Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
29 августа 2023 20:04

Летающие горы золота: SJ-100 впервые взлетел с рядом отечественных систем

Импортозамещенный «Суперджет» совершил первый полет, но пока с иностранным двигателем

12833
На фото: опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный Производственным центром ПАО "Яковлев", во время первого полета.
На фото: опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный Производственным центром ПАО «Яковлев», во время первого полета. (Фото: Пресс-служба ПАО «ОАК"/ТАСС)
Материал комментируют:

Опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100 с импортозамещенными системами совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре, сообщил Минпромтрог. Первый полет продолжался 54 минуты, он прошел на высотах до 3000 метров и скоростях до 343 километров в час.

«В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета. Первый полет „Суперджета“, созданного по программе импортозамещения систем и компонентов — успех многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей», — отметили в министерстве.

Экипаж также проверил систему автоматического регулирования давления в кабине, произвел «посадку на облако» и уход на второй круг.

«Российским разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолет собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и многие другие», — заявил вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров, слова которого приводятся в сообщении.

Читайте также
Чем меньше людей доживает до пенсии, тем эффективнее смотрится пенсионная реформа Чем меньше людей доживает до пенсии, тем эффективнее смотрится пенсионная реформа Задержки пенсий и социальных выплат под разными предлогами потихоньку превращаются в норму

Всего на импортозамещенном лайнере заменили около 40 систем и агрегатов. Хотя это заметный прогресс по сравнению с первоначальной версией самолета, где доля иностранных комплектующих составляла 70−80%, один из самых важных компонентов — двигатель — еще не заменили на отечественный. На первом опытном образце были установлены прежние франко-российские двигатели SaM146. Как пояснили в Объединенной авиастроительной корпорации, это сделано для «ускорения программы испытаний». Отечественный двигатель ПД-8 получит только второй образец, который должен быть готов в ближайшее время.

Как сообщил замгендиректора ОАК по гражданской авиации, глава ПАО «Яковлев» Андрей Богинский, от эскизного проекта до первого полета прошло четыре года — это близко к рекорду. При этом, как писали СМИ, разработка этого самолета обойдется в 120−130 млрд руб. В эту сумму входит и создание российского двигателя ПД-8, получение сертификата на него ожидается в сентябре этого года. К этой немалой сумме нужно добавить и средства, которые были затрачены на разработку изначального «Суперджета», а это, по некоторым оценкам, еще как минимум 100 миллиардов рублей.

По планам Минпромторга, первые SJ-100 должны поступить в серийное производство уже через полтора года, однако опрошенные «СП» эксперты считают, что о сроках говорить пока рано, сначала нужно решить вопрос с импортозамещением остальных комплектующих самолета.

— Я не стал бы измерять степень готовности «Суперджета» в процентах, это очень непросто, — пояснил эксперт комитета Государственной думы по транспорту, главный редактор портала Avia.ru. Роман Гусаров. — Надо понимать, что это определенный этап на пути к полному стопроцентно замещенному SJ-100, который должен через полтора года или чуть меньше пойти в серийное производство. Да, можно было бы ждать, пока будут готовы все отечественные системы, включая двигатель, и только тогда начать его испытания. Но было принято решение разделить этот процесс на этапы.

Сейчас взлетел самолет первого этапа с определенным количеством отечественных очень важных систем. Это и авионика, то есть вся система управления воздушным судном, и система кондиционирования воздуха. Это не просто кондиционер, а вся система воздуха, которым мы дышим в самолете, температурный, влажностный режим, давление и так далее.

Было принято решение начать испытания сейчас, а потом по мере подготовки оставшихся систем дополнять ими опытные самолеты. На завершающем этапе это будет полностью импортозамещенный самолет. Ожидается второй «Суперджет», который также будет принимать участие в испытаниях и сертификации, на нем будет установлен отечественный двигатель ПД-8, и оставшиеся компоненты и системы. Поставлена цель, и ОАК к ней идет, это хорошо.

«СП»: Есть ли шанс, что самолеты действительно можно будет запускать в производство через полтора года, если двигатель еще не готов?

— По имеющейся информации, некоторое количество опытных двигателей уже произведено, они испытываются на летающей лаборатории. Двигатель должен быть сертифицирован сам по себе, это достаточно сложный процесс. Будем надеяться, что все расчетные характеристики он покажет, включая надежность.

Разумеется, если возникнут какие-то проблемы, а такое бывает, это техника, тогда сроки сдвигаются. Но не надо ругать разработчиков, ведь конечная цель — создать надежный двигатель с хорошими характеристиками, чтобы он соответствовал будущей коммерческой эксплуатации и всем требованиям. Если нужно для этого отложить сроки, лучше это сделать. Речь ведь идет о безопасности. Нам спешка не нужна. Нам не нужно гнаться, как в советское время, создать продукт к какому-то съезду партии и получить награды. Нам нужно в итоге получить хороший надежный продукт. Поэтому будем ждать. Я знаю, что в ОАК интенсивно работают над этим двигателем. Дорогу осилит идущий.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов настроен более скептически, но также считает, что проект нужно доводить до конца, иначе затраченные на него огромные средства окажутся выброшенными на ветер.

— Информация, которую дал Мантуров, относительно SJ-100, оптимистичная. Но отмечу, что ни одни сроки в авиастроении, определенные соответствующими решениями, не выполнялись ни разу. Мантурову у нас никто не верит, ибо ни одно обещание, связанное с авиастроением, не выполнено, ни одна программа не доведена до конца. Надеемся, что на этот раз информация будет компетентной.

Но сам факт испытаний SJ-100, если это правда, говорит о том, что сделан очень серьезный практический шаг по импортозамещению комплектующих «Суперджета». Он имел до 85% западных комплектующих, включая двигатель. И несмотря на это, Мантуровым и прочими объявлялся, как достижение нашего авиастроения. Они мололи языками так, что весь мир от этого самолет отвернулся, и сейчас он эксплуатируется только в наших авиакомпаниях.

Привязанность всех наших министров к западной технике, жесткая ориентация на Boeing, Airbus и западные комплектующие привели к тому, что мы и имеем в самолетостроении сегодня. А именно, жалкую картинку умышленного разрушения нашей авиастроительной отрасли последние 30 лет такими как Мантуров и другими чиновниками. Такой трагический ситуации мы не переживали за 100 лет нашего авиастроения.

Возвращаясь к SJ-100, то, что этот самолет взлетел и продержался в воздухе почти час, указывает на то, что и этот лайнер, и его отечественные комплектующие способны заместить западные системы, которыми он был напичкан. Однако этот факт сложно назвать выдающимся. Во-первых, там еще большое количество комплектующих, которые нужно менять. Во-вторых, нам еще нужно наладить массовый выпуск комплектующих, с которыми он взлетел. А это очень большой путь, который нужно пройти.

«СП»: Сколько времени на это уйдет?

— Каждая деталь должна быть сертифицирована, только после этого можно будет начать массовое производство и установку на отечественные самолеты. А это очень длительный процесс. То, что сейчас самолет взлетел, с одной стороны, значит многое, а с другой — пока не значит ничего. Нужно проделать анализ всех комплектующих в лабораториях и сертифицировать их. Но в практике не бывает, чтобы при сертификации что-то не браковалось. Здесь же много новых комплектующих, разные системы, и электронные, и механические, и радио. Посмотрим, как все это пройдет сертификацию. Вот когда это случится, можно будет оптимистично заявлять о каких-то сроках.

Читайте также
Американцы через 3 года обещают поднять в воздух принципиально новый самолет Американцы через 3 года обещают поднять в воздух принципиально новый самолет Стартовала разработка военно-транспортного самолета интегральной компоновки — заправщика, «грузовика», а может и пассажирского

Пока же чтобы Мантуров в очередной раз нас не обманывал, он должен бы говорить не о сроках и о том, что мы завалим страну самолетами к такому-то числу, а говорить о том, что мы к определенным сроком подойдем к сертификации. Которой, к счастью, занимается не он, а специальные государственные службы, где работают крутые профессионалы.

Еще один момент, который необходимо отметить — речь пока не идет о стопроцентном оборудовании «Суперджета» нашими деталями. Еще идет работа над оставшимися, и это важнейший нюанс. Предположим, 80% комплектующих будут отечественными и сертифицированными, а 20% останутся западными. Этот самолет все равно не будет полноценным. Никто же не отменял санкции против нашей экономики и запрет на поставку запчастей. Самолет не может летать, не укомплектованный полностью отечественными деталями.

Мантурову надо было проинформировать общественность о том, как идут дела с остальной частью западных комплектующих, которые должны быть заменены. Надеюсь, что он на то и министр с самой высокой зарплатой, чтобы сделать SJ-100 самолетом, которым будут восхищаться все страны, а не плевались в его строну на протяжении десятилетия, хотя по стоимости он уже золотой.

Пока горы золота, потраченные на этот самолет, дают отрицательный результат. Но на этот проект потрачено столько бюджетных денег, что сворачивать с пути и прекращать его выпуск ни в коем случае нельзя. Нужно доводить его до ума, и все будет нормально. Сейчас первый шаг сделан, и это хорошо. Будем надеяться, что указания президента по импортозамещению министр и зампредседателя правительства Мантуров, наконец-то, выполнит. В противном случае он должен по-мужски написать рапорт об отставке.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня