Великая эпоха советского хоккея длилась без малого сорок лет. У руля национальной команды были тренеры, разные по характерам, взглядам на хоккей, методам работы. Но все они были неординарными личностями.
Патриарх Аркадий Чернышев
Прискорбно, но широкая хоккейная публика и общественность практически не вспоминает этого величайшего специалиста. За исключением только тех, кто связан с обществом «Динамо». В 2014 году, когда Аркадию Ивановичу исполнилось 100 лет, это тоже прошло как-то буднично. Его упоминают разве что в связке с Анатолием Тарасовым, причем как-то вскользь и походя. О нем не снимают фильмов, как о других тренерах. А ведь тот же Тарасов, чья фамилия до сих пор на слуху, официально был его помощником и самостоятельно ни одного титула не выиграл… Впрочем, речь не совсем об этом.
Чернышев, бывший футболист и хоккеист столичного «Динамо», возглавил национальную сборную первого созыва в 40 лет (его помощником был Владимир Егоров). Эта команда в 1954 году на льду Стокгольма впервые завоевала титул чемпионов мира. Тот успех примечателен по нескольким причинам: во-первых, наша команда дебютировала на главном турнире планеты, во-вторых, она в пух и прах разнесла могучих канадцев со счетом 7:2! И в-третьих, тогда-то и началась славная летопись советского хоккея.
Спустя год команда сборная СССР уступили золотые медали «Кленовым листьям», проиграв им также с разницей в пять шайб — 0:5, а на зимней Олимпиаде-56 в итальянском Кортина-д'Ампеццо взяла реванш у родоначальников хоккея — 2:0.
Однако на первенстве планеты, которое впервые проходило в Москве, сборная СССР, не проиграв ни одной встречи, заняла лишь второе место.
Главным виновником неудачи сочли тренера. И Чернышева отправили в отставку. А его помощник Егоров свой пост сохранил. Но получил другого «начальника» — Анатолия Тарасова…
Упрямый Тарасов
Анатолий Тарасов достаточно рано стал тренером армейской команды. Еще в конце 40-х годов, когда Василий Сталин собрал команду ВВС и перетянул многих известных игроков, в том числе и из ЦДКА, включая Всеволода Боброва, Тарасов остался и как самый опытный сразу стал играющим тренером. С Бобровым, несмотря на то, что играли в течение пары сезонов в одной тройке, были полными антиподами и относились друг к другу, мягко скажем, прохладно. Оставаясь на вторых, а то и третьих ролях, как игрок, Анатолий Владимирович решил стать первым в качестве тренера.
Свою карьеру в сборной он начал в 1958 году уже сорокалетним и выигравшим несколько титулов с ЦСКА.
Как и год назад, при Чернышеве команда СССР на чемпионате мира, прошедшем на льду Осло, заняла второе место. Ситуация повторилась и на следующем первенстве планеты в Чехословакии. Следует отметить, что советская команда набрала одинаковое количество очков с «Кленовыми листьями», но уступила золотые медали по соотношению шайб. Тарасов был страшно огорчен и жаждал реванша. Однако спустя год нашу сборную и его наставника ждало еще более огорчительное поражение. На Олимпийском турнире в Скво-Вэлли сборная Советского Союза заняла лишь третье место, уступив не только канадцам (5:8), ставшим серебряными призерами, но и победителям — команде США (2:3).
На первенстве мира-61 в Швейцарии наша сборная снова заняла третье место, проиграв чемпионам канадцам со счетом 1:5 и занявшим второе место чехословакам — 4:6. Но весь гнев спортивного начальства был обращен уже не к Тарасову, которого отправили в отставку после Олимпийских игр, а к тренерскому трио. Это было своеобразно «ноу-хау», но неудачное. Командой снова руководил Чернышев, которому ассистировали Анатолий Кострюков (кстати, сейчас ему 91 год) и Владимир Виноградов.
И снова советским болельщикам пришлось уповать на будущее. Но… на чемпионат мира 1962 года в Колорадо-Спрингс сборная Советского Союза, как и команда Чехословакии не прибыла. Это был, как назвали этот случай советские газеты, «акт солидарности» с хоккеистами сборной ГДР, которым Госдепартамент США отказал в выдаче въездных виз. Глупость несусветная — с обеих сторон, разумеется…
Победный дуэт
И вот спортивные чиновники приняли парадоксальное на первый взгляд, но, как потом выяснилось, правильное решение. Что бывает очень редко среди чиновников. Они объединили совершенно разных Чернышева и Тарасова. Впервые тренерский дуэт руководил сборной СССР на первенстве мира 1963 года в Швеции. Тогда никто не возражал против совместительства, и Чернышев руководил «Динамо» (на этом посту он работал 28 (!) лет), а Тарасов возглавлял ЦСКА. Кстати, армейский клуб он тренировал с перерывами более четверти века!
С того чемпионата планеты началась ярчайшая серия побед советской сборной, длившаяся девять лет. Сменялись игроки, а команда в красной форме с гордыми буквами на свитерах штамповала, словно передовое социалистическое предприятие, одну великолепную победу за другой. Это был знак качества советского, лучшего в мире хоккея.
Тот, кто видел Чернышева и Тарасова, конечно, эту пару запомнил — спокойную и даже на вид безмятежную стать Аркадия Ивановича, облокотившегося о борт и мятущуюся фигуру Анатолия Владимировича, порой напоминавшего ураган. Казалось, что первый — сторонний наблюдатель, второй — полководец, от решения которого зависит исход сражения. Тем не менее, в должности главного пребывал Чернышев, Тарасов же формально считался его помощником.
Однако все вопросы по формированию состава сборной решал Тарасов, обычно отдавая преимущество армейцам в заочном споре с игроками других клубов, в том числе, с динамовцами. И здесь ему редко, кто перечил. Частенько хранил молчание и Чернышев.
Может, Аркадий Иванович был слишком интеллигентен и чересчур мягок, чтобы ввязываться в закулисные, и, вероятно, тяжелые споры с напористым и властным Анатолием Владимировичем? К тому же, последний ощущал поддержку «сверху», которой у Чернышева, возможно, не было.
Но может, и хорошо, что все так сложилось? Если бы тренеры разругались, разошлись в стороны, глядишь, и не было бы череды великих побед советского хоккея.
— Анатолий Владимирович — великолепный черновой тренер. Интересные упражнения, огромные нагрузки. Но руководил игрой слишком импульсивно. Это не всегда шло на пользу. Аркадий Иванович в таких ситуациях не порол горячку. Между прочим, при Тарасове сборная за три года не выиграла ничего. В 1958 и 1959 годах на чемпионатах мира — серебро. На Олимпиаде 1960 года — бронза. А когда главным стал Чернышев, а Тарасов его помощником, сборная девять лет подряд побеждала на всех турнирах! По характеру они абсолютно разные. Анатолий Владимирович, например, не понимал шуток. Аркадий Иванович — потоньше, с ним можно было обсудить что угодно. Поэтому я, как и многие динамовцы, ставлю Чернышева выше Тарасова. Но о нем почему-то пока фильмы не снимают, — сказал в интервью «СП» трехкратный олимпийский чемпион легендарный защитник «Динамо» и сборной СССР Виталий Давыдов.
Гений и импровизатор Всеволод Бобров
Доподлинно неизвестно, отчего Чернышев и Тарасов ушли из сборной. Говорят, что мэтры опасались ударить в грязь лицом на чемпионате мира 1972 года, которое проходило в Чехословакии. Дружина хозяев была очень сильна. Но наиболее реальна другая причина. В 1972 году предстояла еще первая серия встреч с канадскими профессионалами. Сборная СССР выезжала до этого за океан и играла с переменным успехом даже с любительскими командами. Говорят, что тренеры, особенно Тарасов, очень боялись позора и специально пошли на конфликт с руководством.
Поэтому в команде появился новый главный тренер — знаменитый в прошлом футболист и хоккеист Всеволод Бобров. И в помощники ему отрядили человека известного — Николая Пучкова. Оба — форвард и голкипер — играли в сборной СССР и дважды в ее составе становились чемпионами — мира и Олимпийских игр.
Будучи от природы гениальным спортсменом, Бобров искренне думал, что может победить любого. Он считал, что в игре все просто, как апельсин и поэтому не понимал Тарасова, который еще будучи игроком что-то черкал в блокнотике и вел записи. Поэтому и не захотел играть с ним в ВВС. Потом уже, став тренером, Всеволод Михайлович не сомневался, что Тарасов, даже создав свою школу и великую армейскую команду, вновь перед ним спасует. И возглавил принципиального соперника армейцев — «Спартак». И в 1969 году выиграл с красно-белыми чемпионат СССР, оставив ЦСКА с носом.
Поэтому и с канадцами играть не боялся и был убежден, что не проиграет. Сборную принял буквально за месяц до Праги. Он вообще любил рисковать.
Первенство мира-72 завершилось победой хозяев, которые превзошли советских хоккеистов, занявших второе место. Но спортивное начальство не стало делать «оргвыводов», а лишь предложило работать над ошибками. И Бобров остался на своем посту — готовить сборную СССР к реваншу.
И он получился блестящим! Следующий турнир в Москве наша команда выиграла легко и непринужденно (об этом — в материале «Сотня шайб от «Красной машины»). Установив рекорд чемпионатов мира по заброшенным шайбам, который не побит до сих пор.
Бобров — уже вместе с Борисом Кулагиным — отменно подготовили сборную СССР и к суперсерии с канадскими профессионалами, состоявшейся осенью 1972 года.
Тот же тренерский дуэт руководил сборной Советского Союза на победном чемпионате мира-74 в Финляндии. Завоевать золотые медали нашей команде не помешало даже разгромное поражение от сборной ЧССР со счетом 2:7. Во второй игре наши взяли реванш — 3:1. Казалось, что Бобров «на коне», но обстоятельства — и отнюдь не хоккейные — сломали его тренерскую карьеру в национальной сборной.
Он был человеком независимым, не кланялся судьбе, да и обстоятельствам — мнение свое отстаивал страстно, без боязни. Говорил, что думал — даже в присутствии больших начальников. Бывало, посылал «далеко» и депутата, и дипломата. Последний, кстати, обиды не стерпел.
Дело было так. В перерыве одного из матчей чемпионата мира в раздевалку нашей сборной, где шел горячий разбор игры, бесцеремонно ввалились представитель Спорткомитета СССР Валентин Сыч и посол СССР в Финляндии. Бобров, которого нежданные гости прервали на полуслове, не оборачиваясь рыкнул: «Закройте дверь! С той стороны!»
Может, добавил еще что-то непечатное.
Спортивный чиновник пропустил резкость тренера мимо ушей, посол же обиду не стерпел и направил письмо с жалобой в ЦК КПСС. И тренеру, который привел сборную СССР в тринадцатый раз к титулу чемпионов мира, указали на дверь…
Раскрывающий таланты Борис Кулагин
На чемпионате мира-75 в ФРГ сборной руководил 42-летний Константин Локтев — замечательный в прошлом форвард ЦСКА, позже ставший главный тренером этого звездного клуба. Но, положа руку на сердце, он только числился главным. А руководил командой Борис Кулагин. Тоже недооценённый тренер. Он много лет был помощником в ЦСКА у Тарасова и раскрыл много талантливых ребят, например, Харламова, Викулова, Анисина, Лебедева, Бодунова, позже Капустина, Шепелева. Затем он возглавил «Крылья Советов» и сделал эту команду чемпионом. Кулагин признавался, что с Бобровым ему было работать комфортно, они понимали друг друга с полуслова и полувзгляда. И после изгнания Всеволода Михайловича, его в команде оставили, но формально назначили армейца Локтева.
Наша команда выиграла все десять матчей турнира и в блестящем стиле завоевала золотые медали. Никаких проблем у нее не возникло даже во встречах с «братьями» по социалистическому лагерю — чехословаками.
Но на следующем первенстве планеты удача отвернулась от сборной. Она проиграла не только главным конкурентам — сборной ЧССР, но и шведам. Но самым неожиданным стало поражение от хозяев — поляков, которых наши хоккеисты всегда обыгрывали, что называется, на одном коньке. В итоге сборная СССР заняла второе место, отстав от чемпионов мира, сборной Чехословакии, на шесть (!) очков.
Над тренерским дуэтом сгустились тучи. А в 1977 году прогремел гром. Наша сборная на чемпионате планеты в Австрии опустилась и вовсе на третье место, пропустив вперед не только чехословаков, но и шведов. Казалось бы, с кем не бывает, игра ведь? Но «наверху» выказали крайнее недовольство, и тренерский дуэт под громкий хор критиков ушел в отставку.
Последний из могикан — Виктор Тихонов
Этот человек руководил сборной СССР полтора десятка лет. Он создал не просто сильную команду, а собрал неповторимую «Красную машину», которая работала красиво, динамично и почти без сбоев. Под его началом — а помощником у Тихонова долгое время был Владимир Юрзинов - сборная Советского Союза дважды завоевывала титул олимпийских чемпионов и восемь раз становилась чемпионом мира. Команда успешно сражалась и с канадскими профессионалами, не раз доказывая свое превосходство.
Быть может, Тихонов работал бы в сборной страны еще много лет, но вот беда — политические бури разметали эту самую страну. Однако советский хоккей прожил еще целый год! На Олимпиаде-92 в Альбервиле сборная СНГ — фактически сборная СССР — в блестящем стиле выиграла турнир. Это было великое прощание, к горести миллионов болельщиков хоккейная Атлантида навеки ушла на дно…
О Тихонове написано и сказано много, а потому нет смысла повторяться.
Стоит лишь отметить, что Виктор Васильевич был непростым человеком, часто конфликтовал со своими подопечными, но никто никогда не оспаривал его тренерского таланта. Он не только жил в своем времени, но и опережал его в тактических схемах и стратегии. К примеру, Тихонов первым перешел на игру в четыре звена. Это была хоккейная революция!
Для этого человека не было выходных и отпусков. Он говорил, что хоккей — занятие для людей увлеченных и отрешенных. Никакие личные проблемы и заботы в расчет не принимались. Кто не может так жить, должен уйти. Он и ушел последним. Как капитан с корабля.
— Тихонов не был диктатором, как иногда любят говорить, - вспоминает двукратный олимпийский чемпион Александр Кожевников. — Он был строгим. Дисциплину любил. Но объективным. Меня он, например, взял на Олимпиаду после травмы, хотя я играл в «Спартаке», а хороших хоккеистов и так хватало. Так что, о Викторе Васильевиче могу говорить только с уважением и любовью.