Никто в России не ожидает, что даже после окончания спецоперации на Украине западные санкции будут отменены. Во многих отраслях отечественной экономики это расценивают как шанс на возрождение собственного производства. Особенно, в высокотехнологичных отраслях, таких, как самолетостроение.
Свыше 1 тысячи самолетов планируется поставить для нужд гражданской авиации российским авиакомпаниям до 2030 года, сообщил в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«До 2030 года предприятиями авиационной промышленности подтверждена возможность поставки более тысячи самолетов для нужд гражданской авиации — при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими и модернизации производств там, где это необходимо», — сказал министр.
Планируется произвести 142 самолета SSJ New с увеличенным количеством российских комплектующих, 270 самолетов МС-21, по 70 самолетов Ил-114−300 и самолетов Ту-214, а также 12 самолетов Ил-96−300. Парки региональных перевозчиков пополнят самолеты «Ладога», Л-410, «Байкал».
Кроме этого, до 2030 года планируется также поставить более 760 вертолетов. Среди них свыше 200 вертолетов «Ансат» и более 270 вертолетов Ми-8.
Отечественные авиакомпании уже подтвердили востребованность такой техники.
— Спохватились вовремя, еще не все свои наработки в самолетостроении уничтожены. Поэтому план по созданию авиапарка отечественных самолетов, я думаю, вполне осуществим, — считает президент профсоюза пилотов России Мирослав Бойчук:
— Перед тем, как озвучивать эти цифры, профильные министерства хорошо взвесили свои возможности, оценили отраслевой потенциал. Кроме того, там жестко стоит вопрос: если эти заявленные цифры не будут достигнуты, если эти самолеты не будут выпущены в срок, то тот, кто озвучил это, понесет персональную ответственность за срыв. Поэтому у меня есть уверенность, что необходимое количество отечественной авиатехники выпустят, план выполнят.
«СП»: — Так уверены, даже несмотря на то, что, например, ранее объявленное импортозамещение в авиастроении провалилось?
— Не совсем так. Просто есть вещи, так аккуратно скажем, не публичные. Импортозамещением мы давно занимаемся, и довольно успешно — нам не хватило где-то год-два на завершение этого процесса. Но если этот процесс ускорить, бросить на это необходимые ресурсы, то я думаю, мы это решим.
«СП»: — То есть, это своевременное и правильное решение — усиливать отечественный авиапарк собственными воздушными судами?
— Прежде всего — правильное. Ведь это энергоемкое, трудоемкое, и, главное, стоимостное производство. Вот, сейчас Ил-96, наверное, 8 миллиардов стоит. Десять таких самолетов — это 80 миллиардов. Там заложено НДС, который дает реальную прибыль государству, чем надо и заниматься, а не поставлять куда-то болванки, а от них ждать потом готовую продукцию. Ведь в готовой продукции всегда сидит НДС. Почему мы не можем увеличить заработную плату в нашей стране? Или, скажем, усилить пенсионное обеспечение
А отрасли машиностроения, самолетостроение, вторичное производство химии — они у нас, скажем так, либо малоразвиты, либо их составляющая в экономике мала. А вот если мы их и разовьем, и нарастим, то это даст возможность увеличить заработную плату и существенно повысить пенсии. Другого пути тут нет. Ведь все, что мы производим — это дает налоги, которые идут в государственную казну. Это прямой доход.
А самолетостроение — одна самых высокотехнологичных отраслей. Но, вот, либералы, пришедшие к власти в 90-х годах, уничтожили почти все высокотехнологичное производство России, оставшееся от СССР — это очень страшно. Хорошо, что вовремя спохватились, и теперь восстанавливаем. Поэтому, я думаю, да — этот план своевременный.
«СП»: — Вошедшие в этот план самолеты — они же, по большей части, из «советского» задела?
— Многое из этого действительно досталось нам от советских разработок. Новые самолеты — это самолеты Суперджет и МС-21, вертолет «Ансат». А Ми-8, Ту-214, Ил-114 — это все нам от СССР осталось. Идет процесс их модификации. Хорошо, что в свое время не дали загубить военный потенциал страны. Сейчас за счет него и гражданская авиация имеет возможность обновления и развития.
«СП»: — А как в среде пилотов встретят такое обновление? Не будет таких сравнений, мол, приходится пересаживаться с «мерседеса» на «уазик»?
— Пилотам, конечно, важно — на чем летать. Но сейчас для них главное, чтобы была работа. И они готовы освоить любой самолет, который произведет наша страна.
«СП»: — В каких регионах будет осуществляться самолетостроение заявленного парка?
— Заводы Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре, МС-21 в Иркутске, Ил-96 в Воронеже, Ил-114 в Луховицах, Ил-76 в Ульяновске. И часть комплектующих для названных заводов будут поставлять Воронеж и Ульяновск.
«СП»: — Насколько сравнимы по стоимости производство, эксплуатация импортных и отечественных самолетов?
— Прямые расходы, например, на Ту-214 и Ил-96, конечно, будут больше. Но если брать стоимость этих воздушных судов, то они в два раза дешевле зарубежного аналога. Тем более, государство сделало очень привлекательным лизинг авиатехники внутри страны.
У нас же раньше в лизинге НДС «сидел», а это делало отечественный лизинг на 22% дороже, чем зарубежный. А высокие ставки по процентам тоже вкладывались в лизинговую схему. И так получалось, что наши воздушные суда вроде как отечественные, а с точки зрения их эксплуатации — как не родные, лизинг получался дорогой.
Сейчас вот эти острые углы государство постаралось сгладить: НДС убрали, часть процентов кредитуется со стороны госбюджета. Поэтому нынешние условия в России делают лизинг наших самолетов вполне конкурентоспособным, по сравнению с тем, что раньше предлагали западные страны.
«СП»: — А как обходиться с авиаперевозками, пока новая-старая отечественная техника не взлетит?
— Нам нужен переходный период, повторюсь — это год-два. На это время хватит зарубежного парка. Вполне хватит, даже с ростом перевозок. Я уверен, что и с комплектующими вопрос решим, даже, похоже, уже решили. Часть будем сами производить, часть — параллельный импорт восполнит. Второй момент, без нашего титана и еще ряда компонентов, которые играют существенную роль в самолетостроении, двигателестроении западные страны не обойдутся. И, думаю, в конце текущего года или в начале следующего будет принято соответствующее решение. Мы — им, они — нам. Поэтому, я думаю, поддерживать в состоянии работоспособности тот парк Боингов, Аэрбасов и ряда других зарубежных самолетов, которые имеются сейчас в наличии в РФ, не будет проблемой.
«СП»: — Но это все-таки ограниченный объем авиапарка, который планируется запустить до 2030 года. А если к тому времени ситуация кардинально изменится, и необходимое количество перелетов резко возрастет? Самолетов хватит?
— У государства есть все возможности регулировать это направление. Будет меняться ситуация, выявится нехватка парка, — будут приняты меры, и все нормализуется, скорректируется под новые условия. Мы имеем возможность централизованно закупить или взять в лизинг те воздушные суда, которые будут востребованы на рынке. Главное, что получен урок — надо все иметь свое.
«СП»: — Оборудование для производства этих самолетов было как-от законсервировано, сохранено? Или его тоже потребуется воссоздавать?
— Оборудование и комплектующие, скажем так, это опять же импортозамещение, с которым мы чуть-чуть не успели. Но это проблема решаемая. Ведь оборудование — аналог зарубежного, а в некоторых случаях даже лучше. Другое дело, что потребуется раскрутить серийное производство, но, я думаю, и здесь прорвемся.