Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Бизнес в России
17 декабря 2021 08:02

Путиномика загнала вагоны в тупик: РЖД не знает, что делать в морозы

Старый мотив — из-за нехватки средств доставки под угрозой отопительный сезон

26347
Путиномика загнала вагоны в тупик: РЖД не знает, что делать в морозы
Фото: Руслан Шамуков ТАСС
Материал комментируют:

Сегодня каждый железнодорожный вагон на счету. Хотя менее года назад простои на железной дороге считали даже не вагонами, а поездами, загнанными, казалось, на вечно в тупики. Маятник качнулся в обратную сторону — и «железка» тронулась, поехала с ветерком. Но многие вагончики так и остались вместе с перроном. А страна — с проблемами в грузоперевозках.

Дефицит вагонов может стать причиной срыва отопительного сезона в Коми, сообщил региональный поставщик теплоснабжения. А в Татарстане по той же причине под угрозой остановки работы оказался производитель бетонных конструкций для нефтяников.

АО «Коми Тепловая компания» (КТК) — самый крупный поставщик тепла в регионе, обеспечивает теплоснабжение 16 муниципальных районов республики. КТК получает уголь в основном от компании «Русский уголь», но теперь ее представители заявили об отсутствии вагонного парка.

Читайте также
Стало понятно, почему в 2022 году среднему русскому мужику 65+ не начислят пенсию Стало понятно, почему в 2022 году среднему русскому мужику 65+ не начислят пенсию Зато американцы будут выходить на заслуженный отдых в 62 года — хоть кому-то повезло

Вообще-то, не лучшее время разводить руками. Даже несмотря не некоторое «потепление». Аномальные морозы в республике, когда понижение ночной температуры местами достигало минус 28−40 градусов, а дневной — до минус 18−25 градусов, пришлись на первую декаду месяца. Во второй и третьей декаде «велика вероятность», что преобладающие температуры воздуха в течение суток будут находиться в пределах минус 8−15 градусов. Но при похолодании, связанном с затоком холодного арктического воздуха, возможно усиление морозов до минус 23−28 градусов.

К тому же, уголек-то, как выяснилось, оплачен заблаговременно.

«Надеемся, что „Русский уголь“ и РЖД услышат нашу просьбу об организации своевременной поставки оплаченного топлива для котельных, расположенных на территории Коми», — заявил РБК руководитель КТК Николай Титов.

В Татарстане выбиванием вагонов под уголь занимается сам президент республики, обратившийся с посланием в федеральное правительство. В письме Рустама Минниханова речь идет об Апсалямовском комбинате стройконструкций и материалов, который поставляет железобетонные утяжелители нефтяным компаниям. Прекращение работы этого предприятия «негативно отразится на социально-экономической ситуации в Ютазинском муниципальном районе республики» (в нем проживают более 21 тыс. человек), указывается в письме, которое поступило в аппарат российского вице-премьера Марата Хуснуллина.

А ведь почти ровно год назад ситуация была совершенно обратной. Как сообщала тогда «СП», пустые вагоны переполняли железнодорожные тупики: количество брошенных, временно оставленных диспетчерами без движения поездов на сети ОАО РЖД в 2019 году достигало исторического максимума — 1685 в сутки. Но уже в феврале 2020 года этот рекорд был побит — среднесуточный простой составил 1800 поездов.

Тогда менеджеры РЖД объясняли сложившую ситуацию «разбалансировкой технологических процессов» внутри холдинга.

Теперь же выясняется, что у некоторых операторов перевозок вагоны отставлены от работы из-за не проведенных ремонтов. Если бы их починили своевременно, то их задействование могло бы компенсировать образовавшийся дефицит парка.

С другой стороны, многие компании-грузоотправители просто не побеспокоились заключить долгосрочные контракты на перевозку, и теперь им приходится буквально биться за каждый вагон.

«Мы стараемся реагировать на такие обращения, но у нас ограничены возможности из-за наших длинных контрактных обязательств перед другими клиентами, — сообщила пресс-служба „Первой грузовой компании“ в ответ на запрос „Казанского репортера“. — Мы в полном объеме готовы обеспечивать перевозки по прямым долгосрочным сервисным контрактам, доля которых сейчас составляет более 90% в объеме отгрузок компании, что включает также и перевозку социально значимых грузов. У нас нет прямых договорных отношений с ООО „Апсалямовский комбинат строительных материалов“ и нет каких-либо обязательств по предоставлению парка данному клиенту».

Это, как говорится, частности. Но они характеризуют ситуацию в целом — в грузоперевозках по ж/д кризис.

— Касательно сбалансирования парка вагонов могу сказать лишь то, что вагонов вполне хватает. Вопрос не в наличии вагонов, а в их непроизводительном использовании, когда они неделями стоят в «пробках» на РЖД, — считает директор транспортной компании ШЕРЛ Максим Прусаков:

— Причина нынешней ситуации с полувагонами лежит в проведенном 2 марта текущего года видеосовещания Путина В.В. «О вопросах развития угольной промышленности», в ходе которого президент поставил задачу увеличения отгрузок углей по сетям РЖД на треть. Можно долго размышлять об истоках такого решения, но факт в том, что поручения президента принято исполнять немедленно.

Читайте также
США выпали в осадок: ОАЭ, купив «Рафаль», хотят еще и Су-75 “Checkmate” США выпали в осадок: ОАЭ, купив «Рафаль», хотят еще и Су-75 «Checkmate» Шейхам понравилось дергать то русских, то американцев

В результате мы имеем «закупоренные» угольными составами БАМ и Транссиб, ведь в основном уголь идет на экспорт в страны Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония и пр.) Сюда же плюсуются как проблемы с пропускной способностью портов, так и многолетняя хроническая реконструкция БАМа.

В целом, РЖД традиционно не справились с поставленной задачей. Прошедшим летом были нарушены все графики движения поездов, за исключением пассажирских. Неделями стояли контейнерные поезда из портов, транзитные перевозки из Китая, не говоря уже о прочих грузах.

Сейчас ситуация с движением начала более-менее исправляться (в первую очередь из-за сезонного прекращения строительных работ на БАМе), но теперь начались ограничения на прием вагонов со стороны Китая. В целом, существующие проблемы могут быть разрешены только после полной реконструкции БАМа и наращивания мощности портов, что займет не один год.

Скорее всего, на отопительном сезоне эта ситуация никак не скажется, ведь социальные задачи в современной России всегда решались путем «ручного управления», здесь я проблем не вижу. А вот что касается экономики, то тут минусы очевидны. Дефицит полувагонов рождает рост цены на них, следом растет стоимость самой перевозки, соответственно, дальше по цепочке растет все.

Читайте также
МосБиржа доводит Грефа, Миллера и Потанина до слез, нам бы их печаль МосБиржа доводит Грефа, Миллера и Потанина до слез, нам бы их печаль Частные «инвесторы» потеряли на фондовом рынке 5−6 трлн. рублей только за 2021 год

— Главная причина возникновения ситуации с нехваткой железнодорожных вагонов — это энергокризис в Китае и рост спроса на российский уголь, — считает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:

— Кроме того, российские производители угля понимают, что это последнее окно ажиотажного спроса на уголь, поэтому добывают его более высокими темпами, чем прежде, что иногда может приводить и к эксцессам. С этим связан рост спроса на полувагоны, парк которых в достаточной мере последние годы не обновляли из-за того, что рынок был на дне.

Как долго продлится? Спросу и предложению потребуется время, чтобы найти баланс. Как правило, на его нахождение нужно не менее 3−4 месяцев.

«СП»: — Как это скажется на отопительном сезоне и экономике в целом?

— Вероятно, мы сможем увидеть новый виток роста цен на коммунальные услуги и удорожание тарифов внутри страны. Срыв отопительного сезона кажется маловероятным событием.

«СП»: — Возможно ли сбалансировать наличие вагонов в парке грузоперевозок, чтобы избежать подобных коллапсов, сбоев в будущем?

— Баланс спроса и предложения на рынке вагонов — это вещь условная. Все зависит от конкретной рыночной ситуации: в этом году нужно больше полувагонов, в следующем — рефрижераторные, потом вагоны-цистерны или крытые. Вопрос в том, как быстро рынок может адаптироваться к изменениям и насытить спрос. Здесь все зависит от состояния нашей вагоностроительной промышленности, которая пока переживает не лучшее время.

«СП»: — Какие еще слабые места, болевые точки и т. п. есть в системе грузоперевозок страны (ж/д и не только)?

— В этом году мы были свидетелями того, как Транссиб из-за непогоды вставал на 3−5 дней из-за аварий, а также замечали, что пропускная способность недостаточна на фоне роста транзита по маршруту Китай-Европа. Возможно, рост инвестиционной программы РЖД сможет поспособствовать решению проблем.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Глазьев

Доктор экономических наук, академик РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня