Крым и Севастополь показали самый быстрый рост среди российских регионов по пяти пунктам, связанным с основными сферами экономики. Такие расчеты сделаны Институтом комплексных стратегических исследований. Сообщается, что рост обеспечили крупные инфраструктурные проекты и эффект низкой базы.
Речь идет об оценке роста в таких секторах, как промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, розничная торговля и сера услуг. Были подсчитаны показатели в этих направлениях за первый квартал 2019 года.
Эксперты отметили, что самый заметный рост дал строительный сектор: в первом квартале этого года объем работ по сравнению с аналогичным периодом прошлого увеличился на 20,7 процента в Крыму и на 70,9 процента — в Севастополе. Специалисты сравнивают эти показатели с реализацией в регионе федеральных инфраструктурных проектов, таких как Крымский мост и строительство связывающей его с Севастополем автомобильной трассы «Таврида». По официальным оценкам, стоимость проекта составляет 166 миллиардов рублей. Кроме того, этой весной были сданы в эксплуатацию Балаклавская и Таврическая ТЭС, чья общая стоимость составила 71 миллиард рублей.
Исследование также показало, что прирост выпуска в промышленном секторе в первом квартале в Крыму составил 20,2%, а в Севастополе — 5,2%, рост в сфере розничного товарооборота составил 2,9%, в Севастополе — на 2,8%.
Высокие темпы роста эксперты объяснили также эффектом низкой базы.
«Есть такое экономическое понятие — эффект базы, когда у вас низкая база, вы растете быстрее, когда высокая — медленнее. Это вопрос правильной интерпретации: когда у вас не было ничего и вдруг подросло, причем за счет бюджетных денег, это будет ощутимо», — цитирует РБК главного научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталью Зубаревич. По ее словам, с 2014 года бюджетные и квазибюджетные инвестиции в Крым доходили до 85% от общего объема инвестиций.
В исследовании также сообщается, что темпы роста, которые можно было бы назвать уверенными или умеренными, помимо Крыма и Севастополя показали еще два региона: Пензенская и Сахалинская области, но в Крыму и Севастополе рост выше. Среди регионов, также продемонстрировавших высокие темпы роста, — Ленинградская область, Ингушская и Чеченская республики.
Напомним, в начале года Крым был назван регионом с наибольшим ростом экономики в стране экспертами Финансового университета при правительстве РФ.
— Безусловно, реализация крымской ФЦП позволила регионам (Республике Крым и Севастополю) совершить прорыв в своём развитии, — уверен политолог Иван Мезюхо.
— Неудивительно, что строительство инфраструктурных проектов вылилось в показатели, зафиксированные авторами исследования. Это объективные цифры.
«СП»: — Ну, со строительством понятно, а откуда такой рост в промышленности, сельском хозяйстве, розничной торговле?
— Давайте сразу сделаем оговорку, что приведённое исследование базируется на показателях первого полугодия 2019 года. В этой связи речь идёт о том, что фактически за год Крыму удалось стать более инвестиционно привлекательным регионом. Это общая заслуга как федеральных, так и местных органов власти, гражданского общества и бизнес-сообщества. На протяжении всех пяти лет нахождения Крыма в составе России местные предприниматели развивают контакты с коллегами из других регионов страны, ищут новые рынки сбыта, используют потенциал внутреннего рынка. Эта долгая и кропотливая работа и привела к текущим показателям.
«СП»: — Насколько, по-вашему, эти успехи в цифрах реально улучшили жизнь на полуострове? Почувствовали ли это крымчане?
— Конечно, улучшили. Запуск ТЭС, строительство «Тавриды», реализация инфраструктурных проектов в конце концов отражается на качестве жизни крымчан. Если брать во внимание не только первое полугодие 2019 года, а в целом весь период нахождения региона в составе России, то можно с уверенностью назвать этот период время прорывов во всех сферах жизни общества. Когда вы видите в Крыму новые дороги, детские сады, школы, ТЭС, отремонтированные объекты культуры, новые производства — знайте, это было сделано за последние пять лет. Я не буду отрицать, что у нас есть проблемы с ценообразованием или с уровнем заработной платы, но однозначно могу сказать о том, что улучшения в Крыму заметны и этого нельзя отрицать.
«СП»: — В каких еще отраслях экономики вы лично видите реальные улучшения по сравнению с украинским периодом, и с чем это связано?
— Как местный житель обратил внимание на некоторое улучшение гостиничного сервиса. Турист стал более требовательным и это наконец-то заставило наших предпринимателей повышать качество предоставляемых услуг. За это время в Крыму появились новые небольшие отели, в которых уже нет того хамства, с которым ранее сталкивались люди. Мне кажется, что улучшение в этой сфере — это уже некоторая позитивная тенденция.
«СП»: — В январе эксперты Финансового университета при правительстве России также назвали Крым регионом с наибольшим ростом экономики в России. Сохранится ли этот рост в будущем?
— Я думаю, что рост сохранится, возможно, с более скромными показателями, потому что этот самый «эффект низкой базы» не вечен и на него не надо постоянно ориентироваться. Полагаю, что окончание строительства трассы «Таврида» и запуск железнодорожной части Крымского моста позитивно отразится на экономике региона. За пять лет в Крыму была проделана серьёзная работа по обновлению инфраструктуры. В конечном счёте это создаёт базу для дальнейшего экономического роста.
— Этот рейтинг, судя по всему, показывает относительные успехи регионов, — отмечает руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Не те, у кого высокий уровень жизни или высокий ВВП, а те, кто лучше всех растут. Понятно, что Крым и Севастополь должны показывать высокие относительные темпы роста. Тут два фактора: относительно низкий уровень инфраструктуры и экономики до интеграции и госинвестиции. Плюс важный фактор — высокие темпы роста наблюдаются вопреки санкциям, в которых живут два новых региона. То есть с одной стороны, ничего удивительного, с другой — этот рост заслуженный.
«СП»: — По мнению экспертов, это связано с крупными федеральными строительными проектам…
— Заслуга Крыма не в том, что такие проекты идут: трасса Таврида, мост, новый аэропорт, новая электроэнергетика. А в том, что Крым эффективно использует выдаваемые ему возможности. Система управления Крыма меняется под задачи развития. По крайней мере на уровне крымского правительства. Хуже обстоят дела в муниципалитетах, но и там идёт постепенное вливание компетентных кадров.
Рост в промышленности и сельском хозяйстве как раз неудивителен. Частные инвестиции в аграрный сектор Крыма идут колоссальные, и это инвестиции быстрые и очень доходные. Сельское хозяйство растёт очень бурно. Что касается промышленности — её не очень много, просто налоги теперь идут в бюджет, а не в офшоры, как при Украине.
«СП»: — При этом Крым остается бедным регионом. Несмотря на рост доходов жителей полуострова, растут и цены, а кроме бюджетной и строительной сфер работы нет. Почему такой диссонанс и как исправить положение?
— Крым чем-то напоминает Грецию. Бедности тут нет. А все остальное — есть. Кроме внедорожных Брабусов разве что. Видимый ВВП и уровень зарплат не отражают реальный уровень жизни. По всем опросам, крымчане показывают высокий индекс счастья. Бедные люди не всегда этим могут похвастаться. С доходами тут все в порядке.
«СП»: — Сохранится ли рост в будущем? Надолго хватит «эффекта низкой базы»?
— Рост однозначно сохранится, он будет связан с закладываемым сейчас потенциалом. Плюс российские инвестиции становятся более оптимистичными. По ряду отраслей Крым сегодня привлекательнее, чем другие регионы.
«СП»: — Помимо Крыма и Севастополя, рост показали Пензенская и Сахалинская области. Почему, по-вашему, они? Что общего у этих регионов?
— В Пензенской области грамотная промышленная политика, а Сахалин — территория и повышенного внимания государства, и в полной мере начинает отрабатывать потенциал взаимосвязей с АТР, тоже своего рода территория с низким и резким стартом.