Новое предприятие по добыче графита начинает работу в Еврейской автономной области. На месторождение возле села Союзное приходится половина всех разведанных запасов графита в России. А это — то же самое, что и половина запасов Европы, потому что в Старом Свете, кроме России и Норвегии, этого сырья нет. А в Норвегии его добывать трудно.
В последнее время графит из простого материала для карандашей, смазки и теплоизоляторов превратился в стратегическое сырьё.
Сначала изобретение в 2004 году графена (материала, состоящего из одного слоя атомов углерода) открыло путь к сверхпрочным и огнеупорным тканям. А затем началась эпоха электромобилей и солнечных батарей. В аккумуляторах и конденсаторах для них графит является таким же неотъемлемым элементом, как и литий.
И оказалось, что графита за Земле не так уж и много при растущих потребностях в нём. Более 65% от всей мировой добычи графита осуществляет Китай. Однако еще с 2023 года власти КНР начали ограничивать экспорт, а в 2025-м Пекин, скорее всего, запретит продажу графита за границу. Самим уже не хватает, поэтому и покупают у России столько, сколько можно.
Самые же большие запасы в нашем полушарии вовсе не у Китая, а у бедных стран Юго-Восточной Африки и Азии, которые не добывают это сырьё по разным причинам. Следующие за ними по запасам Россия (14% от мировых) и Узбекистан (7,6%).
На данный момент Европа полностью зависит от Китая по графиту, и если Пекин запретит экспорт, то графит придётся брать у России. Узбекистан, как и страны Африки, графит имеет, но не добывает.
Благодаря месторождению в Еврейской АО, Россия только на первых порах увеличит добычу концентрата в 3−4 раза по сравнению с прошлым годом. Средняя цена графита растёт примерно на 40% в год, и по итогам прошлого года превышала, в среднем, $4 за килограмм. Цена зависит от сорта добываемого графита.
Куда и кому пойдет графит из села Союзное — об этом «Свободная Пресса» спросила у ведущих экспертов.
— В Калининграде строится гигафабрика «Росатома» (гигафабриками, с лёгкой руки Маска, сейчас называют предприятия, связанные с производством электромобилей — «СП»). Но она начнёт полноценно работать примерно в 2027 году. И до тех пор, скорее всего, мы будем экспортировать графит, — сказал «Свободной Прессе» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«СП»: Поставки графита не попадают ни под какие санкции ЕС, возможен ли экспорт в Европу?
— С точки зрения логистики, «плечо» из Еврейской АО в Китай намного короче. Но всё будет зависеть от ценовой и экспортной политики КНР.
Если Китай продолжит поставки относительно дешевой графитовой продукции в Европу, то нам будет выгоднее продавать сырьё Китаю до 2027 года.
Я даже не исключаю, что и после того, как заработает наша гигафабрика, России будет выгоднее поставлять графит в Китай, а оттуда получать готовые аноды.
Спрос на графит растёт, его цена будет лететь вверх — это понятно. Но наш интерес может оставаться в плоскости экспорта сырья и получения из Китая уже готовой продукции.
«СП»: В феврале в Москве пройдет закрытая конференция «Графит 2025», на которой будет презентовано пилотное отечественное предприятие по производству анодных материалов производительностью 300 тонн/год. Где оно — никто пока не знает. Сможет эта «секретная фирма» обойтись без китайской помощи, а наладить производство самостоятельно?
— Сможет. Но кому это предприятие будет продавать аноды до 2027 года — вопрос.
И вопрос, как это получится. Всё-таки есть у нашей страны такая беда: хорошо добываем, но когда нужно руками что-то сделать — проблемы…
«СП»: Может быть, мы будем продавать эти аноды Европе, чтобы спасти их производство электромобилей?
— Я бы не исключал такой возможности, — заключил Сергей Пикин.
— Россия сможет полностью удовлетворить свои потребности в графите, и это для нас главное. Будем ли продавать — ну скорее всего. Хотелось бы только, чтобы мы продавали в перспективе не сырьё, а готовый технологически переработанный продукт со значительной добавленной стоимостью, — сказал «Свободной Прессе» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Игорь Юшков.
«СП»: Первой в мире по запасам графита является Бразилия, но она его не добывает от слова совсем. Есть ли смысл России в рамках БРИКС научить Бразилию это делать?
— Россия может поучаствовать в борьбе за эту гонку.
СПРАВКА: В структуре экспорта природного графита из России до недавнего времени доминировали страны ЕС: например, в 2021 г. в Австрию, Чехию, Германии и Словакию уходило 89% графита, добытого в РФ.