«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова
Экстремальное время требует и экстремальных действий. Такую точку зрения высказал главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. «Из этого числа — запрет на продажу российских ценных бумаг иностранцами. На российском рынке такого никогда не было. А принимались ли подобные меры Центробанками в других странах, мне не удалось найти информацию», — отмечает собеседник «Свободной прессы».
Ранее сообщалось, что Банк России запретил российским брокерам продавать ценные бумаги по поручениям иностранных клиентов. Соответствующее предписание подписал заместитель председателя регулятора Филипп Габуния и действует оно с сегодняшнего утра.
Вместе с тем как отмечает Марк Гойхман, данное решение имеет несколько слоев.
«На поверхности — это реакция российского Центробанка на „обиду“ от западных стран, заблокировавших находящуюся на их счетах часть резервов ЦБ. По такой логике, почему бы „в ответ“ не „заморозить“ средства иностранных инвесторов в наших ценных бумагах? — Как говорится, „на войне, как на войне“. Впрочем, данное решение позволяет ослабить ожидаемые массированные распродажи акций и облигаций, которые дополнительно обрушат цены российских ценных бумаг», — указывает экономист.
Впрочем, по его убеждению, данный шаг регулятора является ничем иным как искусственным, нерыночным сдерживанием фондовых индексов.
«Теоретически, оно может ограничить обесценивание активов, находящихся у российских инвесторов — как физических, так и юридических лиц. Ведь эти бумаги — не только „кровные“ деньги людей, доверчиво вкладывавшихся в них в последние годы. Это, зачастую, и обеспечение по заимствованиям компаний, банков. Снижение котировок — это огромный негатив, который может повлечь цепь дефолтов по кредитам, нанесет удар в целом по финансовой системе», — предупреждает эксперт.
Возможно, Ценетробанк надеется на, что паника будет сбита в ближайшие дни и ситуация хоть как-то нормализуется? Как говорится, «нам бы день простоять, да ночь продержаться»?
Однако собеседник даже не берется предполагать, когда запрет будет снят.
«В любом случае, мера крайне негативная — как „здесь и сейчас“ для нерезидентов, так и для дальнейших перспектив российского рынка. Если есть теперь такой прецедент, его подспудно буду иметь в виду инвесторы, повышая оценку рисков таких вложений», — подчеркивает Марк Гойхман.