Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Бизнес в России
14 сентября 2020 12:49

Пиво счет любит: Маркировка улучшит качество «пенного»

Эксперты утверждают, что регулирование пивного рынка не приведет к росту стоимости

332

Министерство промышленности и торговли РФ предложило ввести обязательную цифровую маркировку алкогольной продукции, что позволит повысить ее качество и бороться с контрафактом. Соответствующую инициативу 9 сентября озвучил глава ведомства Денис Мантуров на совещании с президентом Владимиром Путиным. Пилотным для внедрения маркировки станет рынок пива, и, если проект окажется удачным, его распространят и на остальную алкогольную продукцию.

Неучтенные пивные реки

Цифровая маркировка — уже не новое решение для российских производителей. Ранее она была внедрена в сфере производства лекарств, обуви, сигарет и шуб, на очереди молочная продукция. Теперь Минпромторг обратил внимание на сегмент алкоголя, так как эта сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату.

По оценкам Центра разработки национальной алкогольной политики, до половины всей продукции на рынке находится в теневом обороте. Это подтверждают и данные Росалкогольрегулирования. в 2019 году из 1295,2 тысячи декалитров алкоголя, которые были проверены службой, почти 40 процентов были признаны находящимися в нелегальном обороте. Причем реальный объем контрафакта может быть гораздо больше.

Пиво и пивные напитки находятся в особой «группе риска». Хотя производители и платят акцизный сбор, это единственная категория алкоголя, который не маркируются и не лицензируется, а это считается главными элементами контроля. При том, что по оценкам экспертов, пиво и пивные напитки составляют 80% выпиваемого в России алкоголя, или около 8 млрд литров в год.

Читайте также
Трудные времена: Что надо сделать Мишустину, чтобы бедность победить Доходы населения опять резко упали

Соблазн не платить акциз и выпускать нелегальную продукцию сомнительного качества возникает как у мелких, так и крупных предприятий. Многие любят крафтовое пиво и, по сравнению с массовыми сортами, оно может обладать собственной «изюминкой». Однако контролировать малые производства (до 300 тысяч декалитров в год) чрезвычайно сложно, так как они даже не обязаны устанавливать счетчики, поэтому сказать, сколько литров и чего именно было выпущено в оборот, крайне сложно.

Впрочем, пытаются обойти закон и пивные гиганты. Они практикуют так называемое производство «в третью смену», просто выпуская намного больше продукции, чем заявлено. Естественно, эта продукция также не подлежит акцизу и, соответственно, никак не контролируется. Поэтому и качество товара может оставлять желать лучшего, а кто проверит?

В регионах даже жалуются на снижение официального производства и рост нелегального оборота пива. Министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов рассказал, что доля неучтенного нелегального пива в обороте составляет до 30%.

Губит людей не пиво, а контрафакт

Если для государства нелегальное пиво — это финансовые потери (в Минпромторге подсчитали, что бюджет ежегодно теряет от таких махинаций около 22 млрд. руб.), то для граждан это еще и прямая угроза для здоровья и даже жизни.

По словам депутата Госдумы Виктора Зубарева, только за последние пять лет у нас в стране было зарегистрировано почти 300 тыс. случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией, причем четверть из них — с летальным исходом. Хотя пиво кажется более безобидным продуктом, чем условный «боярышник», в случае с контрафактом вред для здоровья от употребления непонятной спиртосодержащей жидкости очевиден.

Цифровая маркировка позволит упорядочить пивной рынок и контролировать все этапы производства продукции, что ограничит возможность подделок. Например, на табачном рынке после этого новшества доля нелегальной продукции всего за год снизилась с 15,5% до 10,5%. При этом начался и процесс выхода компаний из тени — на рынке «внезапно» появилось 10 новых производителей, а поступления в бюджет от акцизных сборов за семь месяцев 2020 года увеличились на 54 млрд рублей.

Даже в сфере обуви маркировка помогла значительно улучшить регулирование. Оказалось, что вместо 400 миллионов пар, которые предсказывали эксперты, на рынок с начала года поступило 1,3 млрд. пар обуви. Можно представить, о каких объемах можно будет говорить на пивном рынке.

Читайте также

«Понятно, что в маркировке есть много плюсов — в легальное поле выводятся сегменты, где до сих пор значительна доля нелегальной продукции. Это выгодно и для добросовестного бизнеса, и для государства с точки зрения формирования официальной налогооблагаемой базы. А для потребителей формируется поле безопасности с маркированной качественной продукцией», — заявил зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, которого процитировала «Парламентская газета».

Новое — не значит плохое

Плюсы от маркировки, как говорят эксперты, заметят и сами производители. По их словам, добросовестные компании получат дополнительные прибыли после исчезновения «серых» конкурентов и упорядочивания рынка.

Несмотря на это, представители пивной индустрии предсказуемо не одобрили инициативу. Главы крупнейших компаний заявили о том, что обязательная маркировка может привести к подорожанию продукции, мелкие производители выразили обеспокоенность в том, что их конкурентоспособность в итоге снизится, и они будут вытеснены с рынка.

Роста цен на продукцию и закрытия любимых заведений опасаются и простые россияне. А на фоне прошедшей пандемии и падения доходов населения даже незначительное подорожание продукции будет заметно бить по кошельку. Однако пример других отраслей, в которых уже была введена технология цифровой маркировки, свидетельствует о том, что даже для мелких производителей крафтового пива ничего запредельного и невозможного в ней нет.

Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), который выступает оператором маркировки, Реваз Юсупов рассказал «Свободной прессе» о том, что внедрение новых технологий в каждой отрасли осуществляется после согласования с производителями и поиска наиболее удобных и наименее затратных способов их применения. Поэтому ни в одной из 12 отраслей, в которых цифровая маркировка уже введена или еще находится на пилотной стадии, маркировка не стала причиной роста стоимости конечной продукции.

«Когда государство принимает решение о введении обязательной маркировки продукции, задача ЦРПТ, как оператора, состоит в том, чтобы за отведенный срок настроить все процессы в конкретной отрасли, учитывая ее специфику, — говорит Реваз Юсупов. — Мы ищем технологические решения для маркировки и стараемся максимально использовать оборудование и технологии, которые уже есть у компаний, чтобы снизить необходимость дополнительных инвестиций.

Читайте также
Горячая точка на Волге: «Дуболомство» в натуральном виде Жители Волгограда грозятся устроить «вторую Башкирию»

Официальные пилотные проекты идут на протяжении 4−6 кварталов, и за этот период компании интегрируют собственные линии производства и оборудование, чтобы можно было подключиться к существующей системе маркировки. Это делается именно для того, чтобы найти самый дешевый и комфортный способ интеграции".

Г-н Юсупов рассказал, что подход к каждой индустрии индивидуальный, и в зависимости от ее специфики могут использоваться разные решения. Например, молочной отрасли, маркировка в которой начинается уже с января, оказалось удобней печатать коды маркировки не на производстве, как в других сферах, а в типографии. Это позволило избежать введения дополнительных производственных процессов на линии и значительно упрощает задачу.

Такой индивидуальный подход применяется ко всем отраслям, и пивная не станет исключением.

«В каждой новой отрасли мы периодически сталкиваемся с тем, что производители, не до конца понимая все детали процессов маркировки, опасаются, что им придется очень много потратить, и это приведет к росту цены. Но факты говорят о том, что маркировка коснулась уже 12 отраслей, и этого не произошло. Маркировка не создаёт предпосылок для роста цен, а создаёт возможность для легальных компаний больше зарабатывать, повышая свою конкурентоспособность», — поясняет замгендиректора Центра развития перспективных технологий.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Иван Мезюхо

Политолог

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня