Глава кабмина Дмитрий Медведев на двадцатом году выруливания страны из «застойного дна» наконец-то приблизился к решению проблемы всеобщего благосостояния.
Премьер-министр поручил руководителям регионов проанализировать структуру доходов россиян и предложить меры по их увеличению уже к нынешнему 1 мая. Об этом сообщается на сайте правительства России.
Задача должна быть выполнена аккурат в день солидарности трудящихся, а результаты анализа предоставлены в Минтруд и Минэкономразвития России.
До этого правительство, похоже по чисто медведевской методике накануне пересчитывало в столбик число бедных и очень бедных россиян и сколько кому полагается копеечной индексации. И в этом случае начинаешь понимать, что для россиян, бедность — это не бедность, а духовный подвиг народа, который «добровольно» отказывается от западного «общества потребления» ради «духовных скреп» и «величия страны». В общем, как призывает ДАМ, надо не болтать, а работать — через нищету народа к звездам, к гравитации.
— Я бы призвал самого Дмитрия Анатольевича не болтать, а работать, — говорит заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, политолог Николай Платошкин. — Вспомните, первые национальные проекты были сформулированы в 2005 году, а через почти 15 лет нам вновь предлагают те же самые прожекты. Догнать Португалию по ВВП на душу населения, к 2020 году создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест… Будучи президентом, Медведев заявлял, что рубль станет свободно конвертируемым, а Москва превратится в финансовый центр. Сейчас обещает «гравитацию». Потом были майские указы Путина 2012 года, они сейчас те же самые. Тогда, например, обещали, что «зарплата учителей должна превосходить среднюю по региону». Уволили половину учителей, зарплату раскидали на тех, кто остался. Вот так и пошло. Теперь опять это все в сотый раз формулируется в виде национальных проектов. Правда, что касается тех же учителей, врачей, с оговоркой «земский». И так во всём. Действительно, хватит болтать. Если за прошедшие годы ничего не сделано для развития страны, то почему эта команда сейчас чего-то добьется? Это те же самые чиновники, экспертный уровень которых крайне низок. Они что, перековались, прошли какую-то программу стажировки где-то? Правительство Медведева показало свою полную неэффективность, причем не только за последний год, а вообще, в принципе. Оно должно уйти в отставку. Кто-то пошутил, мол, все дело в «непрофильном Медведеве». Стыдно, что у моей страны такое правительство. Как говорил кот Матроскин, стуча себя по лбу, у них ума нет.
Самое обидное, что, в отличие от многих стран, экономика России самодостаточная. Мы можем улучшить жизнь в стране, особо сильно не напрягаясь, за полгода. Для этого необходимо кардинально менять социально-экономический курс. Всё, больше ничего.
В принципе, у нас экономика капитализма, к сожалению для меня, и она может развиваться двумя путями. Либо за счет экспорта: что-то продаете за границу, зарабатываете деньги и на них живете. Опять же, Матроскин говорил, чтобы купить что-нибудь ненужное, должны продать что-нибудь ненужное. ФРГ — то же самое: импортирует еду, ну нет еды у них, чтобы купить, она что-то продает. Это первый вариант. Второй вариант — за счет внутреннего спроса. То есть собственное население в основном всё и покупает, что производится. В основном, это не значит, что нельзя торговать с заграницей: пожалуйста, но основной, как сейчас модно говорить, драйвер — это внутренний рынок. У нас так было в Советском Союзе и так сейчас в Соединенных Штатах. У нас экономика за счет чего развивается? Экспортируют сырье за границу и оставляют там деньги: феноменально просто. То есть мы продаем не возобновляемые ресурсы, а нефти и газа у нас осталось лет на 25. Ну, нефти на 25, газа чуть больше, это вообще очень мало. А мы вообще самая холодная страна в мире, чем топить-то будем через 20 лет? Потом получаем эти деньги, отправляем их в Соединенные Штаты Америки, где кладут их на депозит. То есть Запад покупает наши ресурсы, и мы ему еще деньги потом туда возвращаем, которые он нам заплатил. Соответственно, экономика внутри страны — мы им неинтересны. Они, как рассуждают, почему выросли цены на бензин? Потому что бензина в стране не хватает. У нас в стране не хватает бензина. Почему? Потому что нашим «бизнесменам», в кавычках, выгоднее продавать за границу, там больше платят просто, чем здесь. Всё. То есть потребитель здесь неинтересен. А чтобы он стал интересен, он должен быть платежеспособным, получать столько, сколько немец, предположим. Он тогда столько же может заплатить. И тогда, в общем, предпринимателю будет безразлично, куда продавать, в Гамбург или в Тверь. А раз мы нищие, раз в Твери зарплата 20 тысяч, а в Гамбурге 4 000 евро, туда и продают. А мы, повторю, неинтересны абсолютно.
«СП»: — Хотите сказать, что при таком раскладе навряд ли экономика России через 6 лет будет обладать мощной гравитацией, способной притягивать и умы, ресурсы, в том числе и денежные, как обещает глава кабмина?
— История с ишаком Ходжи Насреддина известна. Был еще один прогнозист, гениальный, стихи писал, монеты коллекционировал. Звали его Алексей Улюкаев. Он обещал, что через 50 лет экономика России будет классная, замечательная и прочее. Ну почему я должен верить еще раз Медведеву про 6 лет, когда он в следующем году, в 2020-м, обещает создать 25 миллионов рабочих мест? Так он об этом говорил еще 7 лет назад. И где они? Не то, что не создали высокотехнологичные рабочие места, а вообще число рабочих мест сокращается, растет безработица, почему я ему должен сейчас-то верить? Наш финансово-экономический блок работает примитивно. Реализовать эти национальные проекты им не удастся, как бы тот же премьер и его команда ни ссылались на «мировых жандармов», «лежачих полицейских». Подход такой: есть нефть и газ, надо их достать, складировать, отправить на Запад, оставить там деньги и потом приехать за деньгами с чемоданчиком, перевезти в офшоры. Там уже их жены, любовницы, дети, прочее. «Рашка» им малоинтересна, зачем она нужна? Причем при этой модели, чем меньше люди здесь зарплату получают, тем лучше. Просто норма прибыли больше: вы платите своим нефтяникам гроши, продаете нефть за бугром за доллары, не за рубли, и там же остаетесь. Вы мне можете объяснить, например, почему финансовое подразделение «Газпрома» сидит в Голландии и там платит налоги? При этом премьер отметился фразой: «Денег нет, но вы держитесь». Почему не перевезти компанию сюда, почему не вернуть деньги из офшоров, где их полно просто? Почему, например, ну тупо тратить 11 миллиардов рублей на «Ельцин-центр»? Зачем он нужен? Если какие-то сторонники Ельцина хотят поставить памятник своему кумиру на свои кровные, пожалуйста. Но почему за мой счет, за счет бюджета? Я им не давал таких полномочий. Почему «Газпром» спонсирует, например, немецкий футбольный клуб «Шальке 04», чемпиона Германии 1941 года? Бред какой-то просто. Если бы фюрер сейчас, не дай бог, очнулся, он бы просто обалдел! «Русские недочеловеки», в его понимании, спонсируют его любимый футбольный клуб. Вот вы можете объяснить, зачем? То есть, если просто навести порядок в стране, воровство хотя бы уполовинить, я уж не говорю совсем убрать, да мы с вами еще измучаемся, куда эти деньги деть. Какого черта валяются $120 миллиардов в Америке? А ведь этих средств хватит, чтобы финансировать ПФР, исключив людоедское повышение пенсионного возраста.
Цинично слышать, «что благодаря аккуратной политике в бюджетной и денежно-кредитной сферах мы создали здоровую макроэкономическую систему с сильным иммунитетам к внешним шокам». О каком «здоровье», иммунитете к внешним шокам речь, если как только конгресс обмолвился об очередных санкциях, то у нас рубль обвалился! От высказанной мысли, а не конкретных санкций! Нынешний режим разрушил всю промышленность, в результате у нас все потребительские товары импортные. Поэтому, как только рубль падает, тут же повышаются цены. У нас сейчас нет оборудования, самое страшное, у нас сейчас нет станков, на которых вообще всё производится. Закупать за границей сейчас невыгодно, потому что курс рубля слишком слабый, так что нет и технического перевооружения промышленности. Чтобы добить промышленность, эти персонажи подняли налог на добавленную стоимость. Что это означает? Предположим, глина, производство кружки. Глина стоит 20 рублей, я ее обжигаю, это добавленная стоимость 10 рублей, потом на гончарном круге делают из этого обжига кружку, это еще 10 рублей. И с каждой добавленной стоимости они берут 20%. Чем товар сложнее в производстве, тем его невыгоднее в Российской Федерации производить. Потом мы говорим: «А чё у нас ничего не производится?» Потому что правительство делает всё возможное, чтобы это не производилось, у нас сырьевая экономика. А в сырье нет добавленной стоимости, она без нас сформировалась, платить ничего не надо. А кто платит налог на добавленную стоимость? Мы с вами, потому что он сидит в конечной цене для конечного потребителя. Вот — машина, полторы тысячи деталей, в каждой добавленная стоимость, они это всё накручивают, накручивают, мы с вами, как лохи, покупаем ее. И все всё это платим. Вот знаете, только экономика Древнего мира, Египта, держалась за счет косвенных налогов. Косвенные — это когда платит не тот, кто доход имеет, а тот, кто купил. Нормальная экономика, современная, держится за счет прямых налогов. Вот вы что-то сделали, вы и заплатили. Подоходный, предположим, на недвижимость. У нас Древний Египет сейчас.
«СП»: — Власть уверяет, что санкции приводят к импортозамещению и способствуют развитию отечественной экономики.
— Ложь. Посмотрите на улицы Москвы, сколько ездит отечественных автомашин? Остались у нас какие-то отечественные холодильники, телевизоры? Где они все? Вот говорят про успехи в сельском хозяйстве, что наши контрсанкции, не их, заметьте, санкции, привели к расцвету. Сыр сколько стоил до санкций и сейчас? Нет, он есть, конечно, я не спорю, но сколько он стоит? То есть понятно, что для кого-то санкции, может быть, и хороши, потому что, видите, Медведев и Путин, они через Думу протащили закон, по которому граждане России, пострадавшие от санкций, получают компенсацию. Но почему-то не все, я вот не получил, а какие-то отдельные, против которых ведут персональные санкции. А как же равенство людей перед законом? Получается, этот человек хороший, мы ему за счет бюджета поможем, а остальные как-нибудь сами перекантуйтесь. И самое главное, якобы наладили сейчас экспорт зерна. Это, мол, выдающееся достижение нашего правительства, и Путин об этом говорит: СССР завозил зерно, а мы продаем. Но СССР завозил фуражное зерно, то есть зерно для корма скоту, потому что этого скота было полно: 65 миллионов молочных коров паслось в Советском Союзе, а сейчас — 8. Меньше, чем в 1941 году. У нас молока в стране нет. Дефицит. Помнится, нас закармливали в детском саду молоком: и молочная рисовая, и молочная манная каши, был кефир… Поэтому и росли здоровыми. А сейчас у нас на прилавках молочные продукты в магазинах: не дай бог знать, из чего они состоят, навек аппетит отобьется.
Все эти национальные проекты один в один повторяются долгие годы. К примеру, проблема с жильем. Кто возражает, чтобы люди переселялись из плохого в хорошее? Но что делает власть? Вначале сдирают с нас деньги в виде повышения пенсионного возраста, акцизов, НДС, потом говорят, что куда-то их распределим. Это их вариант. Значит, мой вариант очень простой. В Испании ипотека сейчас 2%. И не надо никаких проектов, понимаете? Там ипотеку можно получить и до 80 лет, под 2%! Потому что низкая инфляция, то есть низкое обесценение валюты, она не обесценивается. Поэтому банк, беря с вас 2,5 процента, он их зарабатывает. У нас что происходит? Рубль обесценивается на 6 — 7% в год, поэтому банк вам, когда выдает кредит под 10%, это то же самое, что в Испании под 2,5. Ему остается между обесценением рубля в 7% и вашей ставкой в 3. Вопрос: почему у нас только идет обесценение валюты, но нигде его нет? А если его прекратить и давать людям ипотеку под 2,5%, люди пойдут в банк, получат эти деньги, которые будут направляться в промышленность, они будут строить. Всё, не надо ни с кого ничего собирать. Вопрос: а почему у нас рубль обесценивается? Из-за политики власти, потому что каждый декабрь подписывают повышение тарифов естественных монополий. Монополии естественные не имеют права повышать тарифы сами, только с согласия правительства. «Газпром», РЖД, энергетические компании повышают на 5%, на 4 и 5 — всё, понимаете, из-за этого у нас инфляция. Я предлагаю замораживание всех тарифов на 3 года, и не только потому, что это гуманно, а чтобы рубль прекратил обесцениваться, кредиты стали доступными населению и промышленности. У нас же промышленность тоже из-за этого не развивается, люди приходят в банк и говорят: «Хочу гостиницу построить, срок окупаемости 10 лет». Ему говорят: «15%». Человек начинает считать и понимает, что это дохляк, если эти проценты платить, он никогда не рассчитается, поэтому, да ну на фиг. Опять, если ему дать под 3% процента кредит? Да всё будет развиваться без всяких национальных проектов, без вот этой вот лабуды, понимаете? «Сначала деньги соберем с вас со всех, а потом, может быть, вам отдадим, но не сейчас». Выражаясь путинскими же словами: «Я вас поцелую, но не сейчас, а потом». А может, не надо, может, мы сами как-нибудь обойдемся? Может, просто условия создать реально макроэкономические, и всё? Опять, почему население хранит деньги в долларах? Да потому, что рубль постоянно обесценивается. А кто его обесценивает? А если рубль не обесценивается, так люди будут в рублях хранить, значит, они будут нести деньги в банки и у банков появится много средств, чтобы давать кредиты для развития страны. Почему во всех странах Европы это можно, где нет ни нефти, ни газа, вообще ничего, а у нас нельзя? В Польше, где нет ни газа, ни нефти, снизили пенсионный возраст. Я их спрашиваю, а как? Они говорят, мафию поприжали, воровство чуть-чуть прекратили, заставили богатых платить не больше, а сколько они должны платить по закону, и всё, денег полно.
«СП»: — Так мы тоже в начале пути в светлое будущее…
— Надеюсь, что мы не в пешем эротическом путешествии находимся. Путин в этом году уже 20 лет у власти. И это — в начале пути? А сколько надо-то вообще? Товарищ Сталин за 10 лет создал мощную промышленность в 30-е годы. Кстати, Путин хвалил его за это, говорил, надо брать в пример индустриализацию 30-х годов. Так что не берет-то? 10 лет, дальше — после войны за 5 лет восстановили всю экономику! Немцы разрушили все капитально, некоторые города приходилось с нуля на новом месте отстраивать. Сделали. Сейчас-то в чем проблема? Война, что ли идет, или что? Нефть дорогая. И он всё «в начале пути». Хватит доверять, доверяли 20 лет. Когда Путин шел на выборы в прошлом марте, он что, говорил про повышение пенсионного возраста? Обещал, пока он у власти, этого не будет. Оказывается, это давнишняя проблема, пришлось ее решать. Так что же он ее скрывал, что ли, если она давнишняя? Так с людьми нельзя обращаться. Подчеркиваю, денег в стране — тьма на сохранение пенсионного возраста, тьма, и на всё другое тоже. Из страны в прошлом году ушло $60 миллиардов, официально, легально, по данным регистратора. В 2014 году — $140 миллиардов. И так каждый год: народ грабят, кучка — жирует. Мне трудно ответить на вопрос простых россиян, сколько еще надо элите, чтобы насытиться? Недавно в Германии узнал про тренд среди русских богатеев. У них яхты с перилами из костей настоящих динозавров. То есть мозги-то у них работают, но только на собственный карман, а не на нужды страны. Надоедят кости динозавров, придумают что-то из китового уса. Деньги-то надо куда-то девать, правильно? Как бы «динозавры» не отомстили за свои «кости».
Новости пенсионной реформы: Эксперты рассказали, будет ли еще повышаться пенсионный возраст в России