
Доллар и евро продолжают бить новые антирекорды. Накануне вечером, к 22 часам на Мосбирже курс доллара вырос до 79,04 руб. — это рекордное значение с 6 октября.
Курс евро стремится к 93, пересекая эту отметку в течение дня, а к вечеру остановившись на 92,89 руб.
На фоне всей этой картины председатель Счетной палаты Алексей Кудрин призывает россиян хранить сбережения в рублях. По мнению главного аудитора страны, отечественная валюта демонстрирует стабильность, ее курс вряд ли продемонстрирует резкие колебания до конца 2021 года.
Оптимизм Кудрина вполне объясним: логично, что своими заявлениями он должен поддерживать курс рубля. В то же время независимые эксперты уверены, что вкладываться в доллар не стоит не потому, что он стал слишком дороги, а вот по какой причине: в случае победы на американских выборах демократа Джо Байдена высока вероятность введения нового раунда антироссийских санкций. И затронуть они могут и частные сбережения россиян.
Так в чем сегодня стоит хранить сбережения? «Свободная пресса» задала этот вопрос нашему постоянному эксперту по финансам, шеф-аналитику компании «Телетрейд» Петру Пушкареву.
— Если цель человека не просто сбережение, но постепенное накопление, что подразумевает и какую-то доходность, то по состоянию дел на конец 2020 года единственный по сути приносящий доход долларовый инструмент — это портфель из акций Уолл-Стрит.
«СП»: — Но ведь сейчас на американском фондовом рынке тоже ведь не лучшая ситуация: последние две недели индекс SP500 неуклонно снижается.
— Ну давайте разберемся. Разумеется, акции даже крупнейших компаний, которые у всех и каждый день на слуху — Apple, Google или, к примеру, McDonalds — это биржевые долларовые инструменты. А биржа, где цены сильно колеблются, несёт инвесторам не только доход, но и существенные риски.
Взять те же акции McDonalds: сети ресторанов, чья модель бизнеса понятна каждому. Ровно год назад, в конце октября, и накануне нового 2020 года, акции McDonalds котировались по $195, к февралю 2020 года, но уже в начале пандемии по $216, на самом пандемийном дне в середине марта — на короткое время цена акций падала до $125, но уже к июню вернулась на $195, а на пике октября 2020 акции подросли в цене выше $230.
Сейчас на фоне нервозности инвесторов перед выборами в США они снова стоят порядка $217 за одну акцию. То есть, в целом, такие бумаги дают при желании заработать неплохой процент на колебаниях цен в горизонте нескольких месяцев, плюс обеспечивают дополнительно дивидендный годовой доход 2,3% в твёрдой валюте.
«СП»: — Звучит, конечно, привлекательно, но, как мне кажется, оторвано от реальной жизни россиян. Мы же с вами прекрасно понимаем, что для подавляющего большинства граждан нашей страны иностранные ценные бумаги — это нечто из области фантастики.
— Ну, не скажите. Вложения в акции иностранных компаний абсолютно легальны для российских граждан, через любую брокерскую компанию, некоторые из них созданы в том числе и как дочерние структуры при крупных российских банках. А акции эмитентов Уолл-Стрит они приобретают на Санкт-Петербургской бирже.
Единственный недостаток этих инвестиций, помимо риска колебаний стоимости акций, разве что отсутствие гарантий государства, как на вклады. Но ведь 85−90% от всех денег, то есть большую часть от всех средств, никто не мешает как раз суперконсервативно держать, как любят выражаться инвесторы, в «кэше», но не в смысле в наличных под подушкой, а на вкладе или в облигациях.
«СП»: — А в какой валюте держать лучше.
— Часть в долларах, часть в евро. Проценты по этой части денег будут близки, понятно, к нулю. Часть сбережений храните в рублях. Допустим, можно дать российскому государству в долг, купив ОФЗ с доходом выше 5% годовых в рублях, и на ОФЗ в любых суммах распространяются все гарантии государства, а что-то просто на практичном рублёвом вкладе — конечно, под меньший процент.
«СП»: — Россиянин, сами понимаете, любит конкретику. Тот инвестиционный портфель, который вы обрисовали, насколько он прибылен?
— Ну, такой разноплановый портфель из вкладов и ОФЗ в большей доле и акций, золота в меньшей доле, имеет довольно высокие шансы оказаться и выигрышней, чем просто скучный выбор «доллар или рубль», и по статистике последних лет он обычно заметно обгонял инфляцию.
Даже если россиянин прикупил доллары, условно, по 80 рублей, а долларовый риск вдруг реализовался таким образом, что доллар больше не дорожал, а подешевел до 50 рублей, как уже случалось в 2015—2017 годах, то за эти же годы набор из тех же известных акций прибавил в цене более 30% в долларовом эквиваленте, потому что доллар дешевел тогда не только в России, а бизнес большинства компаний тогда в подешевевших долларах инвесторы оценили намного выше.
«СП»: — Ну а если инвестор патриотично настроенный, и отдает предпочтение рублевым инструментам?
— Какой-то части рублей при желании можно найти более достойное и не слишком рискованное применение. Например, в акциях явно непотопляемого Сбербанка, которые сейчас приносят, вне зависимости от колебаний цены, порядка 8.5% дивидендов за год. Общий принцип, думается, ясен: часть рублёвых накоплений можно вложить в рублёвые рыночные биржевые инструменты, а часть долларов — в долларовые. И это выбор будет побогаче, чем традиционная для россиянина дилемма «доллары или рубли».
«СП»: — А стоит ли переживать из-за угрозы введения санкций?
— Переживать за то, что некие санкции могут затронуть доллары россиян, вложенные в акции, на мой взгляд, нет смысла даже в теории — таких мер и близко никто в США не рассматривает. Но и до долларовых вкладов «простых» граждан, уверен, американцам тоже нет дела: санкции могут затронуть разве что список конкретных чиновников или крупных бизнесменов.