Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Игорь Юшков: С «трубой» у России все нормально, с СПГ-проектами перспективы туманные

Трубопроводная транспортировка «голубого топлива» пока получается унас заметно лучше, чем морская

1320
На фото: СПГ-завод проекта «Сахалин-2».
На фото: СПГ-завод проекта «Сахалин-2». (Фото: gazprom.ru)
Материал комментируют:

Мировой спрос на газ через 25 лет вырастет на 39%, до 5,7 трлн куб. м (если рассчитывать от уровня 2023 г.), заявил руководитель «Газпрома» Алексей Миллер со ссылкой на прогноз Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). 80% этого спроса должны быть обеспечены запасами новых месторождений.

По словам Миллера, во многих странах мира из-за отказа от традиционных видов топлива инвестиции в разведку, добычу, транспорт и переработку в 2016—2019 годы сократились на 30%. С 2019 г. 90% мировых инвестиций работают на поддержание добычи, но для растущей глобальной экономики требуется все больше газа. «Газпром» видит очертания новой парадигмы на мировом газовом рынке.

Рост спроса дает преимущество России, у которой есть богатые месторождения ресурса. Только в российской Арктике находится 87 трлн куб. м газа, подчеркнул Миллер.

Для освоения огромных запасов газа, их транспортировки потребуется масштабное импортозамещение. В апреле в «Газпроме» сообщали, что российские предприятия уже освоили производство уникальной стальной трубы диаметром 1,42 м класса прочности К70, которые рассчитаны на рекордное для сухопутных газопроводов рабочее давление в 150 атмосфер.

Россия станет первой страной в мире, которая будет строить газопроводы из таких труб. Технологию реализуют на проекте «Система магистральных газопроводов «Восточная система газоснабжения».

Читайте также
Сервис «У дяди Васи» отступает за МКАД, но не сдаётся. Почему дорожает авторемонт Сервис «У дяди Васи» отступает за МКАД, но не сдаётся. Почему дорожает авторемонт Плюсы и минусы «монополизации» рынка услуг для автовладельцев

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил в разговоре с «СП», что с трубопроводным оборудованием проблем не было и до 2023 года.

— Какое-то оборудование, конечно, импортировалось или производилось совместно с зарубежными компаниями. Но транспортировка и хранение газа проводилось и проводится штатно. В этом секторе импортозамещение давно завершилось. Российские производители выпускает всю номенклатуру труб для прокачки как газа, так и нефти.

С оборудованием по перекачке у нас тоже все нормально, разве что цены могут подниматься. Российские производители создают сами и турбины, к примеру, газоперекачивающий агрегат «Ладога» для «Газпрома».

Все более-менее современные экспортные газопроводы, включая «Силу Сибири» и «Турецкий поток», работают с превышением проектной мощности. С «Силой Сибири-2» тоже все будет нормально с технической точки зрения. Производители труб уже сидят в ожидании новых заказов, потому что инвестиционный цикл строительства крупных нефтепроводов и газопроводов завершился.

«СП»: Что происходит с импортозамещением в секторе СПГ?

— Импортозамещение для малотоннажного и среднетоннажного производства СПГ тоже прошло успешно. К примеру, уже реализованы среднетоннажные «Криогаз-Высоцк» (основной акционер НОВАТЭК, проектная мощность — 820 тыс. тонн в год) и «Газпром СПГ Портовая» (1,5 млн тонн ежегодно) в Ленинградской области.

Они попали под санкции, поэтому производят СПГ только для внутреннего рынка. Тем не менее российский бизнес их построил самостоятельно, без иностранцев.

Основная проблема как раз заключается в крупнотоннажных заводах по сжижению газа. Российские компании не создают самостоятельно оборудование для такого производства. У нас есть три ключевых завода: «Сахалин-2» (был построен британо-нидерландской Shell), «Ямал СПГ» (основной акционер НОВАТЭК, но проект был реализован на базе технологий американской Air Products) и «Арктик СПГ 2», который изначально планировался на основе технологий немецкой Linde (В апреле 2023 г. НОВАТЭК получила патент на «Арктический каскад модифицированный», который можно применять на крупнотоннажных проектах с производительностью одной технологической линии 3 млн тонн в год — «СП»).

«СП»: Как обстоят дела с газовозами, которые нужны для экспорта СПГ?

— С ними такая же история, их не производят с нуля. У нас был заказ на строительство 15 газовозов на дальневосточной верфи «Звезда», но он реализовывался с помощью судостроителей из Южной Кореи. После введения санкций с 2022 года корейский бизнес ушел, и работа остановилась.

Корейские компании фактически делали у себя блоки и присылали на нашу верфь, на которой мы собирали части газовоза. Газовые мембраны, которые должны удерживать температуру метана в районе -162°С для сохранения его в жидком состоянии, устанавливала французская GTT. Последняя является одной из немногих компаний в мире, которая способна производить эту часть газовоза.

Два танкера все же успели получить все необходимое оборудование, и их доделывают сейчас (Глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов в июне говорил о хорошей вероятности поставки одного из газовозов класса Arc7 в работу во второй половине 2025 года — «СП»).

«СП»: 8 октября Объединенная судостроительная корпорация показала макет танкера-газовоза ледового класса с газовой мембраной от российской GTI и ледовым усилением Arc4. Если их получится произвести, то какой потенциал будет у судна?

— Нам, конечно, не нужно производство обычных газовозов, подержанные достаточно просто купить на рынке. Российские компании эксплуатируют и планируют строительство СПГ-проектов в Арктической зоне, поэтому им потребуются суда ледового класса Arc7.

Создание необходимого ледового класса не является проблемой, потому что у России есть опыт строительства судов для плавания в Арктике. Важно решить вопрос с производством мембран, которые пока не построены (Российский морской регистр судоходства завершил процедуру типового одобрения элементов мембраны GTI в мае этого года — «СП»).

Читайте также
«Синоптик» Миллер: Европу ждут лютые морозы «Синоптик» Миллер: Европу ждут лютые морозы Холода придут с Украины — руководитель «Газпрома» сыграл роль метеоролога неспроста

Что касается ледового класса Arc4, то такое судно способно заходить в летний период на Ямал и Гыдан («Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2»), а также в балтийские порты и на Сахалин, рядом с которым почти никогда нет льда.

Если мы хотим круглогодично вывозить СПГ в том числе в восточном направлении от Ямала, то нам нужен суда класса Arc7. И то зимой ему потребуется атомный ледокол. Arc4, возможно, даже с его помощью не пойдет в холодное время. Впрочем, атомный ледокол все же позволит Arc4 экспортировать газ в западном направлении.

«СП»: Что происходит с морской добычей газа в России?

— Добыча на шельфе может быть достаточно сложной. Например, с 2015 года под санкциями находится Южно-Киринское месторождение (640 млрд куб. м газа и 97 млн тонн конденсата) в Охотском море на шельфе Сахалина.

Изначально планировалось разрабатывать его с помощью роботизированных подводных добычных блоков на скважинах, которые должны были перекачивать газ по трубам на берег. И с этого времени никак не могут найти способ его разработки без западных технологий (в октябре 2024 г. губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко говорил, что первый газ на этом месторождении получится добыть в 2027—2028 годах — «СП»).


Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Смирнов

Независимый экономический обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня