Казахстан и Туркменистан стоят пока в сторонке?
Борьба с «Газпромом» довела Литву до труднорешаемой дилеммы, которую сейчас стали активно обсуждать в Вильнюсе в связи с очередным провалом переговоров премьеров стран Балтии о создании общего прибалтийского рынка природного газа.
Суть дилеммы такова: выкупить ли самой, без помощи ЕС, судно-хранилище сжиженного газа Independence, которое Вильнюс арендует у норвежской компании Hoegh за бешеные деньги — примерно 60 миллионов евро в год, или вообще отказаться от него после 2024 года, когда заканчивается срок аренды, то есть и от терминала сжиженного газа, что для части литовской элиты политической смерти подобно.
Правда, в 2019 году в Литве — новые президентские выборы, и ещё не известно, как поведёт себя преемник Дали Грибаускайте, которой, впрочем, политологи прочат кресло премьер-министра. Но что там случится трудно предсказать, а вопрос с терминалом пытаются решить сейчас — слишком дорого он обходится, что, кстати, может осложнить приход на пост главы государства выгодному для США преемнику нынешнего президента. К тому же местные «зелёные» в последнее время твердят, будто технологии обновляющейся энергетики делают туманным будущее терминала, и это ужасает патриотов, так как на него уже потрачены огромные деньги. А что если народ спросит?..
Казахстан и Туркменистан стоят пока в сторонке?
Из-за поведения Латвии и Эстонии, не желающих участвовать в литовском газовом проекте, а точнее из-за Литвы, которая действовала на этом рынке без согласования с соседями, Евросоюз не признал литовский терминал региональным, не выделил на него средства. Весь тяжкий груз, который Литва взвалила на себя по идеологическим причинам — лишь бы не с «Газпромом», зато с танкерами из США, два из которых уже прибыли, вынуждена тащить сама. Точнее — тащат потребители. А Латвия и Эстония просто не захотели обмануться. Литва стала камнем преткновения в процессе дискуссий о месте регионального терминала.
Брюссель, Таллин и Рига, исходя из прагматических соображений, из логистики, предполагали, что такой терминал должен быть в Эстонии. К тому же Латвии он вовсе пока не нужен — в крупное подземное Инчукалнское газохранилище она и так закачивает топливо «Газпрома», которое заведомо дешевле сжиженного. Но Литва подсуетилась и попыталась поставить соседей и Брюссель перед фактом, когда ввела в строй в 2014 году терминал сжиженного газа в Клайпеде. Заморочить голову идеологической риторикой не удалось.
В 2024 году завершается договор с норвежцами об аренде судна. Его хотели выкупить раньше, но денег не было. В любом случае газ получается дорогой. Любопытно, что Вильнюс, упирая на идеологию, официально не называет цену газа в СМИ, но уверяет, будто она конкурентоспособна с «газпромовским». А эксперты утверждают: этого просто не может быть, так как денег стоит сжижение-разжижение голубого топлива, доставка его танкерами, а не по трубе, и упомянутая аренда.
Когда вопрос об аренде был ещё в стадии обсуждения, депутат Сейма, социал-демократ Артурас Скарджюс возмущался: «Существующий договор таков, что мы на протяжении десяти лет должны платить по установленной цене, чтобы выплатить всю сумму, которая по меньшей мере в 2,5 раза больше, чем цена самого судна».
Норвежцам что — их не интересуют политические перипетии заказчика. Вильнюс заказал судно-хранилище у них, они — у Южной Кореи, заплатили за него 250 миллионов долларов и сдали в аренду «пассионарной» республике, которая готова была платить сколько угодно, лишь бы перекрыть трубу из России. Вернее, не сколько угодно, так как теперь выясняется, что все же рассчитывала на деньги Евросоюза. Не вышло, и Сейм вопреки правилам рынка обязал литовские компании покупать часть газа на терминале, хотя это очевидно невыгодно. Но и таким сомнительным действием не удалось выдавить «Газпром», чьи почти 100-процентные поставки топлива в Литву сначала действительно упали на две трети, но потом вернулись к 50 с лишним процентам, и будущее терминала действительно стало туманным. Политика политикой, а бизнес бизнесом. Наблюдателям ясно, что Литва по идеологическим, а для кого-то, возможно, по меркантильным причинам пытается развернуть свои телеса навстречу танкерам со сжиженным газом из США, а экономически это невыгодно.
А нынче сделан ещё один шаг в борьбе с «Газпромом». Готовится, как сообщала «Свободная пресса», законопроект, который обяжет крупные частные компании отчитываться о каждой сделке перед правительством и Департаментом госбезопасности. Если та или иная сделка будет признана угрозой для безопасности страны, её запретят либо аннулируют. Именно «Газпром» и считается одной из угроз Литве — якобы формирует энергозависимость от России и может повлиять на политические процессы в стране. И именно главный потребитель природного газа в Литве, крупнейший производитель азотных удобрений в Прибалтике, компания Achema, покупающая топливо у «Газпрома», оказалась под таким контролем.
На Украине придумали новую тактику «возвращения» полуострова
Отчаянную и, возможно, последнюю попытку «нагнуть» Латвию и Эстонию в решении газового вопроса Литва предпримет на следующей неделе. Вильнюс попытается привлечь серьёзного и влиятельного антироссийского арбитра — Польшу. Премьер-министр Саулюс Сквернялис отправляется Варшаву, где во вторник встретится с главой правительства Польши Беатой Шидло, не скрывающей крайне негативного отношения к России, и — внимание — там же состоится четырёхсторонняя встреча с премьерами Латвии и Эстонии. «Намечается обсудить повестку дня Евросоюза, вопросы регионального сотрудничества и региональной безопасности», — витиевато сказал журналистам советник литовского премьера по внешней политике Дейвидас Матулёнис. А Саулюс Сквернялис назвал Польшу стратегическим партнером Литвы в областях военной и энергетической (!) безопасности и почему-то лягнул Россию, уверяя, что двусторонние разногласия выгодны нашей стране. Но к экономическим разногласиям между Литвой и её соседями, а также к глубинным историческим и гуманитарным между Польшей и Литвой современная Россия не имеет никакого отношения.
Вильнюс намерен окончательно помириться с Польшей и «нагнуть» Латвию с Эстонией, видимо, используя русофобский жупел. Однако сомнительно, чтобы Рига и Таллин пошли на газовую сделку с Литвой себе в большой убыток. Разве что будут задействованы тайные финансовые рычаги. И это будет не ЕС.
Литва