В апреле 2018 года один из крупнейших мировых производителей алюминия, объединенная компания «РУСАЛ», был внесен в очередной санкционный список США, поскольку его акционером являлся Олег Дерипаска. Однако уже в декабре того же года американский Минфин дал согласие на снятие наложенных ограничений в случае выполнения нескольких условий. Основными из них были снижение доли самого Дерипаски в компании, а также включение независимых директоров в ее совет директоров и строгий аудит работы. В январе 2019 года американские санкции в отношении «РУСАЛА» были сняты.
Теперь компания, как сообщает, в частности, РБК со ссылкой на пресс-службу «РУСАЛА», договорилась с американским производителем алюминиевых сплавов Braidy Industries о совместном строительстве завода по производству алюминиевого проката для автомобильной промышленности.
Планируется, что завод Braidy Atlas (предварительная оценочная стоимость — $1,68 млрд.), в котором доля «РУСАЛА» составит 40%, будет размещен в штате Кентукки и сможет с 2020 года производить 300 тысяч тонн автомобильного проката в год. Это поможет сбалансировать ожидаемый дефицит в производстве прокатных листов для американского автопрома. Поставлять туда металл предполагается со строящегося в Сибири Тайшетского алюминиевого завода.
Некоторые эксперты, в число которых вошел, например, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов, предположили, что подобное инвестирование в экономику США может быть частью соглашения с американским Минфином, поскольку завод необходим американцам, чтобы не ввозить импортную продукцию из Китая и Саудовской Аравии.
Неужели американцам все же удалось через санкции, которые нам, как постоянно уверяет российское правительство, что слону дробина, таки «отжать» для себя российский алюминий?
Отвечая на этот вопрос, аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев призвал разделять политику и экономику, как не всегда совпадающие между собой.
— Если трезво посмотреть на ситуацию, то станет понятно, что санкции вводились конкретно против Дерипаски. Как только он перестал контролировать свои компании, надобность в них отпала. Более того, никто, я подозреваю, даже американцы не ожидали, что санкции дадут такой эффект.
«СП»: — Почему?
— Потому что «РУСАЛ» на самом деле — международная компания, влияющая на рыночные цены, поставляющая алюминий в США. Думали, что это просто там какой-то заводик. Естественно, когда осознали масштабы, то при первой же возможности отыграли назад.
«СП»: — То есть санкции действительно оказались неэффективными в отношении России?
— Хотя сроки введения санкций по «РУСАЛУ» то и дело откладывались и переносились, котировки все же упали, поскольку риски сохранялись. Немного упал экспорт, но фактически санкции не сильно сказались на производителе. Даже напротив, производство и прибыль «РУСАЛА» за это время подросли, поскольку на опасениях цены на алюминий подскочили, а рубль упал.
«СП»: — И все же — зачем «РУСАЛУ» при таких раскладах понадобилось строительство завода в США?
— Учитывая, что «РУСАЛ» использует советское наследие, а Олег Дерипаска — россиянин, многие думают, что это вопрос патриотизма. Но речь идет не более чем о международном бизнесе. Потому что «РУСАЛ» зарегистрирован в юрисдикции Великобритании на острове Джерси. Акции производства размещены в Гонконге и торгуются в России как акции иностранного эмитента. Сохранил ли Дерипаска полный контроль за «РУСАЛОМ», думаю, мы можем так никогда и не узнать, но официально он, так сказать, выведен за скобки.
«СП»: — А почему США понадобился именно российский алюминий, а не какой-то другой? Ведь не мы же одни его производим…
— Да, перед американцами стояла дилемма, какой алюминий выбрать, российский или чей-то иной. Америка сделал выбор в пользу российского. И произошло это по целому ряду причин. Во-первых, потому, что с другим алюминиевым гигантом — Китаем — у США и без того имеется серьезный экспортно-импортный дисбаланс, спровоцировавший торговые войны. А Россия больше все-таки импортирует из США, чем экспортирует туда, и это выгодно обеим сторонам. И война санкций не имеет к этому никакого отношения, равно как и Крым с Донецком.
Во-вторых, российский алюминий является самым экологически чистым в мире, имея самый маленький углеродный след. Потому что производится не с использованием угля и нефти, как в других странах, а с использованием электроэнергии от гидроэлектростанций.
Так что с точки зрения перспектив использования такого алюминия завод в США, считает эксперт-экономист Леонид Хазанов, является со всех сторон классной идеей.
— Потому что в самих США предприятий по выпуску первичного алюминия крайне мало, поскольку они последние 20 лет закрывались из-за роста энерготарифов. Местные компании либо развивают производство из вторичных алюминиевых сплавов из лома, либо попросту завозят алюминий из других стран. Но одновременно с этим потребление алюминия в США растет, и особенно это заметно в автомобильной промышленности — как при выпуске легковых автомобилей, так и грузовых. Так что с точки зрения перспектив использования алюминия иметь прокатный завод в США эта идея, повторюсь, крайне заманчива. В американском автопроме ведется целенаправленная политика на увеличение потребления алюминия, так как с помощью этого металла снижается вес автомобилей и уменьшается расход топлива.
«СП»: — Но тогда возникает вполне резонный вопрос — почему бы не запустить такие объемы в российскую промышленность?
— Да потому, что уже имеющихся заводов по производству алюминиевого проката России вполне достаточно. У нас есть большой завод в Самаре, выпускающий 200 тысяч тонн проката в год, в Каменске-Уральском мощностью в 100 тысяч тонн в год, в Белой Калитве производят порядка 40 тысяч тонн в год. И это количество алюминиевого проката с лихвой перекрывает потребности в нем нашей промышленности и по сортаменту, и по тоннажу, причем настолько, что не менее 50% плоского алюминиевого российского проката идет на экспорт.
«СП»: — А как же наш автопром?
— В российской автомобильной промышленности спектр применения алюминия невелик. В основном это колесные диски.
«СП»: — Так почему же он не используется в автопроме, как говорится, на всю катушку, раз в России его перепроизводство?
— А потому что имеет место косность мышления наших производителей, которые привыкли работать со сталью. Работникам отечественных автозаводов проще сварить два стальных листа, чем два алюминиевых. Еще один фактор не в пользу применения алюминия в российском автопроме — считается, что это чрезмерно дорогой металл. Но при этом не стоит забывать, что алюминий более устойчив к коррозии, чем сталь, соответственно, срок эксплуатации у него больше.
— Сфера применения алюминия у нас в стране крайне невелика, — развивает тему Алексей Калачев, — в отличие от тех же США, где из алюминия изготавливаются и общественный транспорт, и железнодорожные вагоны, и много чего еще. Дерипаска уже несколько лет продвигал идею удешевления использования алюминия во внутренней экономике России. Имеющиеся у него заводы по производству пищевой фольги — это, по большому счету, мелочь. Скупка практически всех российских производителей колесных дисков тоже больших дивидендов ему не принесла. В электротехнике алюминий ни разу не конкурент меди из-за того, что со временем становится пожароопасен.
«СП»: — Как-то можно исправить эту ситуацию, чтобы оставить российский алюминий в России?
— Хорошо бы, чтобы было так. Вот раньше, например, алюминий широко использовался в авиационной нашей промышленности, но вы видите, в насколько захиревшем состоянии она находится сейчас. Надо развивать сферы производства, где может использоваться алюминий — строительство, транспортное машиностроение и так далее. Но это очень тяжело. А завод в Америке — это обход ввозных пошлин, это выгодно.
Впрочем, резюмировал Алексей Калачев, строительство «РУСАЛом» завода по производству алюминия в США, как уже «СП» сообщала ранее, все равно можно считать своеобразным достижением российской экономики.
— Ситуация вокруг олигархов с их миллиардами — это одно, вопрос-то стоял, на самом деле, не о том, раскулачат или нет господина Дерипаску, — пояснил он. — Наши заводы и электростанции, где работают люди, где производится продукция, откуда государство получает налоги — вот это важно. Серьезные опасения были на предмет того, как бы не пришлось нам закрывать производства в связи с падением экспорта из-за санкций, когда не успели поднять внутреннее потребление. Однако теперь очевидно, что «РУСАЛ» продолжит работать и развиваться, заводы будут работать и потреблять электроэнергию, а люди не потеряют рабочие места и сохранят свою зарплату.
Новости экономики: Евросоюз утвердил обновленную газовую директиву
Проблемы экономики: Плохая новость для рубля: Все идет к новой девальвации