Состояние богатейших россиян с начала года выросло на 21,12 млрд долларов. Это следует из свежего «Индекса миллиардеров», который опубликовало агентство Bloomberg. Рейтинг состоит из 500 богатейших людей мира. В него входят и 24 гражданина РФ, их общее состояние на 2 октября составляет 295,04 млрд долларов. Индекс рассчитывается на базе стоимости акций компаний, в которых миллиардеры владеют долями, и ряда других параметров.
По подсчетам Bloomberg Billionaires Index, больше всего с начала года разбогател основатель «Лукойла» Вагит Алекперов — он заработал 6,4 млрд долл. и увеличил свое состояние до 21,8 млрд долл. В целом он занимает четвертое место среди российских миллиардеров.
Следующий по успешности в 2023 году — председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин. Его капитал вырос на 3,42 млрд долл. до 23,3 млрд (общее третье место). Сооснователь компаний «Еврохим» и СУЭК Андрей Мельниченко заработал 3,04 млрд долл., его состояние составляет 16,2 млрд (седьмое место рейтинга).
Богатейшим из российских бизнесменов остается один из владельцев «Норникеля» Владимир Потанин, хотя он с начала года даже «обеднел» на 210 млн долл. Но у него все равно остается еще 28,4 млрд. Также в десятке — совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон (27,3 млрд долл.); основной акционер «Металлоинвеста» и «Мегафона» Алишер Усманов (18,2 млрд долл.); основной бенефициар «Северстали» Алексей Мордашов (18,2 млрд долл.); совладелец «Новатэка» и «Сибура» Геннадий Тимченко (14,6 млрд долл.); Михаил Прохоров с его группой «Онэксим» (14,3 млрд долл.) и основатель компании «Альфа-групп» Михаил Фридман (12,1 млрд. долл.)
Наибольшие убытки, по информации Bloomberg, понес Сулейман Керимов, чье состояние уменьшилось на 1,48 млрд долл. до 7,52 млрд.
Получается, что несмотря на трудности в российской экономике и санкции, которыми обложили значительную часть российских предпринимателей, в целом у миллиардеров все очень даже неплохо. Они не только не обеднели, но даже продолжают наращивать свои капиталы. Всего в России, по оценкам Bloomberg, 110 миллиардеров, и их совокупное состояние немного превышает 505 млрд долларов.
Возникает закономерный вопрос о том, не должны ли олигархи в непростой для страны ситуации слегка поумерить аппетиты и согласиться на увеличение налоговой базы. Например, Владимир Путин на одном из недавних совещаний правительства, посвященном ценам на топливо, говорил о том, что цены на бензин, растут, в том числе, из-за аппетитов компаний.
«С компаниями надо плотнее работать, чтобы они тоже свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и для нас важна — это курица, которая приносит золотые яйца, мы должны бережно к ним относиться, все понятно. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы попросил вас более оперативно», — подчеркнул президент.
Не случайно больше всего в этом году разбогател владелец «Лукойла» Вагит Алекперов. Тем не менее, пока что о серьезном пересмотре налогов для крупного бизнеса, не говоря уже о прогрессивной шкале налогов, речи не идет. Все, о чем удалось договориться с предпринимателями — это налог на сверхприбыль за прошлые годы или так называемый windfall tax. По задумке правительства он должен принести около 300 млрд руб. в казну. Но, как пояснил «СП» экономист, глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич такую меру предложил сам крупный бизнес, чтобы раз заплатить и продолжать получать доходы по-старому.
— Рост капиталов на 21 млрд долларов — это не такие значительные изменения, к тому же, нужно понимать, что это не живые деньги, а капитализация, акции компаний, — рассказал Бунич. — Прямой связи между состоянием российской экономикой и капитализацией крупнейших компаний нет. Конечно, есть косвенные пересечения, но сказать, что если у российских компаний выросла капитализация, то улучшилось состояние нашей экономики, нельзя. Все может быть и наоборот.
Эти показатели говорят просто об уровне цен на мировых сырьевых рынках. Кто является нашими миллиардерами? В основном это те, кто связан с сырьем. Почти на всю продукцию российского экспорта цены выросли или сохраняются высокими. Цена этих активов зависит только от рыночной конъюнктуры.
Если бы в России проводился курс на изъятие собственности, у миллиардеров могли бы уменьшиться активы. Но этого нет, поэтому с какой стати их активам дешеветь? Они не растут заметно, но и не падают. Ничего принципиального не произошло, как они владели набором активов, так и владеют.
«СП»: Допустим, заметного роста не произошло, но, получается, и падения из-за санкций тоже нет?
— Какие-то их активы могут быть заморожены, но они, скорее всего, продолжают учитываться в рейтинге Bloomberg. На самом деле это отдельная тема для разговора — кто контролирует эти активы. Например, если Фридман сидит в Лондоне с ограничениями, они все равно считают его миллиарды. Это же касается и других олигархов, у которых собственность не изъята, а заблокирована. То, что многие активы фактически находятся под контролем Запада, очевидно. По сути, они уже не принадлежат тем российским миллиардерам, на которых они записаны. Но это отдельный разговор, на рейтинге миллиардеров это не сказывается.
«СП»: А что могло бы повлиять на стоимость их активов?
— Первое — это изменение структуры собственности, если бы российское правительство начало серьезные акции по изъятию имущества. Это обвалило бы цену активов, потому что все поняли бы, что их могут забрать. Но этого нет, значит, падать им нечего.
Второе — это конъюнктура. А она после начала СВО была даже лучше, чем до нее. Операционная прибыль российских сырьевых компаний очень высока. Наоборот, основная часть наших компаний традиционно недооценена по сравнению с западными аналогами. Так что в этом смысле наши миллиардеры чувствуют себя вполне хорошо, а вот кто там их контролирует — это вопрос не этого обсуждения.
«СП»: Если у миллиардеров все хорошо, не пора ли вернуться к вопросу о пересмотре налоговой базы? Или единоразового налога, который должны заплатить предприятия в этом году со сверхприбыли, достаточно?
— Я считаю windfall tax очень вредным действием. Даже сам вице-премьер Белоусов это признает. Этот налог придуман Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Для чего? Чтобы не дать возможность осуществлять налоговую реформу, которую нужно было внедрять с первого дня специальной операции. Мы должны были приспособиться к жизни в новых условиях.
Все наше налогообложение сегодня построено таким образом, что зависит от внешнеэкономической деятельности. Так сложилось за 20 с лишним лет. Но это работало в мире глобализации. В рамках этих процессов у нас даже ликвидировали Министерство внешней торговли. Мы входили в мировое сообщество и подстраивали под это налоговую и финансовую системы. Но эта история закончилась. Деглобализация во всем идет давно даже без СВО. А сейчас мы еще и оказались под санкциями.
Существующая система не вписывается в текущие реалии. Налоги должны быть привязаны к другим факторам. Это тоже отдельный большой разговор, но ясно, что создавать другую налоговую систему нужно. Вот только делать этого никто не хочет. Структура налогов не меняется. Это создает множество проблем и перекосов.
Да, явочным порядком какие-то налоги повышаются. Но это просто подтяжка в рамках старой структуры. Многие компании должны больше работать на внутренний рынок, избавиться от зависимости от внешних факторов.
Windfall tax ничего нам не дает. Это всего лишь какие-то 300 миллиардов рублей (всего 3 млрд долларов). Да и то, перечислять эти деньги будет кто хочет, по непонятным критериям. Этот налог нужно платить, только если хорошая конъюнктура, а если она станет плохой? Тогда миллиардеры вообще смогут ничего не платить.
В нынешнем виде это разовая, необоснованная акция. Миллиардеры при таком раскладе выглядят чуть ли не пострадавшими, потому что нет четких критериев. Например, кто-то много заработал в прошлом году, но до этого он же много и вложил. Почему с него нужно брать дополнительные налоги?
Подобные вещи только дают чиновникам коррупционный механизм, но никак не решают вопрос общего налогообложения. Повторю, я считаю, что эта инициатива нужна крупному бизнесу именно для того, чтобы увести обсуждения от реального изменения налоговой системы.