Вторую неделю мировую экономику лихорадит и штормит. Снижение началось на фоне крайне неудачных переговоров России с США, ОБСЕ и НАТО. Масла в огонь подливают заявления западных: то New York Times объявит об эвакуации российских дипломатов из Украины, то Handelsblatt — о том, что над Россией смилостивились и боятся отключать от банковской системы SWIFT.
Затяжное падение привело к «черному вторнику». Всего за один день российский фондовый рынок почти 7%, фактически полностью обнулив позитивные достижения прошлого года. Акции «Газпрома» за сутки обесценились на 7,3%, «Роснефти» — на 9,8%, а Сбербанка — на 10,3%.
Такое же крупное падение российский рынок переживал в 2014 году после введения «крымских» санкций.
Важно, что снижались не только российские фондовые индексы. В «черный вторник» американские Dow Jones Industrial Average и S&P упали на 1,5% и 1,8% соответственно.
А вот ориентированный на высокие технологии индекс Nasdaq опустился более чем на 10%, вернувшись на отметку апреля 2020 года. То есть к началу пандемии.
Финансовые инвесторы (а в России их уже почти 13 миллионов) рвут на голове волосы: сколько еще они будут терять деньги на акциях. Все так славно начиналось — и так бесславно может закончиться!
Однако опрошенные «Свободной прессой» эксперты призывают не спешить с выводами.
Старший аналитик финансовой компании Esperio Антон Быков предлагает взглянуть на ситуацию с позиции макроэкономических циклов.
— Очень важно понять, на каком именно этапе текущего цикла мы оказались, если это его начало или середина, то любые провалы фондового рынка, пусть даже самые глубокие, будут выкуплены и фондовые индексы достаточно быстро выйдут к новым максимумам. Такие периоды, как правило, сопровождаются низким уровнем инфляции и повышенной безработицей.
Гораздо опаснее заключительная часть макроэкономического цикла, потому что провалы фондовых индексов, здесь рано или поздно превращаются в огромные обвалы, которые не выкупаются и прежде, чем вернуться к прежним уровням проходят годы, а в редких случаях и десятилетия, — говорит Быков.
«СП»: — Так мировые рынки сейчас в начале или в конце цикла? Падать будем дальше или расти?
— Конец цикла характеризуется очень низким уровнем безработицы, рекордно высокой за 8−10 лет инфляцией и ужесточением монетарной политики.
Нетрудно узнать текущую ситуацию именно в последнем описании. За исключением того, что крупнейшие центробанки мира, от которых и зависит погода на финансовых рынках, только переходят к ужесточению монетарной политики.
ФРС начнет повышать ставки в марте 2022 года. То есть как минимум до марта, у фондового рынка в глобальном масштабе, еще есть время для роста.
«СП»: — А что вы можете сказать про Россию? Мы просто повторяем то, что творится во всем мире?
— Мы видим, что падение российского фондового рынка в последние 2,5 месяца, в сравнении с другими рынками, выглядит избыточным. Основным его триггером, можно считать геополитическое обострение в отношениях России с Западом. Если бы его не было, индекс РТС торговался бы на 10−15% выше текущих значений, а индекс Мосбиржи был бы выше на 8−12%.
«СП»: — Ну а ждать чего? Будут еще российские акции (а вместе с ними и капитализация крупнейших компаний) падать?
— Хотелось бы получить позитивные сигналы с обеих сторон, например на новой встрече «России — НАТО», которая, судя по всему, должна скоро состояться, а за это время, возможно успеют сформироваться и технические сигналы к покупке российских акций.
Важно понимать специфику российского фондового рынка, объемы торгов здесь не настолько большие, чтобы в неблагоприятных обстоятельствах обеспечивать рост всего рынка. Это значит, что даже в случае геополитической разрядки расти могут не все акции, а лишь российские голубые фишки, особенно те, что очень нравятся нерезидентам — это Сбербанк, «Газпром», «Лукойл» и «Норникель».
И помним. В марте 2022 года ФРС приступит к повышению учетной ставки, так что если инвестор не готов остаться с купленными бумагами на 2−3 года, к марту их нужно будет продать.
Светлана Самойлова из школы независимых финансовых консультантов Finliberty также считает, что рынок сейчас крайне непредсказуем.
— Мы можем резко начать расти, или резко продолжить падение. Паникуют больше начинающие инвесторы. Долгосрочные инвесторы пока держат свои портфели. Также рост оттока капитала иностранных фондов поддерживает падение.
Начинающим инвесторам рекомендую неделю переждать. Рынок естественным образом восстановится, но точную дату сказать никто не может. Любая аналитика здесь будет не актуальна
Не слишком оптимистичен и руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артем Деев:
— Вряд ли российский рынок в ближайшее время восстановится до прежних уровней. И дело не только в геополитике. Понятно, что, если тема Украины будет развиваться дальше, если ситуация будет нагнетаться, ничего хорошего мы не увидим — индексы покажут новые рекорды падения.
«СП»: — С падением российского рынка все понятно, а почему так плохо все в Америке и Азии?
— Это реакция на ожидание повышения ставки ФРС и рост 10-летних облигаций до новых рекордов. Растущая инфляция в США (7% - это рекорд за 40 лет), инфляция в Германии (5,5% - это рекорд за 30 лет) не дает никаких шансов на то, что регуляторы не начнут повышать ставки. А как только ФРС и ЕЦБ начнут это делать, произойдет массовый отток инвесторов с развивающихся рынков, и российского в том числе.
Мы наверняка наблюдаем начало мощнейшей коррекции (или падения) всех мировых площадок. Можно назвать это началом нового глобального финансово-экономического кризиса. Безусловно, будут временные отскоки (сегодня российский рынок немного восстанавливает позиции, но не компенсирует вчерашнее падение еще долго), но общую негативную картину это не меняет.