В ходе дальневосточного турне премьер Михаил Мишустин встретился с рыбопромышленниками. Те не упустили шанс — пожаловались на системные и карантинные трудности. В итоге беседы глава правительства пообещал им поддержку.
Речь идет о субсидиях железной дороге на возмещение потерь, возникающих при установлении льготных тарифов на перевозку продукции из минтая.
«Такой механизм поддержки позволит увеличить объем поставок минтая с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть нашей страны, снизить стоимость транспортировки», — отметил Мишустин.
На данный момент он уже подписал постановление о правилах предоставления господдержки. Как отмечается на официальном сайте правительства, государство будет субсидировать железнодорожные перевозки этой продукции с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть страны — для увеличения поставок минтая на внутренний рынок.
И еще раз особо подчеркивается, что первоочередная цель субсидирования железнодорожных перевозок минтая — это обеспечение минтаем россиян — по доступным ценам.
«В рамках этой работы нужно будет пройтись по всей цепочке — от причала до прилавка, чтобы обеспечить доступность рыбной продукции для населения с минимальными наценками», — уточнил премьер Мишустин.
Есть предложение чуть-чуть удлинить эту цепочку — всего на одного среднестатистического россиянина. И пройти не только от причала до прилавка, но и от прилавка — до обычной кухни, в обычной российской квартире.
Тогда и станет очевидно, для чего все это затеяно. Поскольку в июле Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) сообщила, что ограничения на поставки рыбы в Китай привели к «критической загрузке» холодильных мощностей во Владивостоке и на Камчатке, а из-за начала лососевой путины для хранения продукции потребуются дополнительные мощности.
То есть, Китай из-за ковидного карантина ограничил поставки, дальневосточные рыбопромышленные компании с ужасом смотрят на забитые холодильники. При этом никто не собирается устраивать большую рыбную распродажу внутри страны, что было бы вполне естественно в рыночных условиях. Но тут приезжает председатель правительства и заявляет о готовности оплатить «проезд» рыбы до российских прилавков. И все это преподносится, как накормить народ минтаем по доступной цене.
«Параллельно это поможет высвободить холодильные мощности для их использования в период проведения лососёвой путины», — поясняет Мишустин на сайте правительства.
Но какие-то странные параллели получаются — они же явно, вполне очевидно пересекаются с интересами тех, кто ранее и не думал об интересах граждан, продавал минтай туда, где выгодней — за рубеж. Просто бизнес. А теперь за счет бюджета — то есть, за счет тех же российских граждан — будут поправлять дела этих компаний, фактически спасать их от краха? Дело-то рыбой пахнет.
И почему только минтаем якобы накормят россиян по доступным ценам? Следом лосось идет на путину — тоже ждать его в центральных регионах страны или к тому времени ограничения по карантину снимут, и лосось опять в Китай уедет?
Но, похоже, даже минтая по доступным ценам обычным россиянам не дождаться. СМИ узнали, что излишками рыбы, возникшими на Дальнем Востоке после закрытия для экспорта китайского рынка, могут накормить силовиков. Власти рассматривают вариант закупки рыбы для нужд правоохранительных органов, Минобороны и Росрезерва.
По данным газеты, в качестве основного варианта теперь рассматривается закупка и транспортировка рыбы по железной дороге для нужд правоохранительных органов, Минобороны и Росрезерва. В Минсельхозе подтвердили, что возможность организации закупок со стороны федеральных ведомств обсуждается, потребность в объемах на 2021−2022 годы должна быть представлена в министерство до 30 июля.
Ну, силовикам морепродукты, конечно, тоже нужны. И на экспорт рыбу продавать — самой собой — не преступление. Но все-таки хотелось бы понять, можно ли сделать так, чтобы рыбный улов в российских водах уходил не только за рубеж, но и по доступным ценам попадал на прилавки всех регионов России?
— Чтобы стимулировать добычу рыбы, ее поставки российским потребителям, необходимо переустроить, а по сути, возродить все рыбное хозяйство страны, — считает директор Института Дальнего Востока РАН, профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов:
— Если сравнивать прежние и нынешние поставки рыбы населению, то в Советском Союзе вся логистика была устроена так, чтобы большая часть грузов шла на снабжение центральной части страны. И все перевозки, в том числе добычи рыбы, субсидировались.
Более того, была программа по поддержке потребления рыбы. Усиленно рекламировалось потребление хека, ставриды и, естественно, минтая. Более того, учитывая российские традиции усиленного потребления мяса и малого потребления рыбы, на изменение этого баланса было нацелено много сил. А сама добыча рыбы считалась способом поддержания народного хозяйства на Дальнем Востоке, поскольку там, строго говоря, больше делать было особо нечего.
В этом плане действовал единый сельскохозяйственный комплекс: добыча рыба, ее перевозка, а это давало жизнь и железным дорогам, и, соответственно, потребление рыбы населением центральной части страны. Для этого были выделены специальные вагонные составы, по морю шли танкеры с рыбой в порт Одессы, а оттуда уже рыба развозилась по Советскому Союзу.
Сейчас вся эта логистика нарушена полностью. И чисто технически выгоднее, конечно, продавать рыбу, добытую на российском Дальнем Востоке, в Китай и Японию.
Речь не о браконьерстве, когда улов перебрасывается с борта на борт без всяких лицензий, а об официальных поставках. Чтобы стимулировать добычу рыбы, ее поставки российским потребителям, необходимо переустроить, а по сути, возродить все рыбное хозяйство страны.
Ведь почему так всех напугали ограничения на поставки рыбы со стороны Китая? Потому что Дальний Восток России настолько завязан с Китаем, что по сути дела этот регион нашей страны не рассматривает других партнерств, за исключением, пожалуй, еще Японии.
Потому что перевозка до центральной части России сопряжена с таким количеством проблем, что выгоднее все сбрасывать в Китай. И сейчас, когда в этой сфере Китай пропал, как партнер, рыбная отрасль сразу оказалась в кризисе.
Поэтому речь должна идти о том, что перевозка рыбы на территорию центральной части России должна освобождаться от налогов. Такие перевозки должны быть безтарифными, дотируемыми, по крайней мере, на протяжении какого-то времени, скажем, 3−5 лет.
Перевозки любых товаров и грузов по Китаю дотируются государством. Поэтому перевозки там дешевле, чем в России, а поскольку там зарплаты могут быть такими же и даже выше, чем у нас, но себестоимость продукции получается дешевле, что позволяет не задирать цены.
Если сделают дотации РЖД на перевозки рыбы в центральной части России — это хорошая вещь, но важно также — на какой период времени. Как долго? Ведь одно дело — перевезти, а другое — еще создать сбытовую сеть этой рыбы. И поэтому любой большой производитель этой рыбы будет задумываться над тем, продлится ли это, как минимум, пять лет — это тот цикл, в течении которого можно создать сбытовую сеть в другом регионе.
— В сфере перевозки рыбы, по большей части, нужны не субсидии, а решение таких проблем, как, например, чрезмерное количество посредников на линии поставок, — считает экономист Никита Масленников:
— Если государство действительно заинтересовано в решении этой проблемы, тогда надо отрегулировать систему доведения и распределения субсидий между производителями и необходимой частью посредников. Промышленники уже заявляли, что этот механизм пока не работает. И вот эта возникшая разбалансированность по рыбе — там поставки сократились, а сюда мы не довозим — такая ситуация периодически повторяется.
И тут, по большому счету, несколько путей. Один из них — активное развитие переработки. Потому что, скажем, сахалинский продукт, когда он уже расфасован, очищен, находится в холодной заморозке, то он совершенно спокойно доезжает до Москвы и продается по весьма умеренным ценам. А если вы везете тушку в нехолодной заморозке, скажем, в глазури — это уже большие проблемы.
Надо разбираться, кто на кого не так «давит» — рыбопромышленные бизнес-ассоциации на региональное начальство или наоборот? Потому что развитие переработки, повышающей возможности дальней транспортировки рыбной продукции, — это, конечно генеральное, магистральное направление.
Деваться некуда — это необходимо как для внутреннего рынка, так и для экспорта: производить продукцию на мощностях, максимально приближенных к местам лова, пригодную для длительного хранения, для длительной транспортировки. Вот этого не делается.
А что касается субсидирования, здесь конечно напрашивается решение с некими такими правилами, которые вступают в действие, когда наступают такого рода пиковые ситуации. Поэтому необходимо выработать понятные правила, в которых будет прописано прямое доведение субсидий на схему транспортировки и реализации рыбы. А пока из-за неразберихи среди посредников и перевозчиков субсидирование, во всяком случае с минтаем, будет принципиально неэффективным.