Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Ни один из «1000 самолетов» не успел к Владимиру Путину на ВЭФ-2024

На острове Русский обсудят, почему все производители гражданских лайнеров дружно улетели вправо

69468
Ни один из «1000 самолетов» не успел к Владимиру Путину на ВЭФ-2024
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Материал комментируют:

Остров Русский во Владивостоке на этой неделе стал центром экономического притяжения Евразии — 3 сентября открылся девятый Восточный экономический форум (ВЭФ-2024). Он соберёт более 6 тысяч делегатов из 76 стран для участия в сотне тематических дискуссий и множестве бизнес-диалогов. Кульминацией форума станет пленарное заседание с Владимиром Путиным, которое откроется 5 сентября в 8.00 (мск).

Одним из самых интригующих сюжетов ВЭФ может оказаться серьёзный разговор о том, что происходит с нашим авиапромом.

Читайте также
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант Airbus и Boeing наблюдают за самолетом, который делают в КНР, но реально опасаются нашего МС-21

Два года назад, на ВЭФ-2022 в достаточно оптимистичном ключе презентовали программу «1000 самолётов». Официально этот документ называется Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли РФ на 2022−2030 годы.

Программой предусматриваются поставки российским авиаперевозчикам 1036 отечественных самолётов. Среди них: 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21−310, 70 единиц Ил-114−300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96−300, 140 единиц ТВРС-44 «Ладога», 178 единиц Л-410 и 154 единицы «Байкал» (ЛМС-901).

Это всё — до 2030 года. Время, конечно же, ещё есть.

Но пока ни один самолёт не поставлен, хотя в 2024 году в рейсы должны были выйти, к примеру, 12 бортов SSJ-NEW, а производство Ту-214 предполагалось вывести на уровень более 10 бортов в год.

На ВЭФ-2022 заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров отметил, что государство поставило задачу сделать наш авиапарк на 81% отечественным. Но с тех пор все без исключения участники программы заявили о переносах сроков вправо, а разработчики «Байкала» к тому же ошеломили ценой на новый самолет для местных линий: современный «кукурузник» будет стоить в 50 раз дороже, чем подержанные Ан-2, на смену которым он готовится прийти.

О том, на сколько же лет (или уже десятилетий?) вправо сдвигается программа «1000 самолётов», и почему так происходит — «Свободной Прессе» рассказал руководитель аналитического центра Государственного НИИ гражданской авиации, главный эксперт института транспорта ВШЭ Фёдор Борисов.

«СП»: Фёдор Андреевич, какие претензии можно предъявить к отечественным авиастроителям?

— Самолет — самый сложный среди всех видов серийно производимой техники. Для того, чтобы создать самолёт в условиях тех санкционных ограничений, с которыми столкнулась Россия, — нужно заместить все технологические цепочки. Это требует большого времени.

Поэтому если и предъявлять кому-то претензии, то только тем, кто связывал с реализацией программы завышенные ожидания, поддавался избыточному оптимизму.

Эксперты ещё в 2022 году понимали, что так быстро в условиях, когда все комплектующие нужно учиться делать самим, — не получится.

А план, который представили в 2022 году, готовился еще до СВО, когда речь шла о добровольном импортозамещении — по мере возможности, а — не о вынужденном.

«СП»: Но этот план утверждался уже в ходе СВО, в сентябре 2022 года.

— Не все понимали масштаб проблем. В производстве только одного бортового компьютера для МС-21 должны были участвовать более 20 основных поставщиков. Это — только основные, а у них ещё тоже есть поставщики.

Отсутствие любого одного компонента в этой цепочке — и самолёт нельзя сделать. Он не может летать при готовности в 99%.

Поэтому, на мой взгляд, то, что делается в таких условиях — это огромная, титаническая работа. Она абсолютно беспрецедентна, потому под таким давлением не работал ни один авиапром мира со времён Второй мировой войны.

При этом нужно понимать, что в условиях СВО перед страной стоит не только задача гражданского авиастроения. Наверное, все возможные и необходимые ресурсы задействованы в решении задач по строительству военных самолётов.

Государственный оборонный заказ является приоритетом.

Кстати, и в мирное время, и в благоприятных условиях у всех гражданских авиастроителей (Airbus и Boeing — не исключение) сроки работы над новым самолетом могут сдвигаться на многие годы.

Потому что нельзя ради соблюдения сроков выпускать самолет до тех пор, пока не появится полная убежденность в его надёжности.

«СП»: Когда мы всё-таки увидим наши новые гражданские самолёты?

— Многие из них испытываются. Хотелось бы побыстрее, но никто не будет гнать в производство «неготовый» самолёт. Безопасность — это главное.

Да, было очень много оптимизма по поводу двигателей: «через два года мы сделаем отечественный». Двигатель не делается за 2 года, он делается за 10 лет.

И тем не менее, уже через два года испытания проводятся. Это — следствие колоссальной работы.

Читайте также
Сделав ставку на «утиль», автопром набьет себе карманы и снова сделает машину роскошью Сделав ставку на «утиль», автопром набьет себе карманы и снова сделает машину роскошью Какой будет цена на легковушку через год — даже представить страшно

Поэтому я бы оценил результаты авиастроителей и их смежников — как очень высокие в наших условиях.

«СП»: Какие линейки новых отечественных самолётов мы увидим в первую очередь?

— Основные ресурсы сконцентрированы на проектах SSJ и МС-21. Планируется выпуск Ту-214 для гражданского назначения.

Очень нужен самолёт «Ладога», потому что он находится между двумя типами, и может заменить оба — а это существенная часть устаревающего парка. Нужна смена и «рабочей лошадке» Ан-26−100, и самолётам поменьше.

И если говорить об авиации, то невозможно не заметить, каких успехов сейчас добивается вертолётостроение. Здесь у нас очень хороший задел — это современные модификации на базе Ми-8, в том числе Ми-171А3, проходящий сейчас сертификацию.

Поэтому я бы не оценивал авиастроение в таких мрачных тонах, как «всё пропало». Машина авиапрома — через тяжелейшие препятствия — движется. Мы стали развивать те направления в авиастроении, которые раньше не существовали вообще или стагнировали, а испытания нас закаляют. И то, что сдвигается вправо — сдвигается не навсегда.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня