Французская авиастроительная компания Airbus призвала Запад не вводить эмбарго на ввоз российского титана. Подобные ограничительные меры, как считает глава авиаконцерна Гийом Фори, не окажут существенного влияния на экономику России, но серьезно навредят мировой авиационной промышленности.
Соответствующее заявление Фори сделал 12 апреля на ежегодном собрании акционеров компании. Запрет на импорт российского титана, который используется при создании современных авиалайнеров, он назвал «неприемлемым» и предложил перейти к политике отказа от любых ограничений.
При этом, по его словам, концерн Airbus уже много лет накапливает запасы титана, что дает ему «передышку» в краткосрочной и среднесрочной перспективе, если поставки этого металла все же будут заблокированы.
Титан практически незаменим в авиастроении, где используется для изготовления винтов двигателей, корпусов, крыльев, обшивки, трубопроводов, крепежа и многого другого. И пока он не попал в санкционные пакеты, вводимые против нашей страны странами Запада. Возможно, это связано с тем, что крупнейший мировой производитель титана «ВСМПО-Ависма» расположен именно в России.
До кризиса, уточняет «Коммерсантъ», эта российская компания обеспечивала до 35% всех потребностей в титане у Boeing, 65% - у Airbus и 100% - у Embraer. Но примерно месяц назад Boeing объявил о приостановке закупок металла в России в пользу поставок из Японии, КНР и Казахстана. К тому же американская корпорация из-за проблем со своим новым флагманом Boeing737 Max и пандемии значительно сократила выпуск, поставив в прошлом году на рынок всего 280 машин. Airbus все-таки зависит от российского титана значительно больше. Также у европейского авиапроизводителя в планах наращивание производства своих лайнеров A320.
В конце марта агентство Bloomberg сообщало, что Airbus начал поиски альтернативных источников получения титана на случай прекращения поставок из России. Но, видимо, поиски оказались не очень успешными…
Нельзя, опять же, забывать, что французский концерн ранее присоединился к санкциям ЕС против России, которые включают в себя запрет на экспорт самолетов, поставку запчастей, ремонт и обслуживание европейских лайнеров у российских авиакомпаний. Поэтому в данной ситуации, возможно, имело бы смысл как раз ввести эмбарго с нашей стороны…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила главного редактора портала «Авиа.ру» Романа Гусарова:
— Что касается поставки титана мировым авиационным гигантам, то здесь, на мой взгляд, зависимость взаимная. Как они заинтересованы в получении больших объемов титановых изделий высокого качества, так и мы заинтересованы в этих заказах.
Соглашусь, что большого ущерба для экономики страны в случае отказа от закупок титана в России, конечно же, не будет. Очевидно, что сотни миллионов долларов, которые зарабатываются на титане, не идут в сравнение — условно — с 1 млрд. долларов в день за поставки газа в европейском направлении.
Мы, напомню, продаем на экспорт не сырье, а изделия, которые уже прошли технологический процесс штамповки и грубой механической обработки (тонкую обработку они делают на своих предприятиях). Это уже практически полноценное изделие, а не просто кусок металла.
Но тут надо понимать, что завод «ВСМПО-Ависма», который работает и на Boeing, и на Airbus, и по другим контрактам, находится в Верхней Салде, небольшом уральском городке. И если на закупки титана они введут эмбарго, то у нас встанет огромное предприятие. Потому что своими заказами в таких объемах мы его обеспечить не сможем. А это градообразующее предприятие.
То есть, мы тут получаем тоже проблемы. Поэтому ни в коем случае, я считаю, нельзя отвечать на их недружественные выпады, чтобы, как говорится, не пилить сук, на котором сидим. Нам нужно все-таки стоять на том, что мы готовы продолжать поставлять титан и титановые изделия, и сохранить свое место в цепочке поставщиков.
«СП»: — Почему это так важно?
— Потому что у них, как сами они замечают, есть запасы. То есть, эмбарго никак не скажется на производстве их самолетов какое-то время. Особенно с учетом того, что производство самолетов и спрос на самолеты упал из-за пандемии.
Более того, он стал падать еще до пандемии. Американцы из-за нескольких авиакатастроф вообще приостановили производство своих среднемагистральных Boeing-737 MAX.
Снижал свое производство и Airbus, несмотря на то, что остался на рынке один. Потому что, оказалось, что переразмерены производственные мощности — т.е. оптимистичные прогнозы спроса не оправдались.
«СП»: — Но сейчас в Airbus как раз заявляют о наращивании выпусков…
— Да, они говорили, что будут наращивать, что проблем не будет… Но это, по большому счету, заявления для рынка — мол, «у нас все хорошо, заказывайте самолеты, все получите вовремя». На самом деле, нет, конечно же. На короткое время запасов титана им хватит, потому что они сократили производственную программу. Но что делать дальше?
Половину титана двух главных мировых производителей — Airbus и Boeing — поставляет Россия. Такие большие объемы просто негде взять. На это понадобится время.
Но и для нас мало хорошего, если мы категорически откажемся титан экспортировать. Конечно, создать какие-то локальные трудности той стороне можно. Но через несколько лет, они организуют новые технологические цепочки, сделают инвестиции в другие страны, и мы выпадем из этой кооперации навсегда. И вернуться уже у нас не получится.
«СП»: — Кто наш конкурент? Япония?
— Китай, насколько я знаю, производит титан, но у него свои потребности большие. Крупнейший производитель, конечно, это Россия. Хотя недавно в корпорации Boeing заявили, что нашли альтернативного поставщика титана в лице Японии. Только вот в сообщении речь идет о титановой губке, а это, извините, еще не титан. Это всего лишь обогащенная руда, из которой титан надо выделить, а потом еще из него делать титановые изделия.
Где Boeing все это будет делать, самое интересное. Потому что технологические цепочки, они международные. И даже Россия не являемся полноценным производителем титана — от рудника до изделия. Руда может добываться где-то в Африке или Латинской Америке, а мы уже выплавляем чистый титан высокого качества и делаем титановые изделия. Это очень серьезное производство, и просто так создать его с нуля стоит огромных денег.
«СП»: — Почему бы нам в таком случае не поставить условие: «мы вам — титан, вы нам — запчасти» для ваших самолетов?
— Я думаю, не стоит этого делать. У нас есть другие аргументы по поводу самолетов. Сегодня как раз правительство ввело временные правила лизинга и покупки самолетов из недружественных стран. Они учитывают как интересы наших авиакомпаний, так и интересы западных лизингодателей, которым предложен механизм расчета с ними. То есть, из-за санкций никакого механизма не было. А теперь он появился: либо у вас есть представительство в России, и мы вам платим в рублях. Либо вы открываете представительство в дружественной нам стране, и мы вам платим в валюте этой страны.
Лизингодатели, наконец-то, смогут выдохнуть, потому что они сами боятся возврата своих самолетов, на самом деле, хоть и надувают все еще щеки. И наши авиакомпании смогут летать.
А дальше — по цепочке: если этот этап будет реализован, владельцы самолетов сами поспособствуют нам в организации цепочки поставки запчастей для своего имущества. Ведь пока самолет не выкуплен, пока он в лизинге, это их собственность. Это миллиарды долларов. Десять новых самолетов, это миллиард долларов. А у нас пятьсот с лишним этих самолетов. Соответственно, они сами поспособствуют организации поставок запчастей для технического обслуживания. Опять-таки, через третьи страны.
То есть, надо понимать, что лизингодатели, они не враги наши, они с нами оказались в одной лодке. И они не в восторге от решений политического руководства своих стран. Поэтому они будут стараться — вряд ли станут говорить вслух об этом, но помогать нам будут.
Здесь мы правильную позицию заняли. Запад разговаривает с нами ультиматумами, а мы остаемся в рамках нормальных правовых отношений. Договорные обязательства выполнять готовы. Собственность ничью изымать не планируем. И это очень хороший сигнал всему мировому бизнесу, который уже встал в боевую стойку, а мы дали понять, что есть вариант, который «и вас, и нас устроит». Что есть обоюдная целесообразность. И этот процесс, я думаю, сейчас потихоньку пойдет. Заявление гендиректора Airbus в этом смысле тоже хороший сигнал.