «Русские премьеры» победителем стала картина «Мужу привет» режиссера Антона Маслова, рассказывающая о женщине, супруг которой долгое время находится в состоянии комы. Главные роли исполнили Владимир Вдовиченков и Юлия Пересильд.

Картина «Эвакуация» казахского режиссера Фархата Шарипова, рассказывающая о том, как годы Великой Отечественной перевозили граждан в восточные регионы СССР, удостоена специального приза фестиваля.

Лучшим актером признан Евгений Цыганов за роль в фильме «Семейное счастье» (экранизация романа Льва Толстого), лучшей актрисой — испанка Мария Родригес Сото, снявшаяся в картине «Дом в огне».

Закрывался киносмотр аргентинским фильмом «Кем бы мы хотели быть» режиссера Алехандро Агрести.

Впрочем, сообщения о наградах и показах кинофестиваля в дни его проведения, прямо скажем, нечасто появлялись в топе популярных новостных агрегаторов. А ведущие поисковые системы и вовсе игнорировали их, в то время как раздача «Оскаров» у этих ресурсов часто затмевает более значимые политические события.

— Возможно, действительно на фестивале не хватало медийных событий. Возможно, есть некий заговор агрегаторов новостей, скажем так, — предположил кинокритик, редактор отдела «Кино» газеты «Культура» Алексей Коленский. — Ведь новости сейчас создаются примерно так: их пишет один искусственный интеллект с нужными словами и фразами для попадания в топ другого искусственного интеллекта. В этих условиях не рекомендую доверять как создателям новостей, так и нейросетям, что за ними стоят.

«СП»: Увидим ли мы фестивальные работы в широком прокате?

— Многие работы, которые были в конкурсной программе фестиваля, отечественные фильмы, скоро выйдут в наш прокат.

В частности, победившая в «Русских премьерах» лента «Мужу привет». Фильм открытия «В списках не значился» тоже 1 мая выходит в прокат. Ещё два-три фильма появятся на больших экранах, среди них «Легенды наших предков». В общем, скоро наш зритель сможет оценить и проголосовать рублем за них, или против.

«СП»: Чем вам запомнился прошедший кинофорум?

— Объективно говоря, у фестиваля большие содержательные трудности, поскольку для кинодеятеля, желающего сделать карьеру в больших международных проектах, строчка в творческой биографии о победе на Московском международном кинофестивале не прибавляет весомости, скорее, наоборот.

Но, с другой стороны, вся нынешняя модель кинематографа переживает очень большой образный, системный кризис во всем мире. Поэтому неизвестно, будут ли нужны эти крупные международные проекты завтра, никто не знает. Наш фестиваль, возможно, представляет собой слабое звено в этой кинематографической цепочке.

«СП»: В чем это выразилось?

— Скажем, на пресс-конференции, посвященной открытию, программный директор Иван Кудрявцев сказал, что для фестиваля самое главное — давать максимум мировых премьер. Но ведь мировые премьеры коммерческих фильмов, телефильмов, по киноязыку сугубо провинциальных, малоинтересных, вовсе не делают лицо фестиваля, наоборот, они ослабляют его престиж! Собственно, именно это в текущем году мы и наблюдали.

Читайте также
Римские поминки: Стоит ли Путину ехать на прощание с понтификом Римские поминки: Стоит ли Путину ехать на прощание с понтификом Франциск соберет на свои похороны многих государственных лидеров

«СП»: Что может в таком случае сделать лицо фестивалю?

— Прежде всего, широкий диапазон самых разных впечатлений. Вот, например, если бы в этом году на ММКФ состоялось бы, как водится, хотя бы две ретроспективы великих режиссёров, это имело бы большое значение.

Когда есть критерий, планка, с которой можно соотнести фестивальные работы, все новое, что показывается. Это очень важно. Я слышал, что в этом году хотели привезти 27 фильмов Вима Вендерса. Но что-то не задалось с этим. Печально, конечно. Не исключаю, что эта неудача сказалась на общем качестве фестиваля. Не было, к сожалению, сильных камертонов.

«СП»: Несмотря на это, сыграл ли прошедший кинофорум какую-то значимую культурно-политическую роль?

— Положительным можно назвать тот факт, что к нам приезжают люди из самых разных стран, даже недружественных. Они, можно сказать, ищут в нас альтернативную опору. Пока мы ей служить для них не можем, однако желание стать такой опорой и наша востребованность крайне важны.

Именно поэтому, видимо, самым важным событием этого фестиваля стала презентация «Бриллиантовой бабочки» — премии евразийской киноакадемии. Возможно, она станет альтернативой «Оскару». Во всяком случае, надеюсь, у нее большие перспективы.


Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Максим Чирков

Экономист

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня