Около трех миллионов россиян не смогут покинуть страну на майские праздники из-за неуплаты долгов. Как сообщили изданию «Известия» в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), всего в первом квартале текущего года выезд за границу был запрещен 4,4 миллионам россиян. К апрелю неплательщики смогли погасить долгов на 19 миллиардов рублей, поэтому число «злостных» должников сократилось до 3 миллионов.
В ФССП считают, что ограничение выезда за рубеж является эффективной мерой по борьбе с должниками и способствует скорейшему погашению задолженностей. При этом мера касается не только тех, кто должен по банковским кредитам (40% от общего числа невыездных), но и граждан, которые имеют задолженности по алиментам (20%), налогам и штрафам за нарушение ПДД (10%) и оплате услуг ЖКХ (5%). Доля заемщиков МФО составляет всего 1,5% в общем числе должников. Для того чтобы закрыть выезд, достаточно иметь долги, превышающие 10 тысяч рублей.
Как следует из данных ФССП, число невыездных должников растет уже четвертый год подряд. В январе-марте 2016-го было выписано 1,2 млн. постановлений об ограничении на выезд, в 2017 году в этот же период за границу не пускали уже 2 млн. россиян, а в первом квартале 2018-го — 2,9 млн. В этом году цифра впервые превысила 3 миллиона к майским праздникам.
Эксперты поясняют, что увеличение числа должников связано с ростом количества кредитов у населения. Реальные располагаемые доходы россиян беспрерывно снижаются с 2014 года, поэтому для того, чтобы поддерживать привычный или хотя бы приемлемый уровень жизни, многие люди берут кредиты. А так как доходы не растут, платить проценты по ним становится все тяжелее. Отсюда и рост «безнадежных» долгов, и увеличение числа невыездных россиян.
По данным ЦБ, на 1 апреля этого года банки выдали россиянам кредиты на общую сумму 15,5 трлн рублей. В Объединенном кредитном бюро (ОКБ) сообщили, что в первом квартале 2019 года доля просрочки снизилась на 1,9% и составила 9,8% по сравнению с январем-мартом 2018-го. Однако в количестве и объеме просрочка выросла: безнадежных долгов с неплатежами более трех месяцев насчитывается около 13,3 млн штук (12,8 млн. в первом квартале 2018 года) на сумму 1,56 трлн. рублей, что на 400 млрд больше, чем годом ранее.
По статистике ФССП больше всего долгов перед банками имеют россияне в возрасте от 30 до 42 лет, причем женщины попадают в число должников чаще мужчин. То есть в долги влезают как раз представители экономически активной части населения, семьи с детьми, которые выплачивают ипотеку, берут автокредиты или просто потребительские кредиты в надежде, что их материальное положение улучшится и они смогут платить по процентам. На практике же доходы падают, и часто для того, чтобы погасить проценты по одному кредиту людям приходится брать другой, что, естественно, еще больше ухудшает их материальное положение.
По данным Объединенного кредитного бюро, в 2018 году число россиян, которые обслуживают не менее трех кредитов, увеличилось на 12% до 15,1 миллиона человек. Количество граждан, имеющих 4−5 займов, выросло на 14% и 19% соответственно. В обще сложности доля граждан с высокой кредитной нагрузкой составил 27%. Средний долг заемщиком с одним кредитом вырос на 12% до 137 тысяч рублей, с двумя — на 11% до 284 тысяч руб. При этом реальные доходы в 2018-м сократились на 0,2%, а с начала 2019-го упали на 2,3%.
По данным ЦБ, более 14% от всех заемщиков в России, то есть 8 миллионов, отдают половину своих доходов на погашение кредитов. В 2017 году их число составляло 12%. Всего кредиты есть почти у 60 миллионов россиян.
Глава «Союза предпринимателей и арендаторов России», экономист Андрей Бунич убежден в том, что долговая нагрузка на россиян будет расти и дальше, что приведет к еще большему падению уровня жизни и благосостояния населения.
— Должников становится все больше. Люди должны не только банкам, растет их задолженность по ЖКХ, по налогам. Это показывает, что все больше людей живет за счет кредитных ресурсов. Это видно и по росту кредитования в прошлом году, и по количеству долгов, большая часть из которых практически безнадежна. Только по официальным данным это почти 1,6 триллионов рублей безнадежных долгов.
Если ситуация будет развиваться такими темпами, а она будет, потому что для того, чтобы рассчитаться с предыдущими кредитами людям приходится брать новые, при этом многие сталкиваются с мошенничеством, лишаются собственности и имущества, проблема станет просто вопиющей.
По цифрам видно, что если так пойдет дальше, то вскоре полстраны не сможет выехать за границу. Правда, большинство должников и так не смогут поехать за рубеж, потому что им просто не на что ехать. Для большинства россиян это наказание не существенное. Даже если их лишат права выезда из страны пожизненно, они это особо не почувствуют. У нас подавляющее число людей, более 80% населения, и так никуда не выезжает. По этому факту тоже можно делать выводы об уровне жизни населения.
«СП»: — А такое большое количество безнадежных кредитов не представляет угрозы для банковского сектора страны?
— Наша банковская система выдержит все, что угодно, потому что она монополистическая и бюрократическая. Банковская система у нас не коммерческая. Тех, кто работает хорошо, оттуда вышибают, а остальные становятся монополистами, и их результаты не привязаны к тому, что они делают. Они вполне могут допускать ошибки, нести любые убытки, Центральный банк все покроет и компенсирует. Напомню, что на санацию банков уже потрачены триллионы рублей. Бывшие коммерческие банки теперь висят на государстве, хотя непонятно, кому это нужно.
Кроме того, банки обычно выдают кредиты тем, у кого есть какое-то имущество. Когда человек не сможет выплачивать проценты, у него просто будут изымать эту собственность. А если это сделать не позволят, например, в случае единственного жилья, государство все компенсирует банку. Они ничем не рискуют. Все риски несет население.
«СП»: — Риски для населения заключаются в падении уровня жизни?
— Конечно, уровень жизни будет падать и дальше. Даже если принять заявления наших чиновников о росте зарплат за данность, уровень доходов все равно падает. И по банковской статистике баланс вкладов и кредитов с большим перевесом на стороне кредитов.
Вклады есть только у небольшой группы населения, и процентные выплаты по этим депозитам маленькие. Зато кредиты есть у многих россиян, и под очень большой процент. Они попадают в долговую кабалу, и этот процесс грозит подорвать и без того невысокий уровень жизни. Тем более, что это явление распространяется, как эпидемия.
«СП»: — В каком смысле?
— У людей есть родственники, близкие, они вынуждены платить эти кредиты за них, что тоже подрывает их благосостояние. В такой ситуации говорить о росте реальных доходов не приходится. И, повторю, дело ведь не только в банковских кредитах, это и долги за ЖКХ, которые накапливаются и становятся неподъемными, и долги по налогам. Все эти задолженности будут нарастать. Многим уже отдавать нечего, а тем, у кого есть какое-то имущество, придется с ним расставаться.
То, что мы видим сейчас в плане падения уровня жизни — далеко не дно. Многие думают, что если доходы падают 5−6 лет, то дальше падать им некуда и они, наоборот, начнут расти или хотя бы стабилизируются. Но это далеко не так. Да, это может быть залакировано отчетностью Росстата, начнут говорить, что падение остановлено.
Но настоящее падение и долговая кабала еще впереди. У людей начнут отнимать собственность, это приведет к тому, что станет больше бездомных и нищих, и нарастать все это будет, как снежный ком. Естественно, при таких обстоятельствах ни о каком улучшении уровня жизни говорить не приходится.
Читайте подробнее в материале «СП» «Пенсионное надувательство: Чем Минфин заманивает обманутых россиян в ИПК».