Биржевые цены бензина Аи-92 и Аи-95 продолжили бить рекорды. По итогам торгов в четверг цена Аи-92 составила 57 597 рублей за тонну, а биржевая цена Аи-95 впервые превысила планку в 60 тысяч рублей за тонну.
Глава Минэнерго Николай Шульгинов считает, что на розничные цены рост оптовых значительного влияния не окажет. По его словам, для сдерживания роста цен действует системная мера «демпфирующий механизм», благодаря корректировке которой крупные производители топлива получают повышенные выплаты для сдерживания цен на внутреннем рынке топлива. Тем не менее, если биржевые цены сохранятся на нынешних рекордных уровнях, на следующей неделе ведомство готово запустить процесс запрета на экспорт бензина.
«Также может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объёмы и уровни цен в оптовом звене, и увеличения биржевых нормативов до 15%», — отметил министр.
В Минэнерго рост цен связывают с сезонными факторами, в том числе с выросшим спросом на внутреннем рынке в сезон отпусков и продолжающимся ремонтом нескольких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
«Топливные компании поддерживают производство и поставки топлива на внутренний рынок России на повышенном уровне — в среднем с начала месяца через биржу проходило 30,5 тыс тонн бензинов ежедневно, что соответствует уровню аналогичного периода допандемийного 2019 года», — сообщил 21 июля замглавы Минэнерго Павел Сорокин.
При этом чиновник заверил, что после завершения плановых ремонтов на НПЗ к концу июля цены стабилизируются.
Тем временем, по информации СМИ Владивостока, в пятницу на заправках ННК не оказалось 95-го бензина, а некоторые из них и вовсе не работают. В местном Минпромторге со ссылкой на руководство компании уверяют, что проблемы связаны не с наличием топлива, а с его доставкой на заправки, и они оперативно решаются. Пока их решают, автомобилисты стоят в длинных очередях.
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман считает, что на данный момент рост цен на бензин связан скорее с временными факторами:
— Это рост спроса в летний сезон, связанный с высокой активностью внутреннего туризма, и рост цен на нефть в мире, который на прошлой неделе приостановился. Дальнейший рост оптовых цен выглядит маловероятным.
Если оптовая цена будет выше внутренней индикативной на 10%, то нефтяники потеряют выплаты по демпферу, а на это они пойти не могут. Что касается розничных цен, за ними пристально следит Минэнерго. Недавно Николай Шульгинов заявил, что вскоре правительство может рассмотреть запрет на экспорт бензина и увеличение норм продаж топлива на бирже, чтобы не допустить роста розничных цен. На наш взгляд, ещё одной мерой, которую в крайнем случае может рассмотреть правительство, является очередная корректировка демпфера.
«СП»: — Получается что пока он не помогает?
— Механизм демпфера помогает — без него цены выросли бы значительно сильнее. Демпферный механизм компенсирует только 68% разницы между экспортной и внутренней индикативной ценой, из-за чего он не полностью устраняет колебания цен на внутреннем рынке, а только существенно сглаживает их.
Экономический эксперт Леонид Хазанов согласен, что подорожание бензина обусловлено действием нескольких факторов:
— Повышением мировых цен на нефть, взявших курс на новый подъем 20 июля после их снижения, шедшего с 5 июля, плановыми ремонтами на отдельных нефтеперерабатывающих заводах и усилением спроса в летний период, когда многие россияне отправляются на отдых на личных машинах, и одновременно активизацией автомобильных грузоперевозок.
Оснований для чьих-то спекулятивных игр я пока не вижу. Возможно, имеет место расширение экспорта бензина из России, однако, тогда надо проверить, как быстро он растет, что происходит с бензином, приобретаемым на бирже, — куда и кому он отправляется. И, к слову сказать, Федеральная антимонопольная служба уже запросила у нефтяных компаний информацию о реализуемых ими нефтепродуктов.
«СП»: — А что с демфпером?
— Демпфер может сразу и не сработать, поскольку представляет собой довольно непростой механизм. Возможно, он нуждается в корректировке, чтобы лучше сглаживать ценовые колебания.
Инструменты для стабилизации цен в принципе есть, например, руководство самой СПбМТСБ может пойти на временную приостановку торгов — подобна практика развита за границей и ею можно воспользоваться. Также на правительственном уровне можно пойти на запрет экспорта бензина за границу, конечно, же временный — пока цены не успокоятся.
«СП»: — Ждать ли роста цен на АЗС?
— Допускаю, что да, и сколько он будет продолжаться — точно сказать нельзя. В принципе, когда закончатся ремонты на нефтеперерабатывающих предприятиях, отгрузки бензина на внутренний рынок должны увеличиться, однако, сразу цены они не собьют — для этого точно потребуется какое-то время, возможно, пара-тройка недель.
Нефть тоже может продолжить дорожать — лично я не вижу оснований для ее снижения, скажем, до 60 долларов за баррель. В тоже время нельзя сбрасывать со счетов возможность остановки подорожания бензина до конца июля принудительным путем — высокие цены на него больно бьют по карману потребителей.
Ближе к сентябрю цены могут и сами пойти вниз из-за завершения сезона летних отпусков.