22 апреля Госдепартамент США намерен объявить о полном запрете на покупку нефти у Ирана. Об этом сообщила газета The Washington Post, затем информацию подтвердили Reuters и Associated Press.
Речь идет о восьми странах, которые покупают нефть у Тегерана, и которых Вашингтон не подвергает за это санкциям — Китае, Индии, Японии, Южной Корее, Тайване, Турции, Италии и Греции. В ноябре 2018-го, после выхода из международной ядерной сделки с Ираном, США ввели санкции в отношении третьих стран за покупку иранской нефти. Администрация Дональда Трампа предоставила специальные исключения только восьми странам, позволив им временно, в течение полугода, импортировать нефть из Ирана — до 2 мая 2019 года.
И вот «час Х» наступил: стало известно, что продлевать режим исключения Белый дом не намерен. Как ранее заявил помощник госсекретаря по энергетическим ресурсам Фрэнк Фаннон, «наша цель — как можно быстрее свести к нулю иранский экспорт».
Поясним: США добиваются от Тегерана отказа от ядерной программы и прекращения поддержки боевиков на Ближнем Востоке. Что симптоматично, вопросом отмены исключений из антииранских санкций в Белом доме занимается «ястреб» — советник по нацбезопасности Джон Болтон.
Заметим, нефтяной экспорт Ирана сокращается стремительно. Так, Италия, Греция и Тайвань отказались от закупок нефти у Исламской республики практически с момента введения санкций США. В итоге иранские поставки сократились в 2,5 млн. баррелей в сутки до 1,1 млн. баррелей на март 2019-го. В апреле они снизились еще сильнее — до 1 млн., по данным Refinitiv Eikon.
Теперь наиболее агрессивный сценарий предполагает полный запрет на покупку иранской нефти. Однако, по мнению экспертов, его вероятность невелика. Это бы привело к росту цен на нефть, а баррель выше $70 не устраивает Трампа. Неслучайно в одном из твитов в начале года президент США упоминал о том, что снижение цен на нефть позитивно влияет на экономику Америки.
Но как бы события не развернулись, Иран в руках США стал стратегическим инструментом для манипуляций нефтяным рынком. При этом положение самого Тегерана завидным не назовешь.
И без новых санкций Исламская республика переживает не лучшие времена. По данным МВФ, инфляция в последние месяцы ускорилась в стране до 30% (курс реала потерял половину своей стоимости с начала года), а доходы бюджета продолжают уменьшаться. Только по официальному прогнозу, правительство закладывает снижение поступлений бюджета почти на 4% в 2019 году. Новый пакет санкций лишь усугубит экономическую изоляцию Тегерана.
Да, вероятнее всего, Иран продолжит придерживаться жесткой политической позиции «неподчинения» США, черпая поддержку из имеющихся в стране ресурсов. Но насколько велики эти ресурсы — вопрос открытый.
Нам в истории с Ираном важно помнить: Вашингтон ставит Москву и Тегеран на одну доску. В конце марта стало известно, что Америка, разобравшись с Ираном, готовится нанести новый санкционный удар и по России. По данным Bloomberg, санкции снова планируется ввести в связи с делом Скрипалей. Как пишет агентство, должностные лица США в государственном и казначейском департаментах уже «проверили санкции против РФ, и ожидают одобрения Белого дома».
— США в отношении Ирана проводят ту политику, которая нужна Израилю, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Трамп изначально был представителем произраильского лобби, о чем уже много написано, и сейчас также проводит линию по поддержке Израиля. А главный внешнеполитический противник Израиля — это Иран. Поэтому Вашингтоном изыскиваются самые различные средства, чтобы Тегеран отбросить, ослабить, заставить его свернуть внешнюю политику.
«СП»: — США рассчитывают с помощью санкций сменить режим в Иране?
— Не думаю, что ставка делается на внутреннее восстание в Иране, хотя, наверное, такие надежды у американцев тоже есть. Но все же главная задача — принудить Иран к капитуляции.
В частности, к тому, чтобы он отказался от своей политики в отношении Израиля, от поддержки движения «Хезболла» в Ливане и поставки вооружений, от размещения иранских войск в Сирии, от действий в Йемене против Саудовской Аравии. Потому что, в конечном итоге, любое укрепление Ирана на Ближнем Востоке для Израиля невыгодно.
Именно поэтому США держатся антииранской линии, и их давление на Тегеран будет только нарастать.
«СП»: — Что в такой ситуации правильно делать России?
— Нам надо поддерживать Иран по той простой причине, что Тегеран является центром силы на Ближнем Востоке, который ограничивает влияние США.
Напомню, что Иран серьезно помог нам в Сирии разобраться с проамериканскими террористами — я имею в виду ИГИЛ*, «Джебхат ан-Нусру"** и отпочковавшиеся от нее террористические организации. Тегеран здорово помог на земле, поставив пехоту, благодаря чему мы решили стратегическую задачу — закрепились в Сирии. Думаю, если бы мы действовали одни, без помощи Ирана, это бы нам не удалось.
В целом, ограничение влияния США в Персидском заливе, на Аравийском полуострове — это все Иран. Который, например, поддерживает хуситов против Саудовской Аравии, вынуждая саудовцев искать и нашей поддержки, и, следовательно, ограничивать антироссийскую деятельность, которой они активно занимались еще со времен Афганистана.
Так что Иран для нас очень важен. Не говоря уже о том, что Иран — это такой столп, который блокирует распространение нестабильности в Закавказье: Азербайджане, Армении, и дальше на наш Северный Кавказ, а также в Центральную Азию — Туркмению, Узбекистан.
Помимо этого, Иран ограничивает возможности США в Афганистане: американцы там зажаты со всех сторон, и это не дает им возможности слишком сильно развернуться. То есть, наращивать военное присутствие, перекидывать активность террористов в Среднюю Азию — у американцев это не получается.
«СП»: — То есть, мы Иран должны всячески поддерживать?
— Да, создавать условия для существования в режиме санкций. Замечу, для этого кое-что делается: мы наладили с Ираном торговлю в национальных валютах, есть некоторые договоренности по взаимозачету нефтью: они ее нам поставляют по свопу, а мы — поставляем на Запад.
Думаю, новые санкции дополнительно ограничат поступление иранской нефти на мировой рынок. Но это приведет только к росту цен на «черное золото». Получится, США в одном аспекте выиграют, немного поприжав Иран, а с другом проиграют, потому что улучшают позиции России и Венесуэлы.
Это такая ситуация, при которой хвост вытащишь — нос увязнет. Американцам не хватает ресурсов действовать по всем фронтам — и для нас это очень хорошо.
— Россия в настоящий момент находится в состоянии тактического партнерства с Ираном, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Поэтому Москве в той или иной степени стоит держать общий с Тегераном фронт. Тем более, вырисовывается крайне интересная связка Китай-Иран-Россия. Как известно, Иран свою нефть продает, в основном, в Поднебесную — и не думаю, что в нынешней ситуации китайцы пойдут на поводу США.
К тому же ограничения на поставки нефти провоцируют рост цен на мировом рынке — что нам выгодно. Тем более, пока США будут устраивать разборки с КНР и Ираном, мы сможем некоторые свои дыры подлатать — использовать время для укрепления своих позиций.
Понятно, что Соединенные Штаты достаточно бесцеремонно давят на своих оппонентов, и в отношении России могут ужесточить санкции. Но мы, я считаю, подготовлены к этому лучше, чем тот же Иран — экономически, технологически и даже морально. Нам не в новинку враждовать с США.
Но не нужно и обольщается: американцы политически и экономически создают напряженность вокруг российских границ — перекупают дружественные России режимы. Мы видим, как ослабляются позиции РФ в Армении, Казахстане и Белоруссии. Кроме того, США ведут медленную, но верную подготовку общественного мнения через «пятую колонну» в российской элите к «транзиту власти». Под этим подразумевается свертывание того внешнеполитического курса, который имел место после Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007 году.
Так что если «суверенная» российская элита будет почивать на лаврах, и не воспринимать санкции США как серьезную угрозу, мы можем получить новый 1991 год.
Новости экономики: Белоруссия ограничила экспорт нефтепродуктов из-за качества российского сырья
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.