
Карта «МИР» перестанет быть монополистом для любителей безналичных расчётов в России (а таковых, по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, уже почти 88%).
Информация о том, что у «МИР» появится отечественный конкурент, прозвучала уже дважды в октябре — на конгрессе Finopolis-2025, и в совместном сообщении «Сбера» с рядом системообразующих коммерческих банков нашей страны.
Банкиры сообщили, что вторая платежная система будет развивать альтернативные способы расчета за покупки (при помощи улыбки или фото сетчатки глаза), и конкурировать в большей степени с «пластиком» вообще, чем конкретно с картой «МИР» и Национальной системой платежных карт (НСПК).
Нужна ли России улыбка в конкурентной борьбе с платёжной системой «МИР», — об этом «Свободной Прессе» рассказали двое наиболее авторитетных финансистов, первым из которых взял слово омбудсмен по защите финансовых прав, член Национального банковского совета Павел Медведев.
— Центробанк часто критикуют, но лично я, как член Национального банковского совета, знаю, что оттуда ничего лишнего никогда не утекает. И если ЦБ озвучивает ту лили иную проблему — значит, это говорит о продуманном решении дать огласку.
Фактически, озвучена проблема о том, что у системы «МИР» есть определённый технологический недостаток. Ощутимую руками и видимую глазами «пластмасску» карты до сих пор выпускают за границей. Ваш «МИР» просрочен?
«СП»: Да, ему продлили срок действия.
— Ну вот, а это потому, что своих «платсмассок» мы не делаем, и они, там на Западе, тоже из-за санкций не делают для нас. И мы продлеваем сроки действующих.
«СП»: Мы не умеем их делать?
— Умеем, но строить предприятия для этого — дорого. По-видимому, сделать что-то свое, новое, без «пластмассок» и новых заводов — просто намного дешевле.
«СП»: Улыбка — не только дешевле, но и надёжнее, чем пластик?
— А вот многие люди подумают по-другому. Они скажут так: если мою пластиковую карту украли — я могу её заблокировать. А если хакеры украли мою улыбку или сетчатку глаза? Что тогда делать? Карточку поменять можно, а твои биометрические данные, которые преступники используют с бандитского компьютера, как ты поменяешь?
Поэтому доверие к биометрическим системам ещё потребуется завоевать. И в мире пока никому ещё этого не удалось. Биометрия используется для самых дешевых услуг — поездки в транспорте, входа в туалет…
«СП»: Если судить по такому высокому критерию безопасности, то можно поставить и вопрос: а что будет, если интернет грохнется вообще. Без денег и документов (кроме бумажных) останется каждый.
— В Москве таких случаев не было, а в разных других местах России и мира такие случаи известны. Центральный Банк для таких ситуаций сейчас работает над системой «личного кошелька». Если ничего не работает, то кассовый аппарат спишет с вас сумму при покупке, и она станет долгом, который вернётся в магазин, когда все системы включатся. Однако это опять же делается не по глазам, а по пластику.
«СП»: Павел Алексеевич, лично я уже много лет не видел денег в бумажном или железном виде, потому что пользуюсь только картой. А мой сосед, когда получает зарплату, идёт в банкомат, и забирает всё в банкнотах. Кто из нас прав?
— Наиболее рациональным было бы вас сложить и поделить. Потому что на всякий случай, если что-то не сработает, какое-то количество наличных денег иметь нужно.
Депутат Госдумы, председатель Комитета по финансовому рынку и председатель Совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков высказал «Свободной Прессе» своё мнение о системе, которая будет конкурировать с картами «МИР»:
— Сегодня единственным оператором в нашей стране является НСПК, поэтому карта «МИР» — монопольное явление. В НСПК работают большие молодцы, они спасли наших граждан после ухода иностранных карт, а сейчас предоставляют новые и новые возможности, услуги и приложения для владельцев карты «МИР».
При этом конкуренция нужна, и ко мне обращались представители крупных кредитных организаций, сообщая о том, что они хотят создать альтернативу, и я позитивно к этому отношусь. Конкуренция будет приводить к ещё более заметному снижению цен на услуги в борьбе за клиента.
А что касается улыбок и других услуг — они будут развиваться всеми, — и НСПК, и альтернативными поставщиками финансовых услуг.
«СП»: Анатолий Геннадиевич, всех волнует вопрос: что будет с деньгами, если «лягут» цифровые сети?
— Центробанк ведёт отработку подобных рискованных сценариев, хотя предпосылок к такому грустному развитию событий нет. К примеру, цифровым рублём, предположительно, можно будет пользоваться и без интернета.
Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках, — в теме «Свободной Прессы».