Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Регионы
18 мая 2022 13:00

АвтоВАЗ: Тольятти и Самара второе дыхание получат после ухода «Рено»

Все дело не только в сборке машин, но в людях

25777
АвтоВАЗ: Тольятти и Самара второе дыхание получат после ухода «Рено»
Фото: Андрей Холмов/ТАСС

Одна из наиболее обсуждаемых новостей текущей недели — что российские активы Renault переходят в государственную собственность. Общественности об этом сообщил Минпромторг РФ. Подписанные соглашения предусматривают передачу акций Renault Россия городу Москве и акций АвтоВАЗа — государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП «НАМИ».

В условия сделки входит продажа «Рено» своей доли в концерне за 1 рубль. 67,69% акций автоконцерна «АвтоВАЗа» переходят в собственность Российской Федерации, однако французы получат опцион на возврат доли в течение шести лет. Последнее условие многим кажется сомнительным: очевидно, что «Рено» рассчитывает на то, что геополитическая ситуация в течение этого времени уляжется, и хочет сохранить возможность вернуться на рынок. Не получится ли так, что в итоге, когда дело пойдет, все придется вернуть?

Я тоже интересовался еще на встрече с Михаилом Мишустиным, и задавал этот вопрос Денису Мантурову: что это за опцион такой — на шесть лет? И министр промышленности и торговли РФ мне сказал, что возможность возврата, действительно, есть, но придется за все платить. То есть, если государство будет нести затраты, то все они будут превращаться в акции, которые придется выкупать обратно. Это все должно быть оговорено в соглашении.

Уверен на сто процентов, что будет подбираться инвестор. И в Москве — здесь в большей степени китайские инвесторы будут, и в Тольятти — здесь, скорее всего, будет государственный инвестор. Это должно привести к тому, что вокруг завода будет возобновляться деятельность предприятий, занимающихся автокомплектующими, таким образом, исправляя то, что наделали ранее, уведя все в Румынию и другие европейские страны. И это даст нам и самостоятельность, и — главное — загрузку других предприятий, вплоть до оживления «убитых» заводов, научно-технического центра, вокруг которого еще с Бу Андерссоном у нас была целая эпопея, а в перспективе и «реинкарнация» производства технологического оборудования. Все это нужно будет возобновлять! Фактически мы возвращаемся к тому, что было в СССР. И это совершенно нормально. А по другому-то и никак! И мы за это боролись и призывали к этому.

Сейчас очень важно решить вопрос с поставщиками. Новая команда должна это сделать максимально оперативно. Как этот вопрос может решиться? Либо взамен ушедших с рынка мы найдем других поставщиков в рамках параллельного импорта, возможно, в странах, которые нам не объявили санкции, либо наладив свое производство рядом с заводом или на самом заводе.

Отдельный вопрос — спрос. ВАЗовские машины ведь чем привлекательны? Да, они уступали иномаркам в качестве. Но они привлекали ценой и дешевизной обслуживания. А эти моменты, как мне кажется, наиболее существенны в ситуации, когда нужно забрать рынок под себя. Рыночная доля «АвтоВАЗа» сейчас около 20%, но в 90-е-то годы мы держали 60%! 800 тысяч автомобилей в год выпускали! Сейчас около 200 тысяч.

Мы можем наращивать объемы. Найдем нового доброжелательного инвестора (главное, что он будет государственный) и спокойно будем наращивать. Тогда и загрузка будет, и люди снова приедут и пойдут на завод работать.

Что касается сохранения коллектива, определенные меры, правильные, сейчас принимаются: 1 мая на заседании согласительной комиссии АО «АвтоВАЗ» было принято положительное решение о повышении тарифных ставок и окладов на 9% не с 1 июля, как предусмотрено коллективным договором, а с 1 июня.

Как отметил вице-президент по персоналу и социальной политике Дмитрий Михаленко, такое решение было принято после детальной проработки всех факторов. Также принято ещё одно положительное решение: о премировании работников ВАЗа в размере 3 тысяч рублей. Премия будет выплачена вместе с майской заработной платой. Конечно, эти меры не исчерпывающие. И мы будем требовать, конечно, еще расширять помощь работникам и будем участвовать сами. В том числе и этому вопросу была посвящена и моя встреча с Мишустиным, и регулярные встречи в регионе.

Хотелось бы подчеркнуть, что очень важно, вспоминая советские времена, национализацию сравнивать не только в сфере производственной, но и в сфере социальной. Ведь когда-то, когда завод еще был государственным, и даже определенное время после, когда он уже был частным, вся социалка была «на плечах» самого завода. А сюда входили и детские сады, и пионерские лагеря, и санатории, и огромный медгородок. Потом для того, чтобы избавиться от обязательств и продать предприятие иностранцам, все это скинули на город, на область. А теперь вся инфраструктура находится в совершенно плачевном состоянии, все в полном упадке, потому что сбросить на кого-то — это одно, но это же все нужно потом содержать. Социальный комплекс нужно будет помогать возрождать. Надо возвращаться к тому, что было.

Задачи будет решать оперативная команда. В самые ближайшие дни мы узнаем, кого выберут в управленческий состав. Идет напряженная борьба за руководящие посты. Претендентов, в том числе вполне достойных, много. Главное, на мой взгляд, — надо привлекать не варягов, а местных специалистов. Потому что — сколько раз я уже об этом говорил — варяги приехали и уехали. И когда Бу Андерссон пришел, и до этого московская команда была — приехали, порулили и уехали. Ну, зачем нам такое? Нам надо, чтобы это были люди, связанные с городом. Особенно среднее и высшее звено.

Пусть, ладно, президента назначат, но он же потом тащит с собой команду из Москвы или, как Бу Андерсен, из Чехословакии, из Румынии. Потом они бесконечно туда-сюда летают, по полнедели их нет, а в итоге все снимаются с места и уезжают. Есть, конечно, и хорошие привлеченные специалисты, которые зарекомендовали себя, которые и сейчас работают. Заместитель генерального директора по охране собственности навел порядок на предприятии, заместитель по персоналу — очень толковый парень. Необходимо собрать старых специалистов — старых не в плане возраста, а в плане опыта, нужно использовать этот опыт, использовать все наработки.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня