Для чего бывший премьер-министр Украины устроил «сольный концерт» в эфире телеканала BBC
Основатель компаний Space X и Tesla Илон Маск считает, что на Украине возможно запустить проект по сохранению возобновляемой энергии. Об этом он написал в Twitter.
Во время переписки о проекте по энергосбережению в Австралии пользователь vAnilla Love t спросил у Маска, может ли он сделать нечто подобное на Украине.
«Конечно. Просто ознакомьтесь с моим предыдущим твитом о цене ($250 за кВт/ч на уровне пакета). Сайт скоро обновим, поэтому будет полная прозрачность», — заверил Маск.
На это сообщение весьма деятельно отреагировал премьер Украины Владимир Гройсман — предложил Маску продолжить более предметный разговор. «Спасибо, интересная идея. Украина очень хочет стать испытательным полигоном для инноваций. Давайте поговорим об этом подробнее», — написал Гройсман.
Поясним, о чем идет речь. 11 марта Маск пообещал за 100 дней решить энергетические проблемы штата Южная Австралия. Сбои в системе энергоснабжения штата возникли из-за быстрого развития в регионе источников возобновляемой электроэнергии — ветряков и солнечных батарей. Местные власти не смогли обеспечить соразмерного развития традиционной энергетики, которая смогла бы обеспечить поставки электроэнергии в безветренную или пасмурную погоду, потому энергосистема штата пережила за последнее время несколько крупных блэкаутов.
Для чего бывший премьер-министр Украины устроил «сольный концерт» в эфире телеканала BBC
Можно не сомневаться, что Маск, владелец первой в мире частной космической компании (которая, между прочим, в 2016 году получила контракт ВВС США на вывод в космос наиболее важных спутников для обеспечения госбезопасности Америки), человек, всерьез работающий над проектом колонизации Марса, мог бы решить и энергетические проблемы Украины путем широкого внедрения энергосберегающих технологий.
Но не стоит забывать, что Маск, прежде всего, бизнесмен. Именно поэтому он первым делом озвучил цену своего проекта, и она — $250 за кВт/ч — поистине заоблачная.
Как раз 1 марта Нацкомиссия Украины по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) объявила о повышении тарифов на электроэнергию почти на 25%. До этого за первые 100 кВт/час украинцы платили 71,4 гривны (71,4 украинских копейки за каждый кВт/час), а каждый следующий киловатт стоил 1,29 гривны. С 1 марта первые 100 кВт/час подорожали до 90 гривен (90 копеек за кВт/час), а каждый следующий — 1,68 гривны.
Курс гривны к доллару 14 марта упал на восемь копеек — до 26,89 грн/$. Это значит, что даже по самому высокому тарифу (1,68 гривны) украинцы сейчас платят за 1 кВт/час около 6,2 цента США. Другими словами, в 4032 (!) раза меньше, чем предлагает Маск.
Если бы у Киева были деньги, чтобы платить $250 за кВт/ч, это был бы, наверное, Киев Всемогущий. Который мог бы закупать в ЮАР не только уголь, но даже сало с горилкой. Но в реальности, как прекрасно знает премьер Гройсман, в бюджете «незалежной» зияют преогромные дыры. И, как недавно предрек зампред НБУ Олег Чурий, без новых траншей МВФ Украине гарантирован дефолт и обвал курса гривны.
Зачем же Гройсман делает вид, что он — солидный премьер — готов обсудить совместный проект с легендой американского бизнеса? Остается надеяться, что у самого Маска достаточно здравого смысла, чтобы понять: проект с Киевом — это кратчайший для него путь к банкротству.
— Все происходящее сейчас на Украине — это трагикомедия, — считает Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. — Безусловно, украинская энергетика находится в глубоком кризисе. Но она оказалась в тяжелой ситуации исключительно по воле правящего меньшинства, которое пытается реформировать страну по западным лекалам, пусть в ущерб себе.
Например, с рациональной точки зрения невозможно объяснить отказ Киева от ядерного топлива российской компании ТВЭЛ, и замену его на продукцию американско-японской Westinghouse, ориентированной на реакторы западного дизайна. В результате использования неподходящего топлива на украинских АЭС произошел ряд аварийных ситуаций. Так, в реакторе третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС, где с 2015 года используется ядерное топливо Westinghouseа, произошла разгерметизация кассет.
И это при том, что топливные сборки Westinghouse хуже по качеству и дороже по сравнению с российским топливом.
Что же касается «зеленых» технологий в энергетике, которые продвигает Илон Маск, — они одно время были очень популярны на Западе. Но там это было формой общественного движения, с помощью которого власти манипулировали обществом. В реальности, «зеленые» технологии всегда спонсировались государствами, и «зеленая» энергия всегда была чрезмерно дорогой.
Для Украины же «зеленая» тема сейчас абсолютно неактуальна.
Кроме того, надо понимать: население штата Южная Австралия — всего 1,5 миллиона человек. А население Украины — 42 миллиона, и она является самым крупным государством, полностью находящимся на территории Европы. Это значит, что энергетические потребности Украины в десятки раз больше, чем австралийского штата. Тем более, в «незалежной» все еще сохранились остатки промышленности.
«СП»: — То есть, проект с Маском получился бы у Киева масштабным?
— Да, поскольку дефицит антрацита, возникший в результате блокады Донбасса, уже привел к тому, что на Украине возникла угроза веерных отключений — фактически на пустом месте. Просто потому, что несколько депутатов Верховной Рады, и ряд примкнувших к ним радикалов, не хотят закупать уголь у Луганской и Донецкой республик.
Напомню, в 2014-м году Украина, не пожелав закупать уголь в России, купила его в ЮАР. И вскоре тогдашний генпрокурор Виталий Ярема заявил, что африканский уголь «совершенно негорюч» (львиная доля украинских ТЭС работает исключительно на антраците), и что этой сделкой «незалежная» нанесла себе ущерб в размере $25 млн.
Теперь на Украине еще более серьезный энергетический кризис. И дешевый пиар — единственное, на что способен в этой ситуации Киев.
Гройсман переписывается в Twitter с Илоном Маском — какое великое достижение! Наверное, если Петр Порошенко напишет в Twitter Дональду Трампу, это будут неделю показывать по национальному телевидению, выдавая за колоссальный геополитический и экономический успех.
Лучше бы Киев занялся решением проблемы безработицы, сохранением остатков промышленности, а главное — налаживанием отношений с Россией. Не проще ли, вместо обсуждения дутых проектов с Маском, наладить отношения с нашей страной, разрыв которых стоит украинской экономике, по словам Порошенко, до $15 млрд. в год? Не проще было бы не допускать блокады Донбасса, которая обходится, по словам Гройсмана, до 2 млрд. гривен еженедельно?!
Такое впечатление, что у власти на Украине находятся люди, которые поставили себе целью все в стране разрушить, население довести до вымирания, и подготовить территорию для прихода кого-то другого. И все это — под «имиджевую» переписку в Twitter.
— Гройсман делает себе пиар на переписке с Маском, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Американский бизнесмен, с точки зрения медиа, — исключительно привлекательный персонаж. А успех Киева в глазах Запада определяется, в огромной степени, созданием определенного имиджа в пропагандистском пространстве.
Если отбросить пропаганду, то окажется, что режим в Киеве — это режим регрессивный, использующий элементы государственного терроризма, разрушающий страну в угоду собственным политическим амбициям. Но Запад, благодаря медиа, видит в Киеве демократических реформаторов, страдающих от агрессивного русского медведя.
Так что переписка Гройсмана логична, и удивления не вызывает. Логична и блокада Донбасса. Насколько я понимаю, таким образом Порошенко отрезает Донбасс от Украины, как большой ломоть, который ему мешает. Я даже не исключаю, что президент Украины делает это по договоренности с российским руководством.
Линия разграничения становится официальной государственной границей ДНР
Так или иначе, Порошенко выталкивает Донбасс из Украины, и делает это технически грамотно — руками политических оппонентов. Он перекладывает заботу о регионе полностью на плечи РФ, и заодно наносит сокрушительный удар по позициям украинского олигарха № 2 Рината Ахметова, поскольку 70% убытков от блокады несут именно его предприятия.
Словом, Киев, при всей внешней нелепости, действует изворотливо и довольно последовательно. А то, что от такой политики страдают и погибают люди, его волнует в наименьшей степени.