«На прилавках скоро появятся компьютеры отечественного производства» — как говорят в рунете, «баян». Должны были появиться ещё несколько лет назад, но никто ничего так и не увидел. Нынешний проект также отдаёт ненаучной фантастикой, особенно учитывая то, что производить пытаются лишь отдельные комплектующие.
«Скрепные» компьютеры собирается вывести на рынок довольно известная в недавнем прошлом компания iRU. Несколько лет назад её продукция, точнее, выпущенная в КНР электроника под данной маркой, довольно активно продавалась. Вот только процент брака был пугающий, автор этих строк тоже «попал» — решил «скроить», но не вышло. Купленный планшет, который тут же отрубился и отказался снова включаться, на следующий день его удалось сдать обратно, хотя и с большим скандалом. Но удалось…
Впоследствии фирма отказалась от ноутбуков, планшетов и прочих «игрушек», сейчас в её модельной линейке только стационарные ПК. На официальном сайте гордая надпись в половину экрана — «Сделано в России». И ссылка на какое-то там заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «о соответствии ПЭВМ „Опал“ требованиям, предъявляемым с 1 января 2020 года к промышленной продукции, в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации».
И тут же означена конфигурация этой «ПЭВМ iRU Опал» — Intel Core i3, Windows 10 Pro, и всё такое.
Корпус, понятное дело, тоже китайский. HDD и «планки» оперативной памяти — без вариантов, даже вспоминать грешно. Путинское «импортозамещение» во всей своей красе. Любой школьник это нынче может: купить «маму», «оперативку», процессор, видеокарту, «винт», корпус и блок питания. Всё скидал до кучи — вот и «отечественный» компьютер. «Скрепы», и всё такое. Молодёжи, правда, на «скрепы» наплевать, но это уже детали.
Но вскоре типа всё изменится — в розничной продаже появятся, якобы, полностью отечественные ЭВМ, на базе процессора «Байкал-М».
«Готовые компьютеры на отечественных процессорах впервые начнут продаваться в крупных розничных сетях. Одной из таких сетей станет „Ситилинк“», — рассказывает технический директор iRU Денис Анциферов.
Итак, процессор «Байкал-М» — весь из себя такой «скрепный», отечественный. Производства АО «Байкал Электроникс». Что это за фирма, где у неё заводы? А нигде — это так называемая «бесфабричная компания». Которая что-то разрабатывает, а делают продукцию другие.
Иными словами, «Skrepa Production», никак не иначе. Те же импортные процессоры, на которых просто написали «Baikal». Даже русскими буковками название изобразить не сподобились. То есть тайваньцам — делают на Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC).
Про иные комплектующие, помимо самого «Байкала», ни слова. То есть и материнская плата, и видеокарта, и всё остальное у нас опять чисто импортные. Видать, бюджет столь оперативно «попилили», что разместить заказы на иные «российские» компьютерные запчасти просто не успели, деньги кончились.
При чём тут «попил»? А при том — «импортозамещение» рассчитано на госсектор, «патриотичные» ЭВМ пойдут чиновникам. Как считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, в 2022 году в России может быть приобретено около 60 тысяч компьютеров на отечественных процессорах, причём это — аппараты для госсектора.
Может быть приобретено, а может и не быть. Дело в том, что лет несколько назад компания МЦСТ с аналогичной помпой представила свои ПК на базе процессора «Эльбрус-8С». Помимо тайваньского (опять TSMC!) «камня» там тоже нет иных «российским» комплектующих. Но хоть название на процессоре написано кириллицей — прогресс, однако!
Со всем остальным вообще непонятно. Например, с правами на интеллектуальную собственность. Вроде как ей владеет зарегистрированная на Каймановых островах фирма Elbrus International Ltd. А вроде и нет, что-то там вроде бы передали в российское АО «МЦСТ». Наверное… Кому принадлежит это юрлицо вообще непонятно, как говорят эксперты, не исключено и «перекрёстное опыление» с некими оффшорными компаниями.
Попытка купить «рабочую станцию» от МЦСТ тогда провалилась. Автор работал в довольно крупной структуре, вместе с сисадмином мы составили служебную записку, начальство поржало, но подписало. Грамотная служебная записка — 99% успеха! Особенно если там написать про поддержку отечественного производителя и прочую чушь. Бухгалтерии дали команду выделить финансирование, и мы стали ждать, когда ПК можно будет заказать. Не дождались. Спустя год стало уже совсем не смешно, и глупую затею бросили.
Узреть живьём один компьютер МЦСТ автору тогда-таки удалось, в одном крупном торговом центре стоял демонстрационный образец. Но не работал. Обычный чёрный ящик с гордой надписью и какой-то импортный монитор, «мышка» и клавиатура тоже самые обычные, китайские, самые дешёвые. Что было внутри системного блока менеджер торгового зала показать отказался, объяснив, что корпус опломбирован. И рассказал, что ЭТО никто ни разу не включал. Где-то через месяц устройство увезли — с концами. Так и не запустив. Обещанных продаж, в том числе через этого дистрибьютора, не состоялось.
Судя по всему, на сей раз будет то же самое. Кроме «попильной» партии глюкла для госучреждений никаких розничных продаж не состоится. Тем более, что изначально заявлено — «скрепы» будут дороги.
«Модель на „Байкале“, сопоставимая по характеристикам с HP или Lenovo, будет стоить на 15−20% дороже. Поэтому на первых порах продажи будут невелики», — считает Денис Анциферов.
Ну да, казна заплатит, причём, скорее всего, не плюс 20%, а плюс 200%. Иначе никто не поймёт, делиться-то надо!
А в остальном всё грустно, никаких перспектив у отечественной электроники пока не видно. Все предприятия окончательно добили уже при Путине, хотя «лихие 90-е» отрасль худо-бедно пережила. Однако в рамках «вставания с колен» заводы перепрофилировали в склады, бизнес-центры и магазины, а работников разогнали. Кто-то уехал за границу, иные сменили сферу деятельности — условно говоря, переквалифицировались в управдомы.
Наставшая эпоха путинского «импортозамещения» ориентирована на импортные заводские мощности. Да, время от времени звучат лозунги, что «построим, много, нашего», но не более того.
«Россия найдёт способ закупить оборудование и построить фабрику для производства собственных процессоров, иначе государство „станет ещё уязвимее для кибервоздействий“. В зарубежных процессорах огромное количество недокументированных функций, уязвимостей на аппаратном уровне», — говорил в конце 2021 года гендиректор АО «МЦСТ» Александр Ким.
Однако то же самое можно сказать и про «отечественные» процессоры, выпущенные на TSMC. Тайвань контролируется американцами, это пока их марионеточное государство, и завод тоже под плотной опекой.
«Ясно дело, во всех этих „Эльбрусах“ и „Байкалах“ есть „закладки“, которые сработают по команде извне. Применять данные устройства в ВПК просто нельзя, нужны полностью отечественные разработки, выпущенные опять-таки в РФ. Но пока о подобном можно лишь мечтать», — считает специалист по компьютерной безопасности одной крупной оборонной госкомпании.
Купить завод можно, было бы желание, денег в стране много, правда, их активнейшим образом выводят.
Но это проблему несложно решить, нужна лишь воля властей. И не обязательно сразу приобретать самые современные образцы, можно и «потренироваться на кошечках».
То есть приобрести некое производство, наладить выпуск продукции, далее перейти на более сложные образцы, и так далее. Однако никто ничего не делает. Хотя нужно, причём срочно — мы того и гляди останемся с голой задницей.
Между тем, без процессоров и ЭВМ нам не прожить, это нынче даже ёжику понятно.
В смысле, своих образцов, а не произведённых на тайваньских заводах. И в этой связи бездействие российских властей выглядит как самое настоящее вредительство.