Неудавшаяся попытка переворота и многочисленные теракты на территории страны сыграли на руку властям Турции. Реджеп Эрдоган получил возможность нанести серьезный удар по оппозиции — и не только по последователям оппозиционного богослова Фетхуллаха Гюлена, но и по левым и прокурдским силам. Кстати, именно последние вызывают у турецкого руководства наибольшую ненависть — и это вполне объяснимо в условиях активизации курдского национального движения в Сирии и на юго-востоке самой Турции.
«Демократия народов» Анкаре не по душе?
Как стало известно, прокуратура Турции 17 января 2017 года запросила для лидеров левой прокурдской Партии демократии народов Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг действительно «драконовские» сроки лишения свободы — 142 и 83 года соответственно. Напомним, что 4 ноября 2016 года с санкции прокуратуры были задержаны 15 депутатов турецкого парламента, в том числе Демирташ и Юксекдаг. Их подозревали в сотрудничестве с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана. Вскоре 11 депутатов из числа задержанных были помешены под арест. 20 января 2017 года полиция Анкары задержала еще одного депутата — Айше Аджар Башаран. Формально ее задержали за неявку на допрос к следователю.
Деятельность Партии демократии народов всегда вызывала у турецкого руководства сугубо негативные эмоции. Основанная 12 августа 2012 года, партия объединила в своих рядах многочисленные левые и леворадикальные организации самого разного толка. Фактически, она представляет собой широкую коалицию, в которую входят социал-демократы, марксисты-ленинцы, троцкисты, маоисты, «зеленые», объединения национальных меньшинств, радикальные профсоюзы. Лозунги, под которыми выступает партия, не могут рассматриваться турецкими властями иначе, как подрывные. Партия демократии народов защищает права и интересы национальных меньшинств, включая, например, армян и курдов, требует открыть границу с Арменией. Именно активисты партии составили основную массу участников протестов, начавшихся во многих городах Турции после того, как армия и полиция приступили к вооруженной операции против Рабочей партии Курдистана.
Почему Эрдоган не любит Демирташа
Лидер Партии демократии народов 43-летний адвокат Селахаттин Демирташ всегда считался харизматичным политиком и пользовался большой популярностью среди курдов и той части турок, которая симпатизирует левым. Демирташ последовательно критиковал политику турецкого руководства в отношении курдов, требовал предоставления автономии Турецкому Курдистану и очень негативно отзывался о роли Анкары в сирийском конфликте. Кроме того, Демирташ не стеснялся в выражениях, характеризуя президента Эрдогана. Не меньшее недовольство турецких властей вызывали и планы Демирташа превратить Турцию в федеративную республику из четырех автономий — турецкой, курдской, армянской и греческой.
Избавиться от яркого оппозиционера, засадив его в тюрьму, власти страны планировали давно. Например, в сентябре 2010 года Демирташа, возглавлявшего тогда курдскую Партию мира и демократии, уже приговаривали к 10 месяцам тюремного заключения — за сотрудничество с Рабочей партией Курдистана. Но шесть лет назад ему удалось избежать лишения свободы — вскоре срок поменяли на пять лет условно. Демирташ не успокоился и продолжил активную политическую деятельность. Так, в 2013 году он подверг критике запрет вывешивать портреты Абдуллы Оджалана — легендарного курдского лидера, находящегося в заключении.
Кстати, именно Оджалан был автором идеи создания Партии демократии народов как широкой коалиции курдов, других национальных меньшинств и левых сил страны. Как оказалось, расчет давнего узника турецкой тюрьмы был верным — Партия демократии народов быстро набрала популярность. В 2015 году ей удалось преодолеть десятипроцентный барьер на парламентских выборах. ПДН получила 13,2% голосов и смогла провести в турецкий парламент 80 депутатов. Этот успех разъярил Эрдогана — ведь прохождение ПДН в законодательный орган лишило Партию справедливости и развития монопольных позиций. Летом Эрдоган своим указом снял с депутатов парламента неприкосновенность — скорее всего, это делалось именно с целью развязать турецкому правосудию руки перед готовящейся волной репрессий против Партии демократии народов.
Вместе с Демирташем была арестована и Фиген Юксекдаг. Одна из самых ярких женщин — политиков современной Турции, Юксекдаг также родом из курдской семьи. Причем ее отец был человеком верующим, консервативных убеждений, но дочь встала на путь левого политического активизма. В восемнадцать лет она оставила отчий дом и перебралась в Стамбул, участвовала в левом движении, а в 2002 году впервые баллотировалась в турецкий парламент. В 2009 году Фиген Юксекдаг арестовали за участие в несанкционированной демонстрации. В тюрьме она вышла замуж за левого активиста Седата Сеноглы. После освобождения Фиген стала соучредителем марксистско-ленинской Социалистической партии угнетенных, а в 2014 г. стала сопредседателем Партии демократии народов.
На Западе аресты Демирташа, Юксекдаг и других депутатов от ПДН, близких европейским левым, вызвали бурное возмущение. Свой протест выразило МИД ФРГ. Турецкий политолог Митат Челикпалы, в свою очередь, назвал арест оппозиционеров вызовом Евросоюзу со стороны Эрдогана.
Арест Демирташа меняет политику на курдском направлении
Известный российский востоковед — специалист по Турции и Ближнему Востоку Александр Сотниченко считает, что репрессии турецкого правительства в отношении партии связаны скорее не с левой идеологией этой организации, а с курдским происхождением ее лидеров и большей части электората.
— Партия изначально создавалась как представитель интересов курдского меньшинства, — говорит Александр Сотниченко. В организации многочисленных терактов в Турции подозревают различные курдские политические организации. Угроза возобновления войны в курдских районах Турции очень велика, и связано это главным образом с распадом Сирии.
«СП»: - Возможно ли, что Демирташ и его соратники реально будут приговорены к длительным срокам заключения и «исключены» из большой турецкой политики?
— Это вполне вероятно. Эрдоган в последнее время идет ва-банк, ему нужно расчистить политическое поле от возможных противников, среди которых наиболее харизматичной фигурой является именно Демирташ. Кроме того, многочисленные теракты в последнее время углубили раскол между турками и курдами, и такой шаг будет поддержан большинством населения.
«СП»: — К каким последствиям может привести осуждение Демирташа, возможные дальнейшие репрессии против Партии демократии народов? Стоит ли ожидать нарастания протестов со стороны курдов и левых сил?
— Арест Демирташа станет показателем резкого изменения политики Эрдогана на курдском направлении. Он начал как политик, создающий новую всетурецкую идентичность на основе ислама. Сейчас мы видим, как большинство политиков возвращаются к традиционному для республики национализму.
Демирташ в свое время поддержал Москву
Кстати, в декабре 2015 года, когда отношения России и Турции накалились до предела после трагической истории с российским военным самолетом, Селахаттин Демирташ посетил Москву. Он встретился с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Судя по всему, принятием самого известного оппозиционера Турции Россия продемонстрировала Эрдогану свою готовность в случае дальнейшего ухудшения отношений поддержать прокурдские партии.
Реакция Анкары последовала незамедлительно. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу приравнял визит Демирташа в Москву к предательству родины. Поездка Демирташа вызвала и резкую критику со стороны многочисленных турецких националистических политиков. Но теперь, когда отношения между Анкарой и Москвой нормализовались, арест Демирташа и ряда других видных оппозиционных политиков остался в России без особого внимания.