Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Структурный маневр бюджета — что он даст

Михаил Делягин: на что народные деньги будем тратить?

5665
На фото: председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров и сотрудник Государственной фельдъегерской службы на пресс-брифинге, посвященном внесению в Госдуму РФ проекта "О федеральном бюджете на 2023г. и плановый период 2024 и 2025гг."
На фото: председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров и сотрудник Государственной фельдъегерской службы на пресс-брифинге, посвященном внесению в Госдуму РФ проекта «О федеральном бюджете на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025гг.» (Фото: Пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС)

Структура проекта бюджета на 2023-й и на период 2024—2025 годов показывает: его либеральные составители игнорируют не только частичную мобилизацию, но и реалии специальной военной операции, да и сам конфликт с «совокупным Западом», который не краткосрочен и точно продлится весь этот период.

Авторы бюджета остались в рамках либерального императива минимизации (в прямом смысле слова любой ценой) роли государства в экономике и, соответственно, в жизни общества.

Доходы федерального бюджета урезаются с 19,0% ВВП в 2022 году до 16,4% в 2025-м; расходы — с 19,9 до 17,1% ВВП, причем дефицит, несмотря на по-прежнему колоссальные бюджетные резервы (и явное отсутствие связи роста цен, вызванного безнаказанностью произвола внутренних и внешних монополий, с расходами государства), удерживается в пределах ничтожных 2,0% ВВП.

Реальные (с учетом роста цен, то есть дефлятора ВВП) расходы хотят снижать: после вынужденного увеличения в 2023 году на 1,7%, уже в 2024-м их намечено опустить ниже уровня 2022 года, а в 2025 году — ниже уровня 2022 года на ощутимые 5,4%.

Читайте также
РЖД пора вспомнить о паровозах РЖД пора вспомнить о паровозах Повезут ли старички-локомотивы, стоящие на запасном пути, технику и вооружение на запад?

«Бюджетное правило», пусть и модифицированное, по сути сохраняется: в бюджете будут, как до 2022 года, замораживаться колоссальные средства (939,0 млрд.руб. в конце 2023, 656.3 — в конце 2024-го, 488,5 млрд.руб. — в конце 2025 года), чтобы в следующем году быть переложенными в Фонд национального благосостояния и затем гнить и истачиваться неумолимой инфляцией уже там.

Замораживание денег налогоплательщиков в бюджете вновь, как до 2022 года, будет сопровождаться значительными займами (причем в 2024 году — и внешними). Превышение суммы новых займов над погашением старых в 2023 году составит 1,7 трлн.руб., в 2024 и 2025 — по 2 трлн.

Структура бюджета в целом инерционна и не отражает задач, стоящих перед Россией. Так, в ней нет и намека на значительные расходы на восстановление освобождаемых территорий Украины, на коренное преобразование Вооруженных сил, ВПК и науки, категорическая необходимость чего очевидна.

Более того: расходы на Вооруженные силы в 2023 году намечено сократить по сравнению с ожидаемым уровнем исполнения бюджета 2022 года в 1,44 раза — с 3,6 до 2,5 трлн. руб. И, хотя это сжатие в целом компенсируется четырехкратным увеличением «других расходов в области национальной обороны» с менее чем 0,5 до более чем 1,9 трлн.руб., понятно, что бюджетная классификация имеет смысл, и направить «другие расходы» на содержание «Вооруженных сил» трудно просто в силу элементарной финансовой дисциплины.

В целом расходы на оборону в 2023 году растут слабо — лишь на 2,9% в реальном выражении, а затем и вовсе начинают стремительно сокращаться, в 2024 отставая от 2022 на 7.6%, а в 2025 — и вовсе на 19,7%.

Похоже, отражением первоначальных планов СВО стал фантасмагорический скачок расходов на безопасность и правопорядок: в 2023 году они растут с 2,8 до 4,4 трлн.руб. — более чем в полтора раза в реальном выражении и, хоть затем и снижаются, в 2025 еще превышают уровень 2022 года почти в 1,4 раза.

Весь этот беспрецедентный за всю пореформенную историю России рост связан с ростом финансирования, как и в случае обороны, не раскрываемых «других вопросов» — более чем в 7,6 раза, с менее 245 млрд. в 2022 до почти 1,9 трлн.руб. в 2023 году с фиксацией затем выше 1,5 трлн.руб.

Вероятно, умеренное и разовое увеличение военных расходов в сочетании с долгосрочным и более значительным ростом расходов на безопасность и правопорядок выражает первоначальный план СВО по быстрому освобождению Украины от фашистов: тогда, действительно, военные задачи должны были вскоре уступить место задачам денацификации и в целом нормализации освобожденных территорий.

Но длительность боевых действий стала ясна уже к концу весны, — а проект бюджета формировался и вовсе в конце лета, когда смена базового сценария и, соответственно, ключевых приоритетов уже стала очевидна обществу и должна была вслед за ним стать не менее очевидной и бюрократии отечественной сборки.

Тем не менее структура приоритетов бюджета не отражает реальность, очевидную задолго до его разработки и тем самым делает бюджет контрпродуктивным, обрекая его на коренную переделку по ходу исполнения, что всегда ведет к излишним расходам и болезненным ошибкам, которые ничего не стоило избежать на стадии планирования.

Поэтому надо увеличить на 1 трлн.руб. в каждый год финансирование обороны в широком смысле, включая модернизацию и армии, и ВПК, и науки, а также социального обеспечения военнослужащих, ветеранов и членов их семей.

Скачок расходов на оборону, безопасность и правопорядок «куплен» резким — с 4,3 до 3,5 трлн.руб. — сокращением расходов на экономику, которое в реальном выражении составило по отношению к уровню 2022 года 21,4% в 2023 и увеличилось до 25,7% в 2025.

Учитывая задачи мобилизации и модернизации экономики в условиях стремительного развертывания небывалого по своей разрушительности глобального экономического кризиса, это сокращение недопустимо.

Наряду с оздоровлением механизмов стимулирования экономического развития, создания новых производств и применения новых технологий, направляемые на мобилизацию экономики средства бюджета надо увеличить на 1 трлн. руб. в каждый год.

Важным представляется и резкое сокращение в 2023 году расходов на общегосударственные нужды, вызванное вынужденным сокращением международного сотрудничества (в 2,3 раза, на 336,6 млрд. руб.) и урезанием резервных фондов правительства в 3,4 раза (на 454,4 млрд.руб.). Последнее в условиях общей неопределенности — признак не имеющего оправдания благодушия.

Проект бюджета предусматривает рост расходов на социальную политику: в 2023 и 2024 они превысят уровень 2022 года на 9,9% и 5,2% в реальном выражении и лишь в 2025 году станут на 1,0% ниже. Из всех укрупненных статей расходов социальная политика является максимальной (ее доля в расходах устойчиво выше 25%), поэтому проект бюджета является прежде всего социальным.

Читайте также
Почему хлеб в России дорожает, как в Европе? Почему хлеб в России дорожает, как в Европе? Чиновники и пекари поднимают цену «народного батона»

Но рост социальных расходов в основном (на 418,4 из 889,8 млрд.руб. прироста) вызван увеличением дотаций Пенсионному фонду — наглядным выражением краха пенсионных реформ и в целом политики выталкивания России в «тень» при помощи фактического введения налога на бедность (из-за чего люди не платят пенсионных взносов, обеспечивая неумолимо расширяющуюся, несмотря на урезание пенсионных гарантий, дефицитность пенсионной системы).

Планы сокращения дотирования Пенсионного фонда в 2024—2025 годах выглядят так же неправдоподобно, как и все предыдущие планы такого рода, — если, конечно, не предположить нового витка людоедской практики неуклонной отмены пенсионных прав граждан России.

Другим основным направлением прироста социальных расходов является скачок расходов на охрану семьи и детства в 2023 году сразу на 27% - на 424,9 млрд.руб. — с закреплением затем на уровне свыше 2 трлн. (с увеличением доли в общих расходах федерального бюджета с 5,7% в 2022 до 6,9% в 2023 и 7,5% в 2025 году). Остается надеяться, что эти средства пойдут в прямом смысле на защиту семьи и детства.

Однако единственной укрупненной статьей расходов бюджета, не только доля которой в его общих расходах (с 5,1% в 2022 до 6,8% в 2025 году), но и финансирование которой в реальном выражении неуклонно растет весь период до 2025 года, является обслуживание госдолга.

Реальные расходы на него выше уровня 2022 года в 2023 — на 4.6%, в 2024 — на 7.7%, а в 2025 году — уже на 19,6%.

Это значит, что выкармливание финансовых спекулянтов средствами российских налогоплательщиков при помощи все новых заведомо ненужных займов и аккуратного обслуживания госдолга в отношении стран, замораживающих и конфискующих российские активы, является одним из главных приоритетов бюджетной политики либералов, управляющих федеральным бюджетом.

Это положение, как и в целом сохраняющийся отказ от политики развития, абсолютно неприемлем и подлежит немедленной отмене.

Последние новости
Цитаты
Олег Царев

Политик, общественный деятель

Николай Бондаренко

Депутат Саратовской областной думы от КПРФ

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня