«Угрозы ограничения транзита через Литву это их единственное средство давления на РФ...»
Андрей Колганов



Похоже, правительство исчерпало собственные возможности по сдерживанию роста цен на продовольственные товары. Импортозамещением, как оказалось, сыт не будешь — валютная составляющая никуда не ушла, административное давление на ценники вызвало рыночную изжогу, запрет экспорта тоже вышел боком — агрохолдинги пригрозили снизить объемы производства. Пришлось протянуть руку за помощью.
Президент РФ Владимир Путин дал поручение в рамках стабилизации цен на продукты увеличить ввоз в РФ сельхозпродукции из стран СНГ. Соответствующее поручение дано по итогам совещания с членами правительства и опубликовано на сайте Кремля.
«Правительству Российской Федерации в ходе проведения мероприятий по стабилизации цен на продовольственные товары принять меры, направленные на увеличение объема ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции из государств — участников Содружества Независимых Государств», — говорится в документе.
Ответственным за исполнение этого поручения назначен премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который должен главе государства об эффективности этих мер до 1 сентября 2021 года.
Президент также дал поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС) осуществлять мониторинг ценообразования на продукты, реализуемые через торговые сети.
В теории это может сдержать цены. Но как будет на практике? По мнению экспертов это не остановит рост цен. В лучшем случае, они будут расти «менее активно». А уж как это скажется на сельхоз производителях, по большей степени — на малых и средних, — тут никто и не спорит, что число банкротств только увеличится. А самое главное, такая мера не решает структурных проблем экономики, в частности сельскохозяйственного сектора.
— На самом деле Россия является поставщиком многих видов продовольствия именно в страны СНГ, — отмечает член аграрного комитета Торгово-промышленной палаты РФ Елена Тюрина. — Это кондитерская продукция в значительных объемах, а по зерну мы вообще экспортер № 1 — поставляем почти во все страны СНГ. Что касается импорта из стран СНГ, то мы достаточно активно закупаем молочную продукцию из Белоруссии, а из стран Средней Азии и из Азербайджана — плодоовощную продукцию.
Как это будет влиять на сдерживание цен? Это опять же зависит от ценового позиционирования продукции. Сейчас у нас основные поставщики плодоовощной продукции — Китай и Турция. Например, узбекские и азербайджанские фрукты и овощи в принципе дороже турецких и китайских, поскольку позиционируются как продукты более высокого класса и в розницу они выходят дороже. В принципе повышение насыщенности рынка и увеличение уровня конкуренции на рынке путем повышения количества поставщиков может положительно повлиять на сдерживание цен. То есть менее активно будут расти цены, я бы так сказала. Как эта конкуренция скажется на отечественных производителях? Наверное, это уже другой вопрос.
— Это понятный ход мыслей: чтобы снизить цены, увеличить конкуренцию. Только из-за чего они повышаются? Об этом никто не говорит, — считает гендиректор ООО «ПХ «Лазаревское» Кристина Романовская. — Цены на металл, древесину увеличились вдвое. На удобрения — в два-три раза, на средства защиты растений растут с каждым днем, издержки растут, а цены должны оставаться на прежнем уровне? Никто не анализирует причинно-следственные связи: симптомы убираем, а причину нет.
В стране все нормально с продовольствием-то. И в этом году, несмотря на сдвинутые из-за погоды сроки посевной и уборочной, тоже все будет нормально, пшеницу уберем, корма тоже, коров накормим, количество их не уменьшилось, а, напротив, увеличилось.
Но это естественный ход вещей, а есть неестественный. Да, мы били по рынку экспортными пошлинами, пытаясь ограничить вывоз продовольствия на фоне роста мировых цен, оставить его в стране, полагая, что из-за экспорта растет дефицит. Так ведь не одно столетие известно: если в одном месте ударить — в другом выскочит, соотношение внутренних и внешних цен — его вдолгую такими мерами не сохранить.
«СП»: — Усиление конкуренции на это соотношение повлияет?
— Да, конкуренция — отличная вещь, только реорганизовывать ее нужно не запуском в страну теперь уже импорта, а структурными изменениями в отрасли.
Кто у нас главные экспортеры? Агрохолдинги — латифундисты. И они же — главные производители сельхозпродукции. Так вот, чем уже круг экспортеров, чем большая концентрация в их руках производственных мощностей, тем значительнее отрицательный эффект от экспорта на внутреннем рынке, от вывоза продукции при увеличении экспортных цен. Обратный пример: мы покупаем бананы из Латинской Америки, и их поставщики — тоже местные крупные компании. Но внутренние рынки там обеспечивают мелкие и средние производители, которым не хватает производственных мощностей, чтобы оправдать хотя бы логистику при вывозе продовольствия. Именно они и насыщают внутренний рынок.
Точно так же и у нас, сеть мелких и средних производителей могла бы заполнять ниши, образующиеся при очередном перекосе внешних и внутренних цен, когда крупнейшие холдинги устремляются за валютой. Но этой сети нет.
«СП»: — Зато есть большой набор административных мер…
— Любое регулирование цен порождает дефицит, который приводит — ну конечно же, к росту этих регулируемых цен. Мы додумались породить конкуренцию — но снова искусственно, открыв границы, пусть пока СНГ. Возможно, продукты из Средней Азии окажутся дешевле наших, но убьет это не дефицит, а мелкие и средние предприятия. Ту самую «подушку безопасности», прослойку между монополистами.
Впрочем, нужно заметить, что в этом пакете поручений также говорится и о «беспрепятственном доступе отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей к розничным рынкам, объектам нестационарной и развозной торговли…». Не сказала бы, что сейчас этот доступ как-то жестко ограничен. Но сам факт упоминания собственных производителей не может не радовать. Хотя вряд ли автолавки, даже под зеленый свет от региональных и федерального правительств, решат структурную проблему экономики.
— Конечно, российские фермеры с возмущением отнесутся к такому решению. Ведь раньше говорили, что запрет на ввоз продукции в нашу страну помогает нашему развитию. Хотя «Федеральный сельсовет» критиковал запреты, предлагаю другим образом создавать преференции нашим производителям, — считает фермер, председатель общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко. — Мы могли бы в два раза дешевле создавать свою продукцию, если бы не задирали цены на солярку и бензин, электричество, минеральные удобрения
И потом меня возмущает, например, то, что запрет выращивать свиней на своих участках объясняется тем, что мы уже производим свинину в больших количествах. И запрещают продавать выращенную дома петрушку, укроп, огурцы
Но я знаю только один рецепт понижения цен — это производство в достатке продуктов питания. И у меня вопрос: а мы зачем увеличиваем и увеличиваем экспорт, если себе не хватает? И при этом надеемся, что мы будет продавать за рубежом свои продовольственные товары подороже, а к нам завезут и будут у нас продавать подешевле? Глупее себя надеемся отыскать? А ведь в странах СНГ санкций нет. Так польские яблоки к нам снова пойдут через Белоруссию или как?
Не надо изобретать велосипед, надо немедленно взяться за развитие собственных сельских территорий. Когда стерли с земли тысячи сел и деревень, говорить о насыщении качественными и доступными по цене продуктами питания для россиян как-то нелогично. Ведь уже семь лет прошло с тех пор, когда были изданы поручения президента по развитию сельских территорий — в мае 2014 года. И ничего до сих пор не выполнено. Да мы бы сейчас процветали, если бы эти поручения выполнили. Значит, что-то неладно в нашем «клубе кремлевском»?