
В Крыму уже в этом году начнут строить два новых водохранилища для снабжения водой Ялты и Алушты, заявил глава региона Сергей Аксенов.
Ранее он говорил, что строительство новых объектов запланировано на 2028-й, но, возможно, оно начнется раньше — это зависит от климатической и водной обстановки в Крыму.
«Строительство Мартовского (5,5 миллиона кубометров) и Солнечногорского (8,5 миллиона кубометров) водохранилищ начнется в этом году. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Строительство займет около полутора лет. После его завершения будут сняты риски водоснабжения Ялты и Алушты», — рассказал Аксенов.
Предназначенное для снабжения Алушты Солнечногорское водохранилище планируется на реке Улу-Узень Восточный, Мартовское — для снабжения Ялты — на реке Марта.
Решат ли они проблему, которая, кажется, не имеет решения? Долгое время главной проблемой было перекрытие днепровских вод Украиной.
Потом вода пошла, но киевский режим взорвал плотину Каховской ГЭС. Водохранилища помогут? Чего их раньше-то не строили? Может, проблема и не столь серьезна?
— По вопросу водного обеспечения полуострова я лишь могу говорить, как местный житель — на сегодняшний день я не вижу, чтобы кто-то в Крыму и Севастополе умер от жажды, — рассказывает политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения Иван Мезюхо.
— Что бы на этот счет ни говорила украинская сторона в рамках своей пропаганды, но на протяжении всех лет после воссоединения Крыма с Россией местные власти с большими усилиями, но справляются с водной проблемой, которую нам устроили киевские террористы. Безусловно, проблема нехватки воды ограничивает нас в некоторых видах сельского хозяйства. Это то, что лежит на поверхности. Но эта проблема преодолима.
«СП»: Строительство двух новых водохранилищ поможет?
— Действительно, в крымском общественно-информационном пространстве давно говорили о необходимости строительства новых водохранилищ. Я думаю, что принятое решение по этому вопросу свидетельствует о том, что власти региона и федеральный центр намерены создать прочные условия для более эффективной политики обеспечения водной безопасности в регионе. То есть власти смотрят на этот вопрос стратегически, они исходят не из сиюминутного момента.
«СП»: Почему сейчас? Проблема существует не первый год…
— Да это не так важно, почему сейчас. Главное, что решение принято. Да, действительно, проблема существует не один год.
Но когда Северо-Крымский канал в самом начале специальной военной операции был разблокирован, еще работала Каховская ГЭС — была другая реальность. После разрушения Каховской ГЭС наступила ещё одна новая реальность. Поэтому в этом вопросе исходим из текущих вызовов.
«СП»: Без днепровской воды Крым не может существовать?
— Годы нахождения Крыма составе Российской Федерации без работающего Северо-Крымского канала показали, что мы можем существовать без днепровской воды.
Да, без неё нам очень тяжело, но Крым, как я уже говорил выше, от жажды не умер. Разрабатывались артезианские скважины, меняли русло рек, делали очень много инженерных изысканий для преодоления вододефицита.
Конечно, в идеале было бы здорово, чтобы Каховская ГЭС была восстановлена и днепровская вода нормально поступала бы по Северо-Крымскому каналу. Мы бы вновь выращивали рис и ряд других сельскохозяйственных культур, требующих большого количества влаги.
«СП»: Есть ли способы решить проблему раз и навсегда?
— Наверное, для этого надо завершить украинский военный кризис и смотреть в том числе по пути поставок днепровской воды в регион. Знаете, я за эти годы, что идёт дискуссия о способах преодоления вододефицита в Республике Крым и Севастополе, общался с большим количеством инженеров, архитекторов, строителей.
И в этих разговорах я слышал самые разные предложения: начиная от сбора карстовых вод, завершая, кстати, строительством новых водохранилищ. Мне, как непрофильному эксперту, сложно сказать, какой вариант самый хороший и приемлемый для нашего региона.
— Проблема имеет географические корни — воды мало. А расход большой, — поясняет главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Поэтому в СССР построили Северо-Крымский канал, пустив в Крым воду из Днепра. Сегодня из-за понижения уровня воды в Днепре после подрыва Каховской плотины в канал поступает мало воды. А проблемы с водой провоцируют гибель сельского хозяйства.
«СП»: Ялта и Алушта страдают как-то особенно? В других регионах лучше картина?
— Населённые пункты, отделённые Крымскими горами, получают меньше воды. В Феодосии и Керчи лучше.
«СП»: Водохранилища решат проблему?
— Тут два фактора. Климат, во-первых. Нет снега и дождей, водохранилища не наполнятся. Второе — уровень воды в Днепре. Исторически Крым засушливая территория. Но, если будет обеспечен стабильный доступ к днепровской воде, проблемы не будет.
«СП»: Киев все это знает, потому всегда бил по уязвимым местам: вода, свет. По-вашему, можно ли как-то решить проблему уязвимости полуострова?
— Постоянный доступ к воде является единственным решением. Брать Херсон и восстанавливать плотину — самый прямой путь.
— Вот скажите, откуда в Крыму взяться воде? Там в горах есть ледники? Или там восемь месяцев в году лежит снег, накапливая влагу, которую природа не успевает растратить за короткое лето? — задается вопросом историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Нет, большая часть Крыма — это жаркая сухая степь, переходящая в полупустыню, да ещё и отрезанная от моря пусть и невысокой, но достаточной для аккумуляции основной массы осадков на Южном берегу. Поэтому для решения вопроса в советские годы туда из Каховского водохранилища был проложен Северо-Крымский канал, по которому поступало 85% потребляемой на полуострове воды. Поэтому понятно, почему Украина так стремилась уничтожить Каховскую ГЭС.
«СП»: Можно ли как-то решить полностью проблему водной уязвимости полуострова?
— Можно. Правда решение окажется крайне непопулярным: сделать полуостров территорией с очень жёстким режимом проживания и въезда. Примерно как Севастополь в советские годы.
Дело в том, что Крым не рассчитан на такую антропогенную нагрузку, какая на него свалилась в последние несколько десятилетий.
Поэтому да, действительно надо сокращать на полуострове курортную сферу, причём очень сильно, а также стимулировать добровольное переселение крымчан на материк. Понятно, что многие будут возмущены такими предложениями, но увы, лекарство сладким не бывает.