Вступление во Всемирную торговую организацию не принесло России ожидаемого экономического эффекта, считает глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, правила ВТО просто не работают, однако сиюминутных решений он предлагает не принимать.
«Мы вступили в 2012 году в эту замечательную, важную, как казалось, организацию, но мы … каких-то экономических результатов не увидели, не получили», — посетовал он.
Министр отметил, что на свободу торговли сегодня влияют в основном конкретные соглашения, которые подписываются между торговыми альянсами или между странами. В качестве примера он привел соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, в результате которого российско-вьетнамский торговый оборот вырос со $180 млн. в начале 2000-х до $6 млрд. в 2018 году. Аналогичное соглашение есть с Сингапуром, который, в свою очередь, как и Вьетнам, имеет соглашения о Зоне свободной торговли с другими государствами. Это позволяет России открыть дорогу в эти страны.
«Таким путём мы и планируем формировать последующее освоение внешних рынков. Зоны свободной торговли, формирование индустриальных площадок, как, например, это происходит с Египтом, где мы получили возможность развивать мощную индустриальную платформу на Суэцком канале. Таких зон мы планируем создать по миру как минимум четыре — в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Южной Африке», — сообщил Денис Мантуров.
Глава Минпромторга фактически поддержал своего коллегу по кабмину Максима Орешкина, который ранее заявил, что ВТО находится в плачевном состоянии, а работа по ее реформированию идет очень тяжело.
Недовольны работой ВТО и в Вашингтоне, где считают, что правила организации дают возможность другим странам «пользоваться США». По информации агентства Bloomberg, США 22 ноября намерены выступить с заявлением о проблемах, связанных с выплатами апелляционному органу.
«Если США в одностороннем порядке прекратят финансирование, это может поставить под угрозу будущую работу ВТО и вынудить страны принципиально пересмотреть свою зависимость от нее для заключения торговых сделок и урегулирования растущего числа споров», — пишет издание.
Таким образом, конфликт ВТО с США, которые недовольны существующей системой урегулирования споров, может усугубиться и, как ранее заявлял президент Дональд Трамп, его страна готова выйти из организации «в случае необходимости».
Несмотря на заявления высоких российских чиновников, Москва намерена добиваться сохранения ВТО как гаранта справедливой и эффективной международной торговой системы. Об этом заявил первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков на закрытой сессии парламентской «двадцатки» в Токио.
«ВТО нужно сохранять и приспосабливать к сегодняшним экономическим реалиям в мире», — считает он.
В то же время парламентарий отмечает «паралич многосторонних торговых переговоров на площадке ВТО» и не исключает, что уже в декабре этого года механизм урегулирования торговых споров может прекратить работу.
Россия много лет стремилась в ВТО, но, судя по заявлениям ответственных лиц, приобрела больше проблем, чем преференций. Так зачем же нашей стране понадобилась организация, которая вызывает сейчас столько вопросов?
Советник главы КПРФ Геннадия Зюганова по экономическим вопросам Любовь Швец напомнила, что ряд экспертов возражал против вступления России в ВТО, тем не менее, сторонники это решения победили.
— Вступление в ВТО нам, действительно, ничего не дает. Нас контролируют, но не защищают. Если бы соблюдались правила ВТО, то Россию не смогли бы обложить такими санкциями, как сейчас. Хиллари Клинтон уже тогда заявляла, что «теперь мы сможем контролировать экономику России».
«СП»: — Но ведь сейчас США недовольны нормами и правилами ВТО.
— Я слышала об их угрозе возможного выхода из ВТО. Но США — это страна, которая вообще не подчиняется никаким правилам. Они требуют, чтобы правила соблюдали другие, а когда самим надо следовать определенным требованиям, то всячески от этого уходят и даже грозят выйти из ВТО.
Эта организация сейчас не выполняет ту миссию, которую должна выполнять. Очень много нарушений.
«СП»: — Так есть ли смысл вообще сохранять такую организацию, и есть ли смысл России в ней оставаться?
— В условиях глобальной экономики организация, которая регулирует условия торговли, обмена, между странами, качество поставок, нужна. Но она должна работать на принципах равного отношения ко всем. А получается, что если США самая влиятельная страна, то она влияет и на ВТО.
Нам ВТО ничего не дает, кроме усиления контроля из вне за товарообменом, который осуществляет Россия. Но сейчас для России это не главный вопрос. Для России главным вопросом остается вопрос контроля за корпорациями, которые захватили основную часть собственности и используют ее по своему усмотрению. Есть те, в которых контрольный пакет акций в руках наших соотечественников. А есть те, где высокая доля иностранного капитала и их отечественными уже назвать никак нельзя.
Тут нам ВТО никак не поможет.
— Россия потратила рекордные 18 лет на подготовку к вступлению в ВТО, можно заносить в «Книгу рекордов Гиннеса», — отметил в интервью «Свободной прессе» главный научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, д.э.н., профессор Валерий Абрамов.
— Хотя были многочисленные мнения, прежде всего, ученых, что к вступлению в ВТО надо было готовиться, превалировали не столько экономические соображения, связанные с получением соответствующих выгод, а политические.
Страна вступала в ВТО одной из последних, и надо было получить соответствующий статус. Последнее надо подчеркнуть особенно, потому что Китай вступал как страна с переходной экономикой и у них были определенные преференции в торговом режиме в соответствии с ВТО. Наши политические амбиции заключались в том, что мы вступали как страна с рыночной экономикой.
Ожидалось, что выгоды будут проявляться в долгосрочной перспективе. А в краткосрочной и среднесрочной это привело только к открытию российского рынка, массовому наплыву импортных товаров, которые при низкой конкурентной способности отечественной промышленности фактически привел к вымыванию наших производств.
Есть статистика последних дней. У нас количество предприятий обрабатывающих отраслей промышленности катастрофически сокращается. Понятно, что Денис Мантуров, как руководитель министерства, которое отвечает за промышленность и торговлю, вынужден на протяжении нескольких лет констатировать, что ситуация с ВТО действительно не принесла ожидаемых эффектов. Прежде всего, для обрабатывающей промышленности и торговли.
Сейчас критической оценке подвергается даже активно проводимое в стране с 2014 года импортозамещение, как механизм противодействия введенным экономическим санкциям.
Наступает еще один важный момент. В связи с завершением имплементационного переходного периода в соответствии с правилами и нормами ВТО Россия должна принять решение о доступе к государственным закупкам. То есть не только отечественные компании и компании из стран Евразийского экономического союза будут иметь право такого доступа, но и иностранные. А это очень большие суммы из бюджета Российской Федерации.
«СП»: — Но какие-то выгоды от вступления страны все-таки получают, иначе, зачем бы мы туда стремились?
— Сырьевые товары, которые составляют основную статью российского экспорта, не регулируются нормами и правилами ВТО. Это продукция биржевой торговли. А регулируется ВТО, прежде всего, продукция высокой добавленной стоимости, то есть обрабатывающих отраслей. Надо было в период переговоров провести структурную перестройку экономики и за счет ВТО обеспечить доступ на рынки других стран своей продукции обрабатывающих отраслей.
«СП»: — В последнее время много говорится о проблемах ВТО и необходимости ее реформирования. Вашингтон и вовсе намекает на возможность выхода из ВТО. Что не устраивает США?
— ВТО продолжает сохранять свою роль в системе глобального регулирования торговли. Но в чем проблема и за что ратует Трамп? ВТО была создана и в ней доминирующую роль играли наиболее развитые и лидирующие страны. А наименее развитые и развивающиеся на протяжении долгого периода не могли освоить достаточно сложную процедуру рассмотрения торговых споров между странами и систему принятия решений. Сейчас последние научились использовать правила ВТО в своих национальных интересах.
В тоже время США потеряли свою лидирующую роль в органах ВТО и используют других форматы для усиления лидирующей роли в многополярном устройстве мира. Это, например, Транстихоокеанское торговое партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство. Это такой торговый режим, который с точки зрения международного права обеспечивает большее преимущество и защиту интересов американских транснациональных корпораций, и соответственно производителей, чем нормы и правила ВТО.
Это один из элементов политики Трампа, связанный с тем, что США теряют свою лидирующую роль за счет переноса своих производств на рынки с дешевыми факторами производства, в частности, дешевой рабочей силой. Трамп видит, что по этой причине США теряют свою экономическую мощь. Он ратует за протекционизм, вопреки нормам и правилам ВТО; добивается, чтобы часть производств или производственного цикла переносилась в США.
Так что здесь несколько составляющих.
О реформировании ВТО стали говорить, потому что она потеряла роль для глобального лидерства ведущих стран мира, США. Кроме того, появились новые реалии. Известный факт, что Китай (который взрастили американские компании, благодаря проводимой там политике — доступ к китайскому рынку в обмен на технологии) сейчас вышел на первое место по ВВП за счет покупательной способности. Фактически американские транснациональные компании создали себе конкурента. Трамп пытается изменить эту ситуацию.
«СП»: — Может, для России более перспективно сотрудничать в рамках не ВТО, а других форматов?
— Владимир Путин сказал, что ВТО — это инструмент, которым надо научиться пользоваться. Нам надо научиться отстаивать свои интересы в рамках ВТО. Но, хотя прошел значительный период, мы, к сожалению, не создали достаточно эффективный механизм отстаивания своих национальных интересов в ВТО.
С другой стороны, надо отстаивать национальные интересы в рамках других международных региональных объединений. Важнейший из них на постсоветском пространстве — это Евразийский экономический союз. И есть положительные примеры: ЕАЭС имеет соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, есть рамочное соглашение о торгово-экономическом взаимодействии с Китайской народной республикой, другие, проекты некоторых соглашений сейчас прорабатываются. Это связано с возможностью продвижения российского экспортного потенциала.
Кроме того, есть АТЭС, недавно была встреча с Африканским союзом. Это форматы, которые существуют наравне с двусторонними. Надо развивать все форматы, учитывая их выгоды.
«СП»: — В свете резких заявлений США и в то же время их роли в ВТО, не может получиться так, что организация вообще прекратит существование?
— Трамп ведет себя во внешней политике так, как привык вести себя в бизнесе, в том числе путем воображаемых угроз в отношении партнеров. Но лидирующая роль США в ВТО по-прежнему сохраняется. Другое дело, что Трамп не вполне доволен, что ВТО действует так, как должна действовать международная организация, а не только как слепой проводник интересов США. Его заявления нельзя принимать за чистую монету.
Я убежден, что США никогда не выйдут из ВТО, потому что это их создание, один из опорных столпов их глобального лидерства, наряду с МВФ, Всемирным банком. То есть та система глобального управления, которая была создана после Второй мировой войны. ВТО — один из трех китов, на котором держится лидерство США.
Международное положение: Трамп уводит Эрдогана у Путина, предложив Анкаре голову Гюлена
Новости внешней политики: Россия даст ООН дополнительные 58 миллионов долларов