Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Россия может пролететь с пилотами, но Аэрофлот уверяет, что всё под контролем

Эксперты рассказали, чего ждать от воздушных перевозчиков

3899
Россия может пролететь с пилотами, но Аэрофлот уверяет, что всё под контролем
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Материал комментируют:

«Аэрофлоту» пришлось отменить несколько десятков рейсов из Шереметьева. Эту информацию подтверждало онлайн-табло.

Источники в авиакомпании начали сообщать о том, что столкнулись с дефицитом доступных экипажей для уже спланированных рейсов. Причина, по мнению некоторых источников — пиковый период в связи с окончанием календарного месяца, когда норма по налету в 90 часов у многих пилотов уже исчерпана.

Правда, «Аэрофлот» откликнулся сразу: там заявили, что авиакомпания «обладает достаточным количеством экипажей для выполнения программы полетов в полном объеме, объединение ряда рейсов связано с производственными причинами, а не с дефицитом кадров».

Читайте также
Естественная убыль: Российские самолеты стали «уставать», моторы беспокоят Естественная убыль: Российские самолеты стали «уставать», моторы беспокоят Российский авиапарк будет «таять» на 3% в год, если не будет обновления

Что на самом деле происходит с пилотами в «Аэрофлоте» и почему к концу месяца их зачастую не хватает? С этим вопросом мы обратились к главному редактору портала AVIA.RU Роману Гусарову.

— Дефицит пилотов может быть локальным и иногда возникает в пик перевозок. Этот период приходится в основном на июль-август, когда в «Аэрофлоте» — максимальное количество полетов. В этом году работы прибавилось: +7,5% перевозок к предыдущему году. В такой пиковой ситуации и в августе может возникнуть локальный дефицит пилотов.

«СП»: Достаточно сейчас пилотов в «Аэрофлоте»? Некоторые летчики рассказывали о планах перейти в другие авиакомпании в связи с сокращением числа бортов.

— Начнем с того, что пилотов надо готовить годами: 5 лет обучение, потом надо полетать стажером, вторым пилотом, чтобы набраться опыта. Второе — это зарплата, которая зависит от часов налёта. И вот увидите: август закончится, и многие пилоты будут «на земле», потому что количество перелетов сократится. Раскрою секрет: у летчиков зарплата зависит от часов налёта.

Есть минимальная ставка, все остальное — число налетов. Максимума зарплата летчика гражданской авиации достигает в июле-августе, когда число часов налета превышает 90. В октябре будет меньше ровно вполовину. С началом месяца все пилоты как раз заинтересованы в увеличении часов налета, сегодня экипажи укомплектованы полностью, — резюмирует эксперт.

Вместе с тем, ситуацию с пилотами в России простой не назовешь. Гражданской авиации пришлось пройти через годы потерь. Сыграла роль и «приземлившие» самолеты пандемия ковида, и закрытое для российских авиакомпаний с февраля 2022-го небо десятков стран. Государственные меры поддержки позволили сохранить летный состав. Однако участники рынка не исключают его дефицит в ближайшие годы.

— Однажды я был свидетелем экстренной посадки: выяснилось, что второму пилоту стало плохо из-за переутомления… Все это действительно началось в 2022 году после пандемии. А когда закрыли небо над Европой, некоторые летчики начали искать работу в зарубежных авиакомпаниях. А тут еще Росавиация потребовала подтверждения квалификации.

Отток пилотов действительно был, людей за штурвалом не хватало, — рассказал «СП» кандидат технических наук, независимый эксперт Фонда «Сколково» Вадим Лукашевич. По его словам, главное сейчас — подготовить достаточное количество собственных специалистов.

— Бывает, что летные лицензии аннулируются. Летчики не чувствуют своей нужности. И многие действительно выбирали зарубежные авиакомпании. Выход вижу в том, чтобы начать ускоренную подготовку собственных кадров летчиков и вернуть в Россию тех, кто летает за рубежом. Но «в лоб» это не решишь, нужны время и стратегия, — считает Лукашевич.

Вопрос о сохранении летного состава был поднят на встрече премьера Михаила Мишустина и главы Росавиации Дмитрия Ядрова. Было заявлено, что сейчас власти России работают над сохранением летного состава. Решили сделать приоритетом и восстановление учебно-тренировочных самолетов и повышение зарплат инструкторам.

Важный вопрос — цена на авиабилеты. Кажется, найден оптимальный выход: в стране перестраивается карта перелетов — это удешевит их. Прямые рейсы из одного региона в другой снизят нагрузку на Московский авиационный узел. В идеале мы должны летать с минимумом пересадок.

Справится ли с новыми нагрузками региональная авиация и как новшества отразятся на стоимости билетов?

— Взят курс на децентрализацию перевозок, — поясняет Роман Гусаров. — Региональная авиация начала «сдуваться» на глазах, надо было срочно принимать меры.

Читайте также
Россияне расхотели делать деньги. Почему сегодня предпринимателям страшнее, чем в 90-е Россияне расхотели делать деньги. Почему сегодня предпринимателям страшнее, чем в 90-е Дмитрий Аграновский: Мир бизнеса очень жесток по отношению к «мелкой рыбёшке»

В то же время Москва буквально задыхалась, аэропорты были перегружены. Теперь летать на зарубежные курорты смогут и из Самары, и из Ульяновска, и из Новосибирска, других городов. Тут важен и экономический эффект: маршрут короче — билет дешевле.

«СП»: Но согласитесь: когда из Москвы в Анталью летит борт, на котором 200 человек, билет там будет дешевле, чем на рейсе из Самары в Анталью, где заполнено всего 20 кресел.

— Сейчас такие перелеты субсидируют регионы, поэтому цены не взлетят до небес. Работает программа софинансирования: дополнительные средства выделяют государство плюс регион. Предусмотрены скидки для льготников. Например, билет из Москвы во Владивосток дорогой, но он будет намного дешевле для студентов, пенсионеров, инвалидов.

Все это еще и развивает туристическую инфраструктуру. Задача местных турагентств — собрать достаточное число клиентов для перелета.

«СП»: На сколько выросли цены на авиабилеты в этом году и каковы перспективы?

— Сейчас, в разгар туристического сезона, цены растут. По данным Росстата, за первое полугодие по сравнению с таким же периодом 2023-го билеты подорожали на 17%. Но, по моим прогнозам, до конца года цены немного просядут. Хотя от инфляции никуда не денешься.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня