Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минпромторг, который не смог освоить «Кукурузник», замахнулся на мифический суперлайнер

В России хотят делать самолет, который от Москвы до Владивостока долетит за два часа

5276
Минпромторг, который не смог освоить «Кукурузник», замахнулся на мифический суперлайнер
Фото: Александр Щербак/ТАСС

В России стартовали проектные работы по некоему сверхзвуковому авиалайнеру, который всего за пару часов сможет долетать от Москвы до Владивостока.

Дело, наверное, очень нужное, хотя все аналогичные машины, созданные в разных странах, на практике оказались жутко нерентабельными. Хотя это уже нюансы — при нынешнем состоянии дел в российской авиационной промышленности подобные проекты заведомо обречены на провал.

«Предполагается, что гражданское сверхзвуковое воздушное судно полетит с крейсерской скоростью, соответствующей числу 1,8 Маха, что на высоте 14−16 км составит порядка 2200 км/ч. Большинство технологий в рамках проекта проработано на уровне цифрового моделирования и наземных экспериментов. В том числе посредством продувки уменьшенных моделей самолета в аэродинамических трубах».

Читайте также
Запад намерен топить российскую авиацию в зеленом керосине Запад намерен топить российскую авиацию в зеленом керосине Европа пролетела с биотопливом, но хочет брать с России деньги за его отсутствие

«Проект реализуют при поддержке Минпромторга в составе кооперации научных и образовательных организаций. Демонстратор позволит проверить режимы полётов (взлета, посадки, преодоления звукового барьера) для разработки будущего пассажирского лайнера, который сможет преодолевать расстояние из Москвы во Владивосток за два-три часа», — заявил научный руководитель Центрального аэрогидродинамического института, академик РАН Сергей Чернышёв.

В переводе на русский: Минпромторг вместе с ЦАГИ соорудили некую программу-анимашку, под которую выделено финансирование. Каких-либо проектных работ, видимо, нет, всё на уровне виртуалки. С таким же успехом на компьютер можно поставить какую-то игру-симулятор и представить себя великим авиатором…

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт был наш, Ту-144 впервые взмыл в небо 31 декабря 1968 года, а вот его эксплуатация началась спустя целых девять лет — в 1977-м. Всё это время машину доводили, и, в принципе, с задачей более-менее справились. Однако уже через год самолёт сняли с маршрута, так как победить прожорливость двигателей в итоге не смогли.

До Владивостока — как было изначально задумано — Ту-144 долететь банально не мог, горючего тупо не хватало. До Гаваны тем более. Работы над проектом Ту-144Д, то есть машины с увеличенной дальностью, в принципе, удались, до Дальнего Востока на одной заправке худо-бедно добраться было можно. Правда, совсем без запаса топлива в баках, что очень опасно. В итоге посчитали и проект закрыли — уж больно дорого даже при условии «бесплатного» авиакеросина в СССР.

За границей ничуть не лучше. Франко-британские Concorde, коммерческая эксплуатация которых началась в 1976 году, несмотря на огромную стоимость билета приносила компаниям колоссальные убытки. Не снимали их с рейсов только потому, что для British Airways и Air France они являлись как бы рекламными — витриной высоких технологий. Точнее, в качестве таковых самолёт рассматривали британские и французские чиновники, а перевозчиков, в общем-то, особо и не спрашивали.

Всё закончилось плачевно — 25 июля 2000 года при вылете из парижского аэропорта «Шарль де Голль» один из лайнеров потерпел крушение, все пассажиры и команда погибли. Сертификат лётной годности машин был отозван, потом его восстановили, Concorde ещё немного полетали, но в 2003-м все борта сняли с эксплуатации. Уже навсегда.

Американцы тоже строили свой сверхзвуковой пассажирский самолёт, на объявленном государством конкурсе победил Boeing с моделью 2707. Янки успели построить два полноразмерных прототипа, один из которых дожил до наших дней, он стоит в одном из музеев США.

Лётных испытаний провести не успели, так как в 1971 году программу закрыли — кто-то умный подсчитал, что данные машины будут дико убыточными. Тем не менее, на проекте успели попилить около миллиарда долларов, для тех лет это была астрономическая сумма. Аплодисменты!

Различные проекты сверхзвуковых лайнеров появляются с должной периодичностью, ими восхищаются, но не более того. Одно время много говорили про прожект «За 100 минут — в любую точку Земного шара».

Подобный гиперзвуковой суборбитальный пассажирский самолёт создать можно, причём даже не теоретически, технологии позволяют. Но даже военные, которые совсем не экономят горючее, на подобные машины не замахиваются. В РФ вовсю летают турбовинтовые Ту-95, в США — их современники В-52. Сверхзвуковые машины есть и у нас, и у янки, но их не сказать, чтобы так уж много.

Чем быстрее летишь, тем больше топлива жрёт самолёт — увы, от этого никуда не уйти. Нужны совсем иные технологии, например, оснастить летательный аппарат ионным двигателем. Из дюз вылетают разогнанные до космических скоростей протоны — ионы водорода — машина летит вперёд, шустро и экономично. И экологично, что тоже немаловажно.

Но для этого на борту должен быть компактный и мощный атомный реактор, в принципе, это возможно. Ещё в конце 50-х в СССР испытывали Ту-95ЛАЛ с реактором на борту, американцы тогда же обкатывали свой Convair NB-36H. Однако обе машины были дозвуковыми — реакторы вырабатывали ток, а электромоторы крутили винты.

Оба проекта закрыли практически одновременно, так как последствия падения реактора с высоты в несколько километров никого не вдохновили.

Попытки создать «неразрушимую» капсулу для энергетической установки провалились, и у нас, и за океаном. Идеи по поводу атомного сверхзвука, кстати, тоже были — и у наших, и у Штатов. Но с какой стороны к ним подступиться, тогда никто не додумался.

Читайте также
Тяжелая карма МС-21: Сергей Чемезов сделал заявление, от которого стало грустно Тяжелая карма МС-21: Сергей Чемезов сделал заявление, от которого стало грустно Сроки массового производства самого перспективного отечественного самолета снова переносятся

С тех пор мало что изменилось, небо планеты до сих пор бороздят разработанные ещё 60−70 лет назад самолёты. Новых технологий нет, да и не нужны они никому. Авиация жрёт всё больше керосина, владельцы скважин довольны, а особо умных учёных и изобретателей нефтяники отправляют в страну вечной охоты.

Это — общемировые тенденции, в РФ и того хуже. Авиационная промышленность разрушена, за прошлый год «Ростех» не осилил выдать даже один серийный Ту-214, хотя минимум три штуки обещали ещё в 2023-м. Обещанного ведь три года ждут… Или больше?

«Серийное производство пассажирского самолета МС-21, как ожидается, начнётся с 2026 года», — заявил недавно глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

Что пока ещё в принципе ожидается — это уже очень хорошо. Плохо то, что сроки в очередной раз перенесены, а также что нет определённости по цене. А то получится, как с «Байкалом» — самолёт вроде как есть, но за несметные сотни миллионов.

Между прочим, тоже проект Минпромторга! «Кукурузник» на 455 млн рублей — это, конечно, сильно…

Планы выпуска самолётов к «сакральному» 2030 году постоянно меняются — то 1000 штук, сейчас уже 600, что дальше? Судя по всему, вскоре цифра придёт в соответствие с реальностью, то есть кардинально уменьшится.

В такой ситуации говорить про какие-то сверхзвуковые самолёты можно ровно с тем же успехом, как и про сверхсветовые тахионные звездолёты. А уж выделять на их разработку средства — просто трата денег.

В настоящее время задача-максимум — это вновь запустить производство разработанных ещё в СССР машин, большее умирающая промышленность страны просто не потянет. Да и потянет ли некогда серийные советские самолёты — тоже очень большой вопрос.

Последние новости
Цитаты
Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня