Бремя содержания потерявших трудоспособность государство намерено переложить на их детей
Правительство «попросило» крупный бизнес России «вложиться» в инфраструктурные проекты на астрономическую сумму — примерно 9 триллионов рублей. По замыслу Кабмина, деньги на новые дороги и порты олигархам придется изыскать из средств, которые крупнейшие экспортеры страны заработали за счет внушительного снижения курса рубля в последние месяцы.
Экспортер? Раскошеливайся!
С начала августа в бизнес-кругах активно обсуждалось предложение бывшего министра экономического развития России, а ныне — помощника президента Андрея Белоусова по «изъятию» у крупных компаний-экспортеров. По его подсчетам, за счет курсовой разницы в 2017 году крайне выгодным оказался экспорт продукции многих отраслей промышленности. В первую очередь — химической и металлургической. Благодаря все более комфортному для поставок за рубеж курсу рубля, химики и металлурги на экспорте за весь 2017 год сумели дополнительно заработать почти 1,5 триллиона рублей. А за первую половину 2018 года — еще 700 миллиардов.
Белоусов предложил ввести некий «налог на сверхдоходы». И даже направил президенту Владимиру Путину список из 14 компаний, которые, по его мнению, должны поделиться с государством как минимум 520 миллиардами. Эти деньги, по задумке Белоусова, должны были напрямую пойти на реализацию «майского указа» президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» (он рассчитан на период до 2024 года).
Экспортно-ориентированный бизнес, разумеется, возроптал против дополнительного налогообложения. 24 августа в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) Белоусов провел встречу с представителями крупного бизнеса — того самого, который он ранее и предлагал обложить неким новым «налогом на сверхдоходы».
Бремя содержания потерявших трудоспособность государство намерено переложить на их детей
На встрече было якобы принято компромиссное решение: никакого нового «налога на сверхдоходы» вводить не станут, хотя крупные компании все равно будут вынуждены поделиться с казной — в виде вложения в крупные инфраструктурные проекты. На встрече с журналистами Андрей Белоусов объявил цифру — 200−300 миллиардов рублей.
Теперь же цифра чудесным образом может вырасти… до 9 триллионов. Именно в такую сумму оценивает необходимый объем вложений (и это — только со стороны частного бизнеса!) рабочая группа правительства, в которую вошли сам Белоусов и первый вице-премьер российского правительства, министр финансов Антон Силуанов.
Амбиции приходят во время еды
Член рабочей группы, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин уже заявил журналистам по итогам прошедшего 20 сентября очередного совещания, что крупный бизнес сможет профинансировать лишь часть предложенных проектов.
По словам Шохина, все проекты, которые предоставили министерства и госкомпании (в их числе, например, Росатом и РусГидро), теперь должны пройти процедуру road show. То есть — инициаторы проектов обязаны провести серию встреч с потенциальными инвесторами, которым нужно обозначить точный объем финансирования, сроки окупаемости.
Среди проектов есть и баснословно дорогие, о которых «Свободная пресса» ранее писала. В частности — проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали от Ростова-на-Дону, которая свяжет воедино Краснодар, Майкоп, Минеральные Воды и все столицы республик Северного Кавказа (его лоббирует глава Чечни Рамзан Кадыров) или создания «Северного широтного хода», который, как предполагается, свяжет воедино Северную и Свердловскую железную дороги (эту идею продвигает недавно назначенный губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Артюхов).
Странно, что в списке не оказалось другим амбициозных проектов, на реализацию которых у государства уж точно денег сейчас нет. Скажем, строительство моста до Сахалина (о нем ходатайствовал перед президентом сахалинский губернатор Олег Кожемяко) или новой автодороги «Джубга — Сочи» (идея губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева).
Руководство ПАСЕ пытается придумать, как снять санкции с России, не прогневив при этом США и Украину
А ведь свои предложения (пусть и не столь дорогие, как строительство новых дорог) есть у многих иных ведомств. Например, Минкомсвязи хочет развивать 5G-технологии в крупных городах, а Минприроды — создавать новые национальные парки…
Но какие конкретно проекты сможет профинансировать крупный бизнес, на какую точно сумму — и будет решать рабочая группа. Время сейчас играет против бизнеса. Курс рубля по-прежнему низок, а значит, экспорт продукции из России приносит крупным компаниям все новые сверхприбыли. Есть, чем делиться, если государство потребует. А ведь только предварительная стоимость 13 нацпроектов, разработанных во исполнение президентского майского указа (в них входят 48 федеральных программ), составляет 25 триллионов рублей.
Жаворонков: бизнес заплатит за то, что интересно ему
Со скепсисом оценивает перспективы «плана Белоусова» по инвестированию крупным бизнесом средств в предложенные государством проекты старший научный сотрудник Института экономической политики (ИЭП) Сергей Жаворонков:
— Вот нацпроекты тоже оценивают во много триллионов. Но там есть хитрость: в этой оценке и дополнительные деньги, и плановые расходы бюджета… Надо, чтобы в СМИ звучали цифры как можно бОльшие: мол, планов громадье. Вот и бизнесу предложить можно хоть тысячу проектов. Но, полагаю, что значительная часть из этих проектов сформирована по принципу запросов у самих предприятий: что им нужно.
Тут главное — обязан ли бизнес платить? И нужно ли ему это самому? На третьем месте -вопрос оценки инвестиций. Если бизнес будет их оценивать сам — не волнуйтесь, он оценит ого-го!
Ну, не будет, скажем, НЛМК инвестировать в дорогу до Грозного. Он лучше в Липецкой области дорогу построит и там же в парке бесплатный интернет сделает. А вот оценит все это очень во много.
Важно понимать, что чиновникам на самом деле неинтересны проекты, которыми не они управляют. А в обозначенной схеме управления чиновников не видно.
Соглашусь, что бизнес действительно «прогнули», только когда увижу, что деньги потрачены куда-то не туда, куда хотели владельцы крупных предприятий.