Одна из наиболее обсуждаемых новостей текущей недели — что российские активы Renault переходят в государственную собственность. Общественности об этом сообщил Минпромторг РФ. Подписанные соглашения предусматривают передачу акций Renault Россия городу Москве и акций АвтоВАЗа — государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП «НАМИ».
В условия сделки входит продажа «Рено» своей доли в концерне за 1 рубль. 67,69% акций автоконцерна «АвтоВАЗа» переходят в собственность Российской Федерации, однако французы получат опцион на возврат доли в течение шести лет. Последнее условие многим кажется сомнительным: очевидно, что «Рено» рассчитывает на то, что геополитическая ситуация в течение этого времени уляжется, и хочет сохранить возможность вернуться на рынок. Не получится ли так, что в итоге, когда дело пойдет, все придется вернуть?
Я тоже интересовался еще на встрече с Михаилом Мишустиным, и задавал этот вопрос Денису Мантурову: что это за опцион такой — на шесть лет? И министр промышленности и торговли РФ мне сказал, что возможность возврата, действительно, есть, но придется за все платить. То есть, если государство будет нести затраты, то все они будут превращаться в акции, которые придется выкупать обратно. Это все должно быть оговорено в соглашении.
Уверен на сто процентов, что будет подбираться инвестор. И в Москве — здесь в большей степени китайские инвесторы будут, и в Тольятти — здесь, скорее всего, будет государственный инвестор. Это должно привести к тому, что вокруг завода будет возобновляться деятельность предприятий, занимающихся автокомплектующими, таким образом, исправляя то, что наделали ранее, уведя все в Румынию и другие европейские страны. И это даст нам и самостоятельность, и — главное — загрузку других предприятий, вплоть до оживления «убитых» заводов, научно-технического центра, вокруг которого еще с Бу Андерссоном у нас была целая эпопея, а в перспективе и «реинкарнация» производства технологического оборудования. Все это нужно будет возобновлять! Фактически мы возвращаемся к тому, что было в СССР. И это совершенно нормально. А по другому-то и никак! И мы за это боролись и призывали к этому.
Сейчас очень важно решить вопрос с поставщиками. Новая команда должна это сделать максимально оперативно. Как этот вопрос может решиться? Либо взамен ушедших с рынка мы найдем других поставщиков в рамках параллельного импорта, возможно, в странах, которые нам не объявили санкции, либо наладив свое производство рядом с заводом или на самом заводе.
Отдельный вопрос — спрос. ВАЗовские машины ведь чем привлекательны? Да, они уступали иномаркам в качестве. Но они привлекали ценой и дешевизной обслуживания. А эти моменты, как мне кажется, наиболее существенны в ситуации, когда нужно забрать рынок под себя. Рыночная доля «АвтоВАЗа» сейчас около 20%, но в 90-е-то годы мы держали 60%! 800 тысяч автомобилей в год выпускали! Сейчас около 200 тысяч.
Мы можем наращивать объемы. Найдем нового доброжелательного инвестора (главное, что он будет государственный) и спокойно будем наращивать. Тогда и загрузка будет, и люди снова приедут и пойдут на завод работать.
Что касается сохранения коллектива, определенные меры, правильные, сейчас принимаются: 1 мая на заседании согласительной комиссии АО «АвтоВАЗ» было принято положительное решение о повышении тарифных ставок и окладов на 9% не с 1 июля, как предусмотрено коллективным договором, а с 1 июня.
Как отметил вице-президент по персоналу и социальной политике Дмитрий Михаленко, такое решение было принято после детальной проработки всех факторов. Также принято ещё одно положительное решение: о премировании работников ВАЗа в размере 3 тысяч рублей. Премия будет выплачена вместе с майской заработной платой. Конечно, эти меры не исчерпывающие. И мы будем требовать, конечно, еще расширять помощь работникам и будем участвовать сами. В том числе и этому вопросу была посвящена и моя встреча с Мишустиным, и регулярные встречи в регионе.
Хотелось бы подчеркнуть, что очень важно, вспоминая советские времена, национализацию сравнивать не только в сфере производственной, но и в сфере социальной. Ведь когда-то, когда завод еще был государственным, и даже определенное время после, когда он уже был частным, вся социалка была «на плечах» самого завода. А сюда входили и детские сады, и пионерские лагеря, и санатории, и огромный медгородок. Потом для того, чтобы избавиться от обязательств и продать предприятие иностранцам, все это скинули на город, на область. А теперь вся инфраструктура находится в совершенно плачевном состоянии, все в полном упадке, потому что сбросить на кого-то — это одно, но это же все нужно потом содержать. Социальный комплекс нужно будет помогать возрождать. Надо возвращаться к тому, что было.
Задачи будет решать оперативная команда. В самые ближайшие дни мы узнаем, кого выберут в управленческий состав. Идет напряженная борьба за руководящие посты. Претендентов, в том числе вполне достойных, много. Главное, на мой взгляд, — надо привлекать не варягов, а местных специалистов. Потому что — сколько раз я уже об этом говорил — варяги приехали и уехали. И когда Бу Андерссон пришел, и до этого московская команда была — приехали, порулили и уехали. Ну, зачем нам такое? Нам надо, чтобы это были люди, связанные с городом. Особенно среднее и высшее звено.
Пусть, ладно, президента назначат, но он же потом тащит с собой команду из Москвы или, как Бу Андерсен, из Чехословакии, из Румынии. Потом они бесконечно туда-сюда летают, по полнедели их нет, а в итоге все снимаются с места и уезжают. Есть, конечно, и хорошие привлеченные специалисты, которые зарекомендовали себя, которые и сейчас работают. Заместитель генерального директора по охране собственности навел порядок на предприятии, заместитель по персоналу — очень толковый парень. Необходимо собрать старых специалистов — старых не в плане возраста, а в плане опыта, нужно использовать этот опыт, использовать все наработки.