Замминистра транспорта Алексей Шило на ведомственном совещании сообщил, что вагоностроительные заводы переполнены готовой продукцией, которую никто не забирает с предприятий.
По состоянию на 2 декабря, у них скопилось 2530 вагонов. Согласно сведениям, которые озвучил исполнительный директор Объединения вагоностроителей (ОВС) Евгений Семёнов, ситуация с каждым днем становится всё более критической.
Например, на Канашском вагоностроительном заводе остаются более 430 вагонов, из-за нехватки места они складируются уже в несколько ярусов. А на «Алтайвагоне» пришлось разбирать часть вагонов, потому что ставить новую продукцию оказалось некуда.
Из доклада замминистра можно сделать вывод, что на вагоностроительных заводах — кризис перепроизводства, и они делают подвижной состав, не соизмеряя свои мощности со спросом. Но это не так. За каждый вагон, который становится на конвейер, получена предоплата от оператора. Но владельцы нового подвижного состава не могут забрать изделия с заводов.
Операторы вагонов обвиняют в произошедшем руководство РЖД. О причинах затоваривания вагоностроительных заводов, с точки зрения владельцев, «Свободной Прессе» рассказал председатель ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Андрей Соболев.
«СП»: Андрей Владимирович, замминистра Шило сказал, что 2530 вагонов никто не забрал с заводов. Почему операторы не берут новые вагоны?
— Операторы как раз берут вагоны, покупают. Они вкладывают деньги из своей прибыли в новый подвижной состав, делают инвестиции в будущее. Ни один вагон сейчас не производится, если он не заказан будущим владельцем.
Но РЖД приводит такой аргумент. На железнодорожной сети сейчас находятся миллион 400 тысяч вагонов. Никогда еще в истории нашей страны не было такого количества. В РЖД утверждают, что что на рельсах уже сейчас на 250 тысяч вагонов больше, чем можно пропустить. И запрещают хозяевам вагонов забирать из с завода.
Железные дороги строятся и расширяются медленнее, чем растёт подвижной состав.
«СП»: Но если избыток оценивается в 250 тысяч, то 2,5 тысячи на этом фоне — мелочь. Зачем из-за нее тормозить производство и искусственно сокращать предложение, когда есть спрос?
— В РЖД таким образом обращаются к операторам: вы слишком много накупили, хватит увеличивать парк. Поменьше покупайте новых вагонов, побольше списывайте старых. Но все вагоны, которые не годились для эксплуатации, уже списаны, и сейчас списание, действительно, маленькое.
РЖД в ежесуточном режиме издаёт приказы: сколько вагонов и на какой дороге можно отправлять в порожнем состоянии на погрузку. Больше, чем в приказе — нельзя.
Таким образом, РЖД не даёт возможности новые вагоны ни отправить на погрузку, ни передислоцировать в депо вагоновладельца.
«СП»: Эта проблема касается только грузовых вагонов?
— Касается исключительно новых грузовых, которые уже куплены владельцами. По пассажирским вагонам никаких ограничений нет и быть не может — они в большом дефиците, — отмечает отраслевой специалист.
РЖД — структура достаточно закрытая, поэтому ситуацию из компании для «Свободной Прессы» прокомментировали на анонимной основе:
— Вот представьте себе, что вы и все ваши соседи купили себе 100 машин, а потом явились на подземную парковку с требованием, чтобы там их можно было поставить. А там уже все места проданы, свободных нет. Поэтому нужно было думать заранее, на перспективу.
То же самое с вагонами. Нужно было операторам заранее согласовать покупку подвижного состава с РЖД. Особенно — тем, у кого нет своего депо. Они надеялись, что РЖД разрешит им держать вагоны на станциях компании.
Но зачем РЖД засорять свои маневровые и запасные пути?
«СП»: Настолько серьёзная проблема, чтобы заводы-производители забили тревогу, возникла впервые. Как это решалось раньше?
— Раньше было множество полумёртвых заводиков и фабрик, к которым прилагались железнодорожные погрузочно-разгрузочные узлы. Операторы подвижного состава договаривались держать свои вагоны там.
А сейчас на месте ненужных фабричный зданий строятся микрорайоны или деловые центры. И ненужные пути рядом с ними разбираются. Таких дешёвых «парковочных мест» становится меньше.
Профессор МГИМО, член подкомитета РСПП по транспорту и логистике Олег Дунаев увидел в произошедшем с вагонами недоработку правительства.
— И операторы, и РЖД правы по-своему, но в любом случае мы имеем дело с отсутствием координации в планах.
РЖД в связи с международным положением ориентируется на Восточный полигон, а там — очень большие проблемы с пропускной способностью. Когда эшелоны пойдут вновь ещё и на запад — все вагоны пригодятся. Но пока движение очень медленное, всё стоит. В этом и причина ограничений. А если вбросить в движение новые вагоны — будет ещё хуже.
«СП»: Как решить проблему подвижного состава, застрявшего на заводах?
— Нужно решить, кто будет платить неустойку заводам за простой, который намечается. Это должна решить правительственная комиссия по промышленности. Брать неустойку с РЖД — не за что, она вагонов не покупает, но и операторов не хотелось бы делать крайними.
Раньше эту комиссию возглавлял Белоусов, теперь Мантуров. Она должна развязывать такие узлы.
Кстати, при Белоусове подобных проблем между операторами и РЖД не возникало. Потому что объемы производства согласовывалось со способностью сети принять подвижной состав. А в текущем году — недосмотрели, система управления сработала неэффективно. Это — недоработка комиссии Мантурова.
«СП»: Раньше подержанные, но ещё хорошие вагоны продавали в страны СНГ, а как сейчас?
— Точно так же продают. Недружественные страны покупают их через третьи руки, но примерно столько же по количеству. Только процесс замедлен, и это тоже влияет на загрузку запасных путей.