Соглашение между Москвой и Тегераном о сотрудничестве в сфере гражданской авиации подписано в ходе визита в республику российской официальной делегации, сообщил агентству Mehr представитель управления гражданской авиации Ирана (САО) Миракбар Разави.
Договоренности, достигнутые в результате встречи замминистра транспорта РФ и главы САО Мохаммада Мохаммади-Бахша, предусматривают поставку в Россию деталей и оборудования для воздушных судов, предоставление ремонтно-эксплуатационных услуг и техническую поддержку российским самолетам ремонтными центрами исламской республики.
Также Разави сообщил, что в ходе переговоров стороны выразили готовность активизировать двустороннее сотрудничество в области воздушных перевозок, а также подписали меморандум о взаимопонимании, в рамках которого количество пассажирских полетов между двумя государствами вырастет до 35 в неделю.
Следует напомнить, что данное российско-иранское соглашение было заключено после состоявшегося 19 июля визита в Иран президента РФ Владимира Путина. А 25 июля состоялось совещание главы государства с правительством, на котором речь шла о развитии авиационной отрасли. На нем Путин констатировал, что сфера авиаперевозок оказалась под ударом «в условиях неадекватных санкций». В то же время, по словам Путина, «при всех очевидных сложностях» сегодняшнее положение «дает уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития».
Как известно, в конце февраля США, Великобритания, Евросоюз и некоторые другие страны приняли ряд антироссийских мер в авиационной отрасли. В частности, ЕС запретил экспорт в РФ товаров и технологий, что используются в авиационной и космической отрасли, запрещены страхование и техобслуживание товаров, связанных с авиацией и космосом. Вдобавок были введены ограничения на полеты российских авиакомпаний. Правда, 21 июля ЕС смягчил некоторые ограничения и разрешил поставки в Россию авиационных товаров и услуг на уровне, позволяющем обеспечить стандарты Международной организации гражданской авиации.
Американская компания Boeing приняла решение прекратить техобслуживание и поддержку авиакомпаний России, а также поставлять им запасные части и комплектующие для самолетов.
По мнению авиационного эксперта, главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, в ситуации, когда наша страна и ее авиапром оказались в условиях жестких санкций, любые внешние контакты и, тем более, сотрудничество, являются полезными и взаимовыгодными.
— Пока сложно говорить, какие направления российско-иранского взаимодействия у нас будут развиваться. Да, Иран долгое время находился и находится под санкциями, но данные санкции он каким-то образом преодолел, наладил поставку запчастей к западным самолетам, обеспечил авиапарк комплектующими и ведет ремонтные работы. Конечно, для нас будет крайне интересен его опыт. Ирану это сотрудничество тоже интересно — он мог бы расширить свой опыт поставки запчастей, преодоления сложностей с нехваткой комплектующих. Более того, мы могли бы понять, какие комплектующие, запчасти мы могли бы производить — не все же необходимо закупать. Что мы можем производить на территории нашей страны. Кроме того, поскольку у Ирана отлажены какие-то технологические и логистические цепочки, то он мог бы распространить их до российской территории.
«СП»: — То есть, детали предстоящего взаимодействия широкой публике пока не слишком известны?
— Это соглашение можно назвать своего рода декларацией о сотрудничестве. Думаю, некоторые его моменты нам пока неизвестны. Позднее наверняка последуют более детальные соглашения между коммерческими субъектами, из которых станут ясны параметры сотрудничества.
«СП»: — Можно ли ожидать подписание аналогичных соглашений с другими странами?
— Полагаю, что открытые договоренности у нас будут только с теми странами, которые не боятся этого делать — скажем, по причине пребывания под санкциями, как Иран. Другие вряд ли захотят афишировать сотрудничество, чтобы не попасть под вторичные санкции. Как известно, Китаю уже грозят такими мерами за покупки нашей нефти. Возможно, с другими странами сотрудничество станет носить негласный, закрытый характер. Вряд ли это будут межправительственные договоры — скорее, между субъектами коммерческой деятельности.
Бывший замминистра гражданской авиации СССР, Заслуженный летчик СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов замечает, что контакты между двумя странами в авиационной отрасли решено наладить после визита в Иран президента Владимира Путина.
— Все-таки можно сказать, что с некоторыми важными для нас партнерами связи активизируются после попытки Запада обложить нас и ввергнуть в изоляцию. Что касается авиации, то Иран имеет долгий опыт работы под санкциями — она является рекордсменом по времени действия рестрикций, а мы — по их количеству. Иранцы могут передать нам ценный опыт, как действовать в таких непростых условиях. Надо сказать, что у них сохранились и развиваются многие авиационные технологии.
Я работал в Иране в 1990-е годы и знаю, как они действовали, какие решения принимали. У них население 90 млн. человек, страна покрыта горами и авиация для транспортной сети государства имеет ключевое значение. На момент введения санкций у них были исключительно американские самолеты, поэтому ситуация поначалу была очень сложной — запчасти им поставлять отказались, ремонтировать суда тоже, технологий лишили. Был полный разрыв.
«СП»: — Не позавидуешь, прямо скажем.
— В то время они обратились к нам за помощью. По решению правительства руководил группой наших профессионалов высококлассный специалист Александр Константинович Смолко — бывший заместитель генерального директора «Аэрофлота», инженер, профессионал высокого класса, вот кого нужно сейчас привлечь как к сотрудничеству с Ираном, так и к возрождению нашей авиации! Он жив, находится в ясном уме и добром здравии.
Тогда был образован сводный отряд из 150 пилотов и 50 самолетов Ту-154. Базировались в Мешхеде, там иранцы создали отличные условия. Взяли в «мокрый лизниг» самолеты с экипажами, инженерами и техниками. И за все время нашей работы не было ни одного летнего происшествия.
«СП»: — Какие они приняли меры в плане сохранения авиации?
— Они установили очень низкие цены на авиабилеты, поскольку был недорогой авиационный керосин — потому что нефтедобывающая страна может себе это позволить. И мы можем — снизить цену на авиабилеты хотя бы вдвое, пусть не в десять раз, как произошло тогда в Иране. И таким образом в развитие авиации у них было наложено поступление средств. В Иране накоплен ценный опыт, в некоторых моментах они даже обошли нас.
«СП»: — Какое содействие сейчас нам может оказать Иран?
— Насколько мне известно, они предлагают нам помощь в расходных материалах — авиационных шинах, тормозных колодках, которые мы не производим. Помимо этого, предложили содействие в плане деловой авиации — обслуживании этих типов самолетов. Думаю, в дальнейшем список будет пополняться.
У них есть разработки, опыт, технологии. Кстати, довольно неплохо там обстоят дела с электроникой, развито такое направление, как интерьер самолетов, производство его элементов. И еще они — одни из мировых лидеров в беспилотной авиации. Так что, поле для сотрудничества у нас довольно широкое.