Впору пожалеть русофобский Запад, денно и нощно озабоченный лишь тем, какие ещё запреты наложить на нашей страну. Если уж дело у них дошло до водки с икрой, совсем, видно, иссякли. А Россия всё не сдается! И что же это за страна такая, удивляются заокеанские зачинщики происходящего сегодня в мире: её хают — она терпит, продолжая идти своим путем; её бьют — она только крепче?
Может, на голодный паек ее посадить? Ведь больше двадцати лет жила на западных сырах, «горячих собаках», колах et cetera. От своего родного успела, наверно, отвыкнуть. Тем более что с 1990-х годов отечественное сельское хозяйство планомерно уничтожалось — отдельное «спасибо» прозападным либералам, плавно перешедшим с тех пор в статус олигархов.
И вот уже приостановлены (с 16 марта) поставки в РФ из США живой птицы, инкубационных яиц, птицеводческой продукции. На очереди, как объявлено, продукция свиноводства…
Найдем, чем ответить? Что предложить родному потребителю на фоне запредельного давления дяди Сэма с подручными из ЕС? Эти вопросы в минувшую среду адресовал руководителям регионов президент страны Владимир Путин.
«Проблема сейчас не в деньгах, ресурсы у нас есть. Ключевые трудности связаны с поставкой комплектующих, техники, стройматериалов; с организацией работы подрядчиков. Поэтому могут меняться сроки и способы реализации конкретных программ, их этапы. Это потребует слаженной работы органов власти и представителей бизнеса, форсированной реализации проектов импортозамещения», — сказал глава государства.
Есть что ответить на это отечественному бизнесу?
— В нашем регионе покупки мяса за рубежом сокращаются уже восемь лет. История, когда телят на откорм привозили нам из США и Австралии, ушла в небытие. Кризис политический, известно, открывает определенные экономические возможности. Мы после 2014 года смогли некоторые из них реализовать. За минувшие годы цифры импорта упали с полутора миллиардов рублей до нескольких миллионов, — сказал «СП» Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Петербурга и Ленобласти.
— Производим свою свинину, крупнорогатый скот, а также птицу, яйца, молоко. По яйцу мы первые в мире. Европе сейчас отказывается от их покупки из-за санкций, но мы этого даже не почувствуем — большая часть данной продукции уходит на азиатские рынки. По мясу курицы, молоку, рыбе мы на данный момент в тройке мировых лидеров. Земли у нас хватает. Есть что вводить в оборот. Проблема в ином. В ценах. Растут как на дрожжах: топливо, электричество, корма.
«СП»: — Свои корма не производите?
— Начали сейчас. В частности, высаживаем рапс, кукурузу. Но их не хватает. Чтобы нарастить масштабы, нужно время. Поэтому приходится импортировать. По электроснабжению — не один год просим власть предусмотреть скидки для сельхозпроизводителей. Некоторую поддержку в виде компенсации получаем, спасибо. Однако этого недостаточно с учетом текущего момента. Так же с семенами — на данный момент они есть, на посевную-2022 хватит. Но главная задача — самим их заготавливать. Чтобы спекулянты, в сложные периоды жизни вылезающие, как тараканы, из щелей, не играли на нервах людей бешенными накрутками. Для этого государство, считаю, должно активнее помогать нормальному бизнесу. И деньгами. И снимая многочисленные барьеры.
Часто ведь быстро перестроиться нереально из-за чисто бюрократических препонов. Вот как сейчас. Нам к посевной нужны средства. Но система кредитования усложнена банками до невозможного. А ведь банковская отрасль априори одна из самых прибыльных. Кому бы, как не ей, поддержать сельхозпроизводителя? Кредиты она нам обещает, но после того, как пройдем все проверки. Да к тому времени посевная уже закончится и кредиты будут уже не нужны!
«СП»: — В больших хозяйствах используют преимущественно импортную технику. А в небольших личных?
— Им в чем-то проще, в чем-то сложнее. Из инструментов главный — лопата, которой не нужны запчасти, топливо. А тормозит их развитие опять же бюрократия. Давно пора снять запреты на продажу частникам излишек своей продукции. Говорим о рыночной экономике, а на самом деле она хуже крепостной. Дайте людям возможность в нынешних условиях заработать лишнюю копеечку. Обустройте для них места, где можно свободно торговать, проводите ярмарки, не требуйте кучу справок — зачем они в данном случае? Радоваться надо, что наши граждане, благодаря санкциям, стали поворачиваться в сторону своего огорода, а не гонять их, как нашкодивших подростков. Я много езжу по российским регионам. И везде слышу от фермеров претензии к чиновникам. Не мешайте нам, а помогайте — вот главный тезис этих претензий.
— С санкциями мы столкнулись уже достаточно давно. Нынче приходится говорить уже не о санкциях, а о полноценной экономической блокаде России со стороны Запада, — говорит Игорь Муравьев, исполнительный директор союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата».
— И вопросы замещения сейчас как никогда остры для всех наших отраслей во всех регионах. Тем более, для сельского хозяйства. Импортозамещение — дорогая вещь. Чтобы пойти на затраты, а они требуются немалые, нужно уметь смотреть на несколько лет вперед. Эффект будет, но не быстрый.
С чем мы сейчас сталкиваемся? Во-первых, проблемы с техникой. Она у нас преимущественно импортная. Что-то покупаем в Белоруссии, и, надеюсь, будем и дальше покупать. Но к той, что от «западных партнеров» нужны запчасти. Цены на них растут в режиме онлайн. И белорусы тоже вынуждены их поднимать. Мы с ними переходим сейчас на расчеты в рублях. Это несколько сгладит ситуацию. Но факт есть факт — все дорожает.
«СП»: — У нас же есть свои предприятия, выпускающие сельхозтехнику!
— «Кировский завод» возобновил с недавних пор производство трактора «Кировец» (когда-то он славился на всю Европу — авт.). Осваивает и другую технику. С ним, надеюсь, у нас будут хорошие контакты. И качество, не хуже мирового! Появляются уже и азиатские аналоги необходимых запчастей, но, правда, не по всей необходимой номенклатуре.
Из других проблем — вакцина для животных, чтобы предотвращать падеж. Необходимые препараты из ЕС поступают, но курсовая разница очень большая. То же — с доильными комплексами. Давно бы надо делать свои! Запустили мы все это, к сожалению…
Чтобы поддержать сельхозпроизводителей, государство может открыть доступ к дешевому финансированию, сохраняя средства на более важные расходы. Это особенно актуально в горячую пору — весной и осенью.
В непростой ситуации аквакультура — разведение рыбы во внутренних водоемах. Замещения кормовой базы, увы, не произошло. А она — существенная составляющая в себестоимости. Наши корма, к сожалению, не совсем идентичны необходимым техническим характеристикам, от которых зависит привес рыбы. Тут опять-таки решать нужно очень быстро, иначе рыба станет для потребителя золотой не только фигурально.
Так же с траулерами. На Выборгском судостроительном заводе и на верфях Петербурга заложены современные траулеры, но это не ВПК и с ними не спешат. На сегодня там российские только железо и корпус, остальное всё импортное: от двигателей до электроники. Тем кораблям, которые уже ушли на промысел, тоже потребуются комплектующие. Об этой проблеме мы говорили, начиная с 2015 года. В ответ слышали от представителей российского бизнеса: купим, если потребуется, за границей.
Недальновидным оказался отечественный бизнес…