
Если Минсельхоз не окажет мукомолам России господдержку в виде льготного кредитования и субсидирования транспортных расходов на экспортные отгрузки мукомольно-крупяной продукции в объеме 100%, то эта отрасль сельского хозяйства страны столкнется с массовыми банкротствами предприятий.
Такой вывод следует из письма Союза мукомольных и крупяных предприятий к министру сельского хозяйства РФ Оксаны Лут, датированным 18 февраля с.г.
«По состоянию на начало 2025 года уровень оптовых отпускных цен на основные виды мукомольной продукции сопоставим с ценами февраля 2022 года, несмотря на значительно возросшие производственные и транспортные расходы.
Опережающими темпами наращивается экспорт муки и крупы в ассортименте, который по сравнению с 2021 годом увеличен на 450%.
Такие результаты в значительной степени достигнуты благодаря государственной поддержке со стороны Минсельхоза России, прежде всего, льготного кредитования предприятий отрасли.
Льготное кредитование, в условиях ограниченных ресурсов собственных оборотных средств у мукомолов, позволяет сдерживать рост цен на мукомольно-крупяную продукцию — основу питания россиян. Коммерческое кредитование в настоящее время возможно по ставке выше 25%, и при существующих оптовых ценах на муку приведет к массовому банкротству индустриальных мукомольных предприятий и опережающему инфляцию росту цен на мукомольную продукцию.
Такое, к сожалению, возможно, так как в опубликованном Минсельхозом «Плане льготного кредитования заемщиков на текущий 2025 финансовый год по состоянию на 05 февраля 2025г» выделение денежных средств на переработку продукции растениеводства не предусмотрено", — говорится, в частности, в нем.
В письме также поднимается вопрос о том, что ситуацию в отрасли сильно усложняет «значительное количество мелких, технически и технологически несовершенных производств, которые фактически обрушивают рынок муки, работая в „сером“ сегменте, выпуская продукцию низкого качества, но по ценам, позволяющим демпинговать на рынке. Надежды на то, что ситуацию поправит федеральная государственная информационная система (ФГИС) „Зерно“, не оправдались».
— Ничего такого сверхъестественного в мукомольной сфере не происходит, ни о какой слабости позиций мукомолов речи не идет, это простой, чисто арифметический вопрос, — пояснил изданию экс-замминистра сельского хозяйства РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.
— Для того, чтобы Минсельхозу выдавать льготные кредиты, нужно предусмотреть в бюджете средства для их компенсации, правильно? Раньше все это работало с фиксированной суммой в бюджете, когда ставка Центробанка не росла и при этом была не очень высокой.
По сегодняшней же ключевой ставке удерживать льготную ставку кредитов, которая была раньше, стоит больших денег. Поэтому-то теперь ставки льготного кредитования находятся на несколько более высоком уровне.
И существующих нынче объемов бюджетной компенсации, я так понимаю, на всех попросту не хватает, поэтому часть отраслей была отключена от программы.
«СП»: Мукомолы без нее действительно не вытянут отрасль?
— В мукомольной промышленности рентабельности производства в диапазоне 15−20% в принципе должно хватать для того, чтобы отрасль держалась на плаву. Тем более что они работают ритмично и постоянно. Такая рентабельность была рассчитана на ставку льготного кредитования в диапазоне 5−7%. Все это прекрасно вписывалось в существующую систему себестоимости.
Теперь же, если ключевая ставка у нас 21%, значит, ставки рыночного кредитования в основном находятся на уровне 28−29%. Получается, у мукомолов появляется где-то 20% затрат, на которые они раньше не рассчитывали. И это действительно заметно «утяжеляет» себестоимость мукомольной продукции, поскольку все нормальные предприятия прибегают к госкредитам, а не к финансированию из какого-то частного кармана.
И получается, они должны процентную ставку взятого кредита «зашивать» в отпускную стоимость своей продукции. В принципе, в иной ситуации для мукомолов все бы складывалось неплохо, если бы не одно «но» — если бы они не производили сырье для очень социально чувствительного продукта, каким является хлеб.
Потому что любое повышение цены на сырье для хлеба будут отыгрывать соответствующим образом уже хлебопеки. А если уже они начнут повышать цены на готовую продукцию, это встретит серьезное сопротивление сами прекрасно знаем кого.
«СП»: Понятно, что у мукомолов есть сейчас определенные трудности, как и любых других производителей. Только вот что с массовым банкротством, о котором они предупреждают в письме? Оно случится, если ситуация не изменится, или нет?
— Если мукомолы, беря рыночные кредиты по рыночным ставкам, переводят все это хозяйство в отпускную цену своей продукции, компенсирую ставку, тогда у них рентабельность производства снова выйдет в плюс, и никакого массового банкротства не случится.
Если же они не смогут переложить издержки кредитования в стоимость, то тогда их рентабельность будет минусовой. По-простому это и называется банкротство.
«СП»: А «серые мукомолы», о которых упоминается в письме, действительно сильно вредят отрасли?
— Я не совсем понимаю, что значит «серые мукомолы». Если говорить о продукции более низкого качества при использовании зерна более низкой категории, например, пятой вместо второй-третьей, то такие мукомолы есть. Они действительно могут играть на том, что сырье дешевле.
Даже при том, что они будут использовать для развития своих производства такие же коммерческие кредиты.
Таким образом я могу предположить, что если не следить внимательно за качеством мукомольных партий, то их качество может быть снижено. И тогда для приготовления хлеба производители будут вынуждены использовать какие-то дополнительные разрыхлители и добавки, природа которых химическая, искусственная.
«СП»: В письме мукомолов акцентируется внимание на том, что Минсельхоз просят компенсировать 100% затрат и издержек на транспортировку именно экспортной продукции. Может, лучше насыщать мучной продукцией внутренний рынок, а не продавать ее за рубеж? Тогда бы и цены не росли.
— Если хлеб в необходимых для страны объемах производится, а мучная продукция экспортируется, значит, мощности мукомолов превышают потребности внутреннего рынка. Тут надо внимательно смотреть за мировой конъюнктурой цен и их соотношение на подобную продукцию. Наши мукомолы же вполне могут частично компенсировать свои возросшие издержки на внешних рынках, если там цены выше, чем на нашем.
Update. Пока материал готовился к публикации, появилась информация об официальной реакции Минсельхоза на обращение Союза мукомольных и крупяных предприятий.
Ведомство сообщило, что мукомолам России по-прежнему доступен комплекс мер государственной поддержки, в том числе и льготное кредитование, а информация о том, что предприятия мукомольно-крупяной промышленности исключены из механизма льготного кредитования, не соответствует действительности.
Следовательно, логично предположить, что никаких массовых банкротств в мукомольной отрасли не предвидится, а цены на хлебопекарную продукцию, в свою очередь, не устремятся к новым вершинам. Справедлив ли такой прогноз, покажет время. «СП» намерена держать руку на пульсе событий.