Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Проблемы ВПК
29 июня 2023 08:41

В небо идут одни «старички»: Вертолетный парк в России скоро на пенсию уйдет

Более 70% гражданских машин в РФ старше 25 лет, но компании не спешат покупать новые

6073
В небо идут одни "старички": Вертолетный парк в России скоро на пенсию уйдет
Фото: DPA/ Global look Press
Материал комментируют:

В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) заявили, что российский флот вертолетов гражданского назначения значительно изношен, поэтому чтобы исправить ситуацию, в 2023—2025 годах отечественной авиации потребуется около 219 новых машин.

«Около 70% от общего числа вертолетов, эксплуатируемых в России, старше 25 лет, поэтому в ближайшие годы они будут постепенно выбывать из эксплуатации и замещаться новыми машинами. По оценкам экспертов, высокий износ российского парка приведет к ежегодному выбытию до 86 вертолетов, 81% из которых составят тяжелые воздушные суда. Ожидается, что в 2023—2025 годах российской авиации потребуется около 219 вертолетов легкого, среднего и тяжелого классов», — отмечается в материалах ГТЛК.

В компании считают, что необходимо реализовывать меры по стимулированию продаж новых отечественных вертолетов для постепенного вывода из авиапарков иностранных машин, снижения среднего возраста действующего воздушного флота и повышения безопасности полетов.

Читайте также
Вылет отменяется: Хельсинки закрывает транзит для русских в Европу Вылет отменяется: Хельсинки закрывает транзит для русских в Европу С. Обухов: решим вопросы на Украине, дойдем и до финнов

«Стимулировать спрос на новые российские вертолеты помогут инвестпроекты ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В феврале 2023 года правительство РФ утвердило паспорта двух проектов по обновлению вертолетного парка российских авиакомпаний (предусматривает поставку 86 бортов), а также по поставке воздушных судов Дальневосточной авиакомпании, в том числе 21 вертолета Ми-171А2 и Ми-171А3», — говорится в отчете.

Согласно утвержденной правительством РФ комплексной программе развития авиатранспортной отрасли, в период 2023—2030 годов будет выпущено 673 российских вертолета. Прогнозируется, что большая часть новых машин придется на вертолеты Ми в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ. При этом в мае 2023 года Минпромторг России предложил увеличить количество планируемых к поставке до 2030 года российских вертолетов еще на треть.

Несмотря на утверждения ГТЛК главный редактор портала Avia.ru Network, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы РФ Роман Гусаров рассказал, что, в отличие от самолетостроения, в России есть даже избыток мощностей по производству вертолетов. Проблема в том, что из-за сократившегося числа заказов на авиационные работы, в том числе за рубежом, на них упал спрос. Решить проблему мог бы госзаказ и субсидии на лизинг, которые делали бы его более приемлемым с экономической точки зрений.

— Производственные мощности нашей промышленности в том, что касается вертолетов, сегодня заметно превышают спрос. Они выпускают вертолеты в том количестве, на которое у них есть заказ. Если объем заказов будет больше, они могут выпустить и больше продукции. Поэтому 200 с лишним вертолетов к 2025 году — это не так уж много. Промышленность может выпускать и больше.

Но во всей этой информации несколько смущает то, что она исходит от ГТЛК, но не от самих компаний и предприятий. Получается, что поставщики вертолетов говорят о дефиците и необходимости их обновлять, но сами предприятия об этом не говорят. Их вполне устраивает тот парк, который у них есть и который они эксплуатируют.

Наверное, они хотели бы его обновлять с более высокими темпами, но условия, на которых им предлагают эти вертолеты, чисто экономически не стимулируют спрос. Поэтому пока инициатива больше идет от производителей, которые хотели бы загрузить свои мощности, а не от покупателей.

Повторю, я не слышал, чтобы предприятия заявляли о большом дефиците парка и новых вертолетов. Одно дело — расчеты государственных мужей, которые, в том числе, представляют ГТЛК, и другое — потребности коммерческих предприятий. Тем более, что 20 лет — это не такой уж большой срок для вертолетов, которые регулярно обслуживаются и ремонтируются. Такие машины могут летать еще много лет.

«СП»: Так есть этот дефицит или нет?

— Смотря как считать износ вертолетов. Чисто балансово он есть. Но технически в авиации есть только два состояния у воздушного судна — либо оно находится в летной годности, либо нет, и на нем летать нельзя. Если оно годно, значит, оно соответствует всем требованиям технического состояния.

Тут надо еще учитывать и вопрос стоимости.

Нужно понимать, что вертолеты в основном используются при каких-то авиационных работах и должны себя окупать. Это достаточно дорогостоящая в эксплуатации штука, один час полета обходится очень недешево. Эксплуатанты техники часто говорят, что когда начинаешь считать экономику, получается, что летать на старом вертолете сильно дешевле, чем на новом. А им ведь нужно дебет с кредитом сводить, особенно сейчас, в непростые времена.

Если появятся более интересные для них предложения, возможно, с льготными дотациями или субсидиями, они даже при повышении стоимости будут готовы брать новые вертолеты в большем количестве. Пока же они предпочитают летать на том парке, который уже имеется.

«СП»: Значит, чтобы загрузить производственные мощности, нужен госзаказ?

— Да, в том числе. Как работает ГТЛК? Она получает финансирование, приобретает вертолеты, ставит себе на баланс, а потом передает в лизинг авиапредприятиям. Чем больше она их передает, тем больше ее доходы. Кроме того, она, по сути, формирует портфель заказов для промышленности.

Читайте также
Мощность, двигатель, захват: На что обратить внимание при покупке газонокосилки Мощность, двигатель, захват: На что обратить внимание при покупке газонокосилки Рассказываем, какой агрегат купить, чтобы газон на даче был ровным, как футбольное поле в Англии

Но у авиапредприятий другая ситуация. Они с удовольствием брали бы больше вертолетов, но только если лизинговая ставка будет подъемной. Потому что в случае со старыми вертолетами они зачастую вообще уже выплатили всю остаточную стоимость, и, естественно, летать на них выгодней.

Тем более, что роста авиационных работ у предприятий мы не наблюдаем. Если раньше наши вертолетные компании оперировали по всему миру, а не только в России, то сейчас очевидно, что рынок сузился. Поэтому производство 600 вертолетов до 2030 года — это вполне реальный и сравнительно небольшой объем. В лучшие годы наша промышленность выпускала до 300 вертолетов в год.

Правда, есть и ограничивающие факторы. Если раньше на вертолеты Ми-8 ставились двигатели украинского производства, то сейчас — только российского, а выпуск этих двигателей, насколько я понимаю, пока ограничен и не даст сильно нарастить объемы производства. Но, как я уже сказал, и спроса такого нет.

«СП»: А экспорт тоже не может загрузить производственные мощности или теперь наши вертолеты не востребованы за рубежом?

— ГТЛК не приобретает вертолеты на экспорт, он проходит черед другие структуры. Но могу сказать, что вертолеты семейств Ми-8 и Ми-17 — самые распространенные в мире. У них огромный парк, который эксплуатируется и у нас, и за рубежом. Но я не готов сказать, сколько машин мы поставляет на экспорт сегодня.

В любом случае, та ситуация, о которой говорит ГТЛК, касается исключительно внутреннего гражданского рынка. Будет заказ на 600 — вертолетов, замечательно, промышленность их легко сделает и передаст.

Но разговоры об износе, основываясь только на возрасте парка, с авиационной точки зрения неправильны. Вертолеты и самолеты могут летать по 40 лет и находиться в прекрасном состоянии. Все зависит от эксплуатации, налета и технического сопровождения. Вертолет, который летает без остановки, может выработать свой ресурс уже через 10 лет, а тот, который летает от случая к случаю вполне может прослужить в три раза дольше. Мне кажется, эти аргументы не коррелируются с реальной эксплуатацией.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Олег Смолин

Депутат ГД РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня