«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова
То, что власти наконец обратили внимание на катастрофическое состояние нашего многострадального авиапрома, можно лишь приветствовать. Этого ждали давно. В своей публикации «СП» одна из первых сообщила о том, что премьер-министр Михаил Мишустин предложил авиационную промышленность поставить под надзор Сбербанка — как и о том, что такое решение вряд ли способно вывести отечественное самолетостроение из кризиса.
Можно только сожалеть об упущении драгоценного времени на остановку сваливания отрасли в штопор, сложившегося еще на рубеже веков стараниями захвативших руководящие посты в ней людей, далеких от понимания ее общегосударственного значения. Они и довели ее до ситуации, которую уже много лет эксперты характеризуют как аховую.
К упомянутым в той публикации «импортозамещенному» SSJ-100, так до ума и не доведенному, и МС-21, который обещали запустить в серию еще в 2016-м, стоит добавить и не имеющий в мире аналогов самолет-пожарный Бе-200.
Мишустин — Грефу: Ты российский авиапром убил — ты и возрождай!
В авиастроительной отрасли грядут перемены, но без промышленной революции от них вряд ли будет толк
Выпущено чуть больше десяти машин, работающих на тушении лесных пожаров в разных странах. Возможно, единственный российский самолет, который будет пользоваться надежным спросом за рубежом — но его серийное производство свернуто.
А еще «Байкал», распиаренный создателями в качестве уникального регионального самолета, но уже разочаровавший ожидания заказчиков и ценой, и конструкцией. Сейчас уже ясно — «Байкала» не будет, но какого-то альтернативного проекта для местных авиалиний не видать.
Так уж вышло, что требование премьер-министра почти совпало с публикацией в отраслевом международном авиакосмическом журнале «Авиасоюз» открытого письма на имя Михаила Мишустина, Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина.
Подписали его два уважаемых и авторитетных в гражданской авиации специалиста, в разные года занимавшие посты первых замов Председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) — Александр Книвель и Михаил Терещенко. У Книвеля за плечами опыт работы в области как раз авиастроения на руководящих должностях еще в Минавиапроме СССР, Госкомоборонпроме, Миноборонпроме и Минэкономике России. Михаил Терещенко работал начальником Главного управления летной службы МГА СССР, Заслуженный пилот. Оба кандидаты технических наук.
В открытом письме как раз можно найти именно то, что, очевидно для широкой публики оказалось за скобками требований премьер-министра. И не только по части авиастроения, но и управления гражданской авиацией в целом. Об этом мы беседуем с Михаилом Терещенко.
«СП»: Михаил Михайлович, по-видимому, наши власти действительно потеряли терпение, ожидая позитивных изменений в отрасли? И ее ждут перемены?
— Давно пора! Эту мысль мы вложили и в наше открытое письмо. Гражданская авиация — государствообразующая отрасль, и наиболее актуальной темой для нее является проблема структуры управления на всех уровнях ее функционирования.
Нам непонятно, по каким причинам в нашей стране реализован проект Дмитрия Козака, уничтоживший ведомство в том виде, как это принято в международной авиационной среде, то есть в качестве структуры, осуществляющей самостоятельную деятельность.
В результате гражданскую авиацию в России превратили в некую непонятную структуру по оказанию услуг. В итоге не обозначен ответственным за состояние дел в ней ни один орган в стране, имеющий отношение к авиационной деятельности.
Отсюда и весьма странная кадровая политика — на фоне уж совсем непонятных сладкоголосых рапортов руководителей всех уровней при отчетах за результаты своей деятельности. Их послушать, так авиапром у нас образцовая отрасль. Ну, если не сейчас, то к 2030 году станет таковой точно — вот только построим к тому моменту 1000 самолетов… Это сарказм, если что.
Проблемы с профессионализмом и личной ответственностью тех, кого «назначили на авиапром», являются тем камнем преткновения, который нужно срочно убирать с пути развития отрасли. И это вопрос уже не дискуссии, а необходимости незамедлительного принятия решений со стороны государства.
Как уже отмечали в СМИ, вкупе с изношенным и устаревшим парĸом иностранных самолётов снизившийся уровень ĸвалифиĸации авиационных кадров закономерно приводит к снижению уровня безопасности полетов. Что не может не волновать.
Начнем с того, что абсолютно провальной проблемой, стоящей перед страной, является отсутствие малоразмерных ВС, необходимых для обучения будущих пилотов гражданской авиации, авиакомпаний местных воздушных линий и эксплуатантов авиации общего назначения. В летных училищах не на чем учить летать.
В 2007—2010 годах для них, в связи с отсутствием отечественных, было закуплено 284 самолета иностранного производства, ресурс которых к настоящему времени практически закончился. Российских же машин для обучения как не было, так и нет. Итог предсказуем.
Если посмотреть статистику авиапроисшествий и катастроф в России за последние 10 лет, то окажется, что около 77% авиационных происшествий и 73% авиакатастроф при коммерческих перевозках в России приходится на старые самолёты (в основном Ан-2, Ан-24 и Ан-26). И это при том, что количество полётов на них существенно уступает общему количеству полётов в гражданской авиации страны.
«СП»: Вы с Александром Книвелем как опытные специалисты в этой области наверняка ведь пытались как-то повлиять на ситуацию?
— Увы, нас не хотят слушать. Становится ясно: разговор о российском авиапроме и его провале заслуживает отдельного серьёзного рассмотрения, причем на уровне не ниже президентского. И, слава Богу, наконец это происходит. В своем открытом письме мы назвали лишь три самые важные причины провала.
Беспилотный кошмар: О чем генералы еще три года назад и думать боялись
По-настоящему оценить преимущества БПЛА могут лишь те, кто ими воюет
Первая — это отход в авиастроении от рыночной экономики и его полная монополизация. А ведь ещё Адам Смит утверждал, что «непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». По его мнению, без этого неотъемлемого элемента рыночная система не может стать эффективной.
У нас же неестественная монополизация рынка разработки и производства гражданских судов достигла невиданного даже в СССР уровня. Ведь разработкой каждого направления — самолёты местных линий, региональные, ближне-, средне- и дальнемагистральных, занимается только одно, строго определённое опытное конструкторское бюро. К тому же без всякой конкуренции привязанное к освоению выделенных на это направление бюджетных средств.
Полностью ликвидирована конкуренция и вертолётных ОКБ после объединения фирм «Миль» и «Камов» в единую организацию. Потому наших разработчиков сейчас больше интересует сам процесс разработки, под который дают деньги, а вовсе не получение конечного результата.
Отсюда у нас и плановая убыточность гражданского авиастроения, тогда как во всём остальном мире оно приносит весьма приличные бюджетные поступления.
«СП»: То есть беда в том, что бесценный советский опыт, когда создание новой техники проходило при яростной конкуренции авиационных КБ, напрочь забыт?
— Вот именно! Вторая причина — полнейшая чехарда с назначением руководителей авиационных ОКБ, когда, например, на туполевской фирме за последние 12 лет сменилось 7 руководителей, и ни один из них не являлся авиационным конструктором.
На ильюшинской — за всю историю фирмы с момента создания в 1933 до 2014 года было всего три руководителя, а затем за 10 лет сменилось их аж семеро, не имеющих отношения к авиаконструкторскому делу.
Зато выделяемый на гражданское авиастроение бюджет ими успешно освоен, правда, только сертифицированных отечественных самолётов мы пока так и не дождались.
И, наконец, третья причина — в структурах авиапрома страны полностью отсутствует ответственность за неисполнение порученного им дела.
60 тыс. войск станут гарантией для Зеленского: ЕС просчитывает контингент «миротворцев»
Киев спорит с Брюсселем по поводу буферной зоны на Украине
Одни и те же лица, проваливая поставленные задачи, дрейфуют из руководителей одной организации в другую, нередко даже с повышением в должности, и не несут, в отличие, например, от того же «Боинга», никакого наказания за предыдущий провал.
Согласитесь, такая практика вовсе не решает и не может решить проблему с созданием новых российских гражданских воздушных судов.
«СП»: Так какие предложения вы сформулировали руководству страны?
— Они очевидны! Необходимо срочно выработать меры по разработке новой безопасной гражданской авиационной техники, созданию в авиапроме России конкурентной рыночной среды, повышению ответственности руководителей предприятий, в том числе материальной, за результаты их работы, и снижению текучести кадров среди руководителей авиапромышленных организаций, особенно ОКБ.
Вот почему мы согласны с позицией нашего премьера, взявшегося навести порядок в этой совсем не чужой для нас отрасли.
Хочется верить, что для решения этой сверхважнейшей для страны задачи будут привлечены не случайные лица, а настоящие профессионалы, понимающие, что от результатов их деятельности будет зависеть возвращение России в мировую авиационную элиту, место в которой мы бездарно профукали.